Незавершенность в качестве свободной перспективы

Валерий Казанцев
Многие, рассуждающие над смыслом жизни, люди должны были уже заметить, что свобода выбора порой совершает над нами злую шутку. Ведь именно от нее у человека болит голова о завтрашнем дне, когда необходимо будет сделать осознанный шаг на пути к решению каких-либо проблем или совершению поступка, от которого может зависеть собственная судьба или других близких людей. Любое решение, связанное с выбором, требует не только глубокого анализа текущей ситуации, но и сопровождается искренними эмоциональными переживаниями, что собственно и делает его особенно трудоемким.

Этот груз ответственности естественным образом давит на человека, а потому и решения зачастую принимаются, как говорится, не с легким сердцем, а именно с болезненным трепетом, что больше подходило бы для процедуры наказания, чем для здравого смысла. Человек, который пытается вести себя ответственным образом, очень переживает за результат своего выбора. А потому и сопровождающие любые важные решения события переживаются им очень даже чувственно, что сравнимо с настоящим психологическим недугом или душевной болезнью (кому как больше нравится). Короче говоря, результат свободного выбора человека представляется, как правило, в виде обузы, тяжелой ноши или бремени. То есть, вся наша жизнь по самому определению сложившегося порядка вещей состоит из череды решений, которые существенным образом усложняют ее.

Что же делать в таком случае с данной свободой выбора?! Неужели все стремления человечества раздвинуть грани этой области носят исключительно негативный и тупиковый формат? Между прочим, риторичность подобных вопросов кажется уже сомнительной в таком контексте!

С приходом весны и пробуждением природы очевидной становится и связь данного процесса с просветлением мыслей, включая и соответствующий раздел философствований над смыслом жизни. А потому и налицо становится факт, так сказать, прямого влияния понятных химических реакций организма (гормонального всплеска) на умственную и деловую активность человека. Кто-то может отметить сомнительную уместность данного замечания в контексте эссе, но связь все-таки есть – желание раскрыть эту тему пришло только сейчас (шутка от автора). Кстати, доказано, что количество тестостерона в крови мужского организма напрямую (пропорционально) повышает его мозговую активность. А посему и для людей, чья сознательная функция пребывает все еще в соотносительной связи с процессами в голове, стоит учитывать данный фактор, прежде чем уходить на «пенсию» в вопросах супружеского долга и прочих отношениях романтического аспекта! Но, продолжим рассуждения в более плотной связи с темой данного эссе….

Итак, свобода выбора позволяет нам претворят в жизнь наши планы, раздвигая, так сказать, рамки возможного, установленные от века. То есть, человек не может пенять на судьбу и фатальность оной, коль скоро, сам является ее творцом (хотя бы частично). Но сейчас нас интересует только такая малость, как степень реализации задуманного. Ведь цепочка «мысль – слово – поступок» в контексте рассуждений трансформируется в свою проекцию в виде «план – обсуждение – реализация», где в последнем пункте заложен, так сказать, итог всего процесса творчества. И вот здесь, автору этих строк, приходит в голову мысль о том, что некая незавершенность реализации может очень даже помочь в развитии общей тенденции движения вперед. Другими словами, некое многоточие в окончательной стадии процесса может восприниматься не как плохое качество итоговой продукции, а исключительно в виде множественности последующих решений.

Применяя данные рассуждения к авторскому творчеству в сфере литературного, например, искусства, можно отметить, что очень действенным инструментом для привлечения читательского интереса является именно незавершенность мысли в каждом эпизоде повествования. Ведь, читатель поневоле будет предвосхищать события своими домыслами. И вот эта связь (автор – читатель) будет намного прочнее в этом случае. Инструмент простой, но действенный. Между прочим, ни один авторитетный писатель, дающий на платной (что важно!) основе свои мастер-классы никогда не сможет дать столь эффективный совет, как был только что приведен выше!

Методом «от противного» также можно прийти к выводу о позитивном начале незавершенности. Ведь при досконально выверенном и законченном в итоге продукте (особенно интеллектуального творчества, требующего постоянного поиска возможных вариантов реализации) потребителю ничего не остается, как просто применить его по назначению согласно инструкции по использованию. А если хочется расширить грани возможного, то… ясен ночь в полнолуние, эффект будет минимальным. Таким образом, авторскому сообществу необходимо не просто брать на вооружение современную технологию интерактивного развития возможных сюжетных линий, как в современном киноискусстве, а именно подвигать читательский интерес в сторону предвосхищения событий. И это не детективный метод расследования, так хорошо известный всем. Там, как раз, все «заточено» на максимальное запутывание логических умопостроений. И всегда в рукаве имеются спрятанные козыри в виде авторских «креативных» ходов, которые всегда по своей сути представляют собой обычные недосказанности и укрывательства полноты картины. Все простенько и по сути банальненько. А в данном случае автор и сам до поры должен сомневаться, в какую сторону ему развивать сюжет, хотя бы в масштабах тактики.

Кстати, как и всегда, когда дело касается методологии развития сознательной функции, мне хочется сравнить такой анализ на примере физиологического (телесного) и душевного (духовного или сверхъестественного) аспектов человеческого развития. То есть, сравнивая мыслительный процесс (мозговая функция носит исключительно физиологический характер) с душевным (чувственным) состоянием, всегда можно понять всю ущербность первого в сравнительном соотношении со вторым. Фраза «умный понимает сердцем, а дурак – головой» имеет свой корень именно в такого рода логике. Здесь важно понимать, что основным принципом, заложенным в логическую мыслительную деятельность человека, является соотносительность с понятием страха. Именно страх боли, голода или потери руководит всеми «осознанными» (низший уровень) поступками обычных (духовно неразвитых) людей. Эти индивидуумы даже не удосуживаются прислушиваться к своему аппарату чувствования (душе), которая находится в виде живительно силы в кровеносной системе человека. Кстати, из-за того, что сердце является не только органическим насосом для перекачивания жидкостной массы, но и основным коммутатором «душевной» субстанции, мы так часто ассоциируем чувственные переживания с некими процессами в грудной области. Но, об этом поговорим в другое время, так как тема довольно масштабная сама по себе.

Итак, физиология зависит от страха. А вот душевная организация, как всем понятно и без особых рассуждений, полностью ориентирована на чувства, из которых наиболее важным по своему достоинству считается именно любовь. Поэтому она (Любовь) и является, кстати, основной ипостасью Творца. И что мы имеем в связи с этим в контексте нашего эссе?! Все просто. Недосказанность в страхе или физиологическом аспекте повышает интерес к развивающейся перспективе, что естественно в виду возможной манипуляции развивающимися событиями. Но вот Любовь, как антипод страха, не может быть в ущербном состоянии. Нельзя сильно или чуть-чуть любить. Так что, когда человек думает, что он любит, но не так сильно как, например, его «оппонент», то он должен точно признать факт отсутствия этого нереального чувства, которое не может пот самой сути рассматриваться в качестве делимой субстанции. Само собой, и недосказанности (незавершенности) в этом величайшем вселенском Источнике быть не может по самому установлению порядка вещей.

Подводя тематический итог нашим рассуждениям, можно констатировать факт того, что незавершенность в каком либо аспекте реальной жизни (нам, например,  предпочтительней философствовать на актуальные темы авторства литературных текстов) должна расцениваться исключительно в позитивном ключе. Естественно, речь идет об оптимальных величинах возможных перспектив, так как при полном отсутствии привязок к текущим событиям возникнет ситуация хаоса и полного беспорядка, что не может соотноситься с понятием творчества, зависимого от соответствующих закономерностей. Итак…. Незавершенность – это действенный инструмент развития сюжетной линии литературных произведений с точки зрения повышения читательского интереса!