Данилыч

Александр Вечасон
             После армии меня дипломированного техника в отделе кадров комбината определили работать на рудник открытых работ, помощником к машинисту бурового станка Ивану Даниловичу Пескову на станок СБШ-250МН. В первый день работы машинист мне объяснил, что в мои обязанности входит, запустил станок, подозвал меня себе, жестом указал на пульт и выдал:
             -Бури.
 
             -Иван Данилович, да я о таких станках и не слышал, на геологоразведочные учился.

             -Разберёшься, ученый, здесь все написано на пульте управления, сказал и ушел на другой станок потрепаться.

              Худо-бедно, но я разобрался потихоньку и уже к концу смены с опаской,медленно - но бурил. А разговор то не обо мне, просто, что бы вы знали кем он для меня был. Время шло, я стал машинистом, затем поступил заочно в горный и меня назначили горным мастером на другой рудник. Иван Данилович вышел на пенсию, но как и многие работу не бросил, попросился машинистом на водоотлив. Его перевели машинистом насосной станции ко мне в смену. Работа не пыльная, следи за работой насосов и уровнем воды в зумпфе - такой котлован в котором собирается вода, в результате работ по осушению карьера. Как правило большой глубины. Карьер в котором мы работали находился в 30 км от комбината и базового поселка. Не то что тридцать, за речкой, его видно было, а добираться к нему нужно было через районный центр, там был мост. Работали по двенадцать часов. Три дня в день, три выходных,затем три в ночь. Приходили в комбинат, садились в ПАЗик и ехали, по пути в райцентре собирали ещё рабочих.
              Так вот - Иван Данилович жил в райцентре. Едем, значить однажды на работу, я как капитан впереди у двигателя за спиной водителя справа. Смотрю есть ли кто на остановках из смены. Смотрю, а Данилыч мой как тополь на Плющихе качается.
               -Проезжаем, этого не берём,- даю команду водителю. Про себя думаю, -от греха подальше, не дай бог упадет в зумпф, посажу дежурного электрика, какая ему разница где сидеть ждать аварийной ситуации.Смену отмечу, а завтра ПОЛЮБЛЮ по полной.
               Данилыч, обиженный, что его не взяли на работу, побрел домой. Идти ему туда вовсе не хотелось, потому как на работу он ушел пораньше и трезвый, а проходя мимо пивнушки,иначе ему было не пройти, повстречал старого товарища ну и ... . Естественно обратная дорога также пролегала мимо этого заведения.
               -Аа!, подумал Данилыч, все равно бабка заругает и решительно вошел в пивнушку.... . Домой он попал попозже. Жена сидела на кухне и вязала. Бросив на него поверх очков презрительный взгляд на этот раз ничего не сказала.
 Данилыч подошел к плитке, с одной стороны приподнял на кастрюле крышку, тряпочная мочалка лежащая на крышке соскользнула в кастрюлю.
               -Ну где там твой борщ, располагаясь по хозяйски за столом изрёк Данилыч.
   
               -Я тебе предлагала, когда ты на работу спешил, так ты быстрей чтоб нажраться. Надо! Бери наливай и ешь!

Чувствуя свою вину, Данилыч встал, налил себе полную эмалированную чашку, положил краюху хлеба, чеснока и с присвистом стал хлебать.
               -Чё мясо - то недоваренное?

               -Какое мясо, спросила жена отрываясь от вязания, я его вытащила, оно в холодильнике. И расплываясь в улыбке:
               -Свинья ты пьяная, правильно сделали, что не взяли тебя на смену, ты ить сволочь такая, тряпку посудную жуёшь! Допился на старость лет, на работу его не взяли!

Почувствовав, что попал в задницу, Данилыч бочком выскользнул в сенцы и от греха подальше улегся на стоящий там старенький диван. Ночью проснувшись от сушняка, Данилыч не включая свет пошарил рукой в поисках ковшика. Он должен был висеть у ведра с квасом. Ковшик нашёл, где квас, а вот на полу почему -то. Данилыч зачерпнул полный ковш и с наслаждением отдвигая кусок хлеба носом начал пить.Кислая прохладная жидкость затушив пожар растеклась по жилам. Кайф,-подумал Данилыч. Пробрался к дивану и моментально уснул.
Разбудил Данилыча возмущённый голос жены собирающейся в сарай кормить свиней.
               -Это ж какая свинья чистый ковшик в помойное ведро засунула!?

               -Да! Притаился под кожушком Иван Данилыч,- попал. Куда ж сбежать? На рыбалку че-ли, пока эта в сарае у скотины будет, пока корову выгонит в стадо, а то щас вернётся и начнётся весёлый день. Не сбежать ли на рыбалку с удочкой на Ульбу подальше от этого сквозняка на весь день.Взять "взаймы" у жены и до вечера на речку.
    С Иваном Даниловичем жила младшая дочь с мужем и внучкой. Зять работал в милиции, охранял банк. Спали они в комнате без дверей, проём закрывали шторы. А ему край надо было просочиться в свою спальню. Там стоял шифоньер, который закрывался на ключ, ключ лежал на шифоньере, а в нём была заветная металлическая баночка из под чая в которой жена хранила деньги. Деньги то конечно зарабатывал Данилыч, жена по хозяйству и с детьми. И зарабатывал он в бытность машиниста бурстанка по тем временам очень неплохие. А бурильщик он был знатный. Только вот беда, деньги после того как он приносил домой зарплату становились достоянием семьи и уже их надо было просить у жены, если они тебе конечно для каких либо целей требовались. А Данилычу они бывало требовались и он тогда нырял в эту баночку. Не часто, но нырял. Супруга его Татьяна Ивановна хоть и имела три класса образования, но деньгам счет знала.Тут Силуанов и Кудрин отдыхают. И каждый раз обнаружив недостачу она поднимала скандал. Зять с Данилычем дружно отпирались.Причем у Данилыча мотивация не брать была большая.И он громко заявлял
                -Надо будет и так возьму! Куда ты денешься?!
Зять заявлял, что тоже не брал и обращал внимание тёщи на плохой учет. Этим всё и кончалось, но под подозрением у тёщи зять находился не меньшим чем Иван Данилович.
               -Да будь что будет, подумал Данилыч и проскользнул в свою спальню. Вот заветная баночка. Не задумываясь Данилыч положил ассигнацию в карман, на цыпочках вернулся в сенцы и на выходе остановился у рукомойника сполоснуть помятую рожу. Зажмурил глаза, набрал в ладошки воды и размазал её по лицу, подставил ладошки за очередной порцией воды, открыл глаза и......... . Руки и лицо были в красной не смываемой банковской краске. Завыв от бессилья с матами Данилыч бежал из дома.........