Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином

Любовь Звездина
Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином.
Q: Ваша Святейшество, что означает «lineage» линия передачи учения?

Линия передачи учения означает учение, которое было передано Буддой его ученикам, затем переводчикам и затем от одного Гуру к следующему. То есть, это непрерывная линия передачи, которая была произошла от самого Будды, и сейчас представляется нашим Гуру.
Q: Кто такая Тара?

Тара – это совершенство мудрости, и она - мать всех Будд, Бодхисатв, Шравак и Пратьекабудд. Эта мудрость выходит за рамки любых форм, знаков и описаний. Но из великого сострадания, чтобы помочь живым существам, она проявляется в физической форме, которая является Тарой. Слово Тара означает "Спасительница" или “Та, кто спасает”.

Q: Тару называют женской ипостасью Будды. Ваша Святейшество может уточнить чем она отличается от исторического Будды Шакьямуни, с которым большинство людей знакомо?

Будда может иметь мужской или женский аспект, так же, как и люди принадлежат к женскому или мужскому полу. Существует множество женских форм Будды, не только Тара и Вайрайоджини; есть такое много женских божеств! Некоторым людям намного проще практиковать женскую форму божества. Это зависит от личных кармических связей. Для некоторых женское божество больше подходит, а для других, мужское. Даже если мы находим, что из-за мудрости, сострадания и силы, все божества одинаковы, но воспринимая его в качестве матери легче призвать благословение женского божества.

Q: Почему Тара главным образом рассматривается как воплощение сострадания?

В основном все божества содержат в своей природе сострадание и пустоту; но Тара обладает двумя особыми характеристиками: во-первых, она имеет материнский облик, а во-вторых, она является эманацией Авалокитешвары, воплощением сострадания всех Будд. Поэтому, сущестует особая связь между состраданием и Тарой.

Q: Действительно ли Тара была настоящей женщиной, если это так, то когда она жила?


В действительности, конечно, она не человек, потому что истинный характер Тары – это совершенство мудрости, мать всех Будд и эта мудрость вне формы, любых знаков или описаний. Но из сострадания проявленного на относительном уровне, она проявляется в виде Тары. Но тем не менее существовала и историческая Тара. Сказано, что многие, многие кальпы тому назад жила принцесса, которую звали Гьяна Чандра. Она породила сознание просветления перед Буддой Амогасидхи. Обещая спасти живые существа от страданий, она дала клятву, оставаться в женской форме на всем протяжении пути, даже после достижения просветления. Так, что считается, что есть историческая фигура также существовала.

Q: Мы слышали много историй о помощи Тары? Существует ли особая история или опыт, с которыми Ваше Святейшество хотело бы поделиться с нами?

У меня нет личного опыта как такового, но Тара очень, очень важна и о ней есть очень много красивых историй. Одна из них связана с продолжением рода (Kh;n) Кхон. Это - история о Зангпопе, 11-ым держателем трона Сакья, от Кхён Кхончо Гьялпо, основателя монастыря Сакья. У дедушки Зангпопы было пять сыновей, отец Зангпопы, Лопон Йеше Дзингне, был сыном простой девушки, не принадлежащей к королевскому роду. Один из официальных сыновей, Чогьял Пхагпа, являлся держателем трона и наставником китайского императора. Другой сын Дрогон Чагма имел сына по имени Дхармапаларакшита, 9-го держателя трона Сакья. Он умер в 1287, не оставив официального наследника из рода Кхон после себя. Таким образом, Джамьянг Ченпо Шарпа занял его место.

На тот момент не существовало официально признанного принципа наследования линии Кхон. Хотя Зангпопа ещё был живым, люди испытывали сомнения по поводу Зангпопы, из-за его родителей, отца и матери, не принадлежащей к королевскому роду. Зангпопа был приглашен в Китай, но поскольку его отец не был официальным наследником, Император не признал его. Вместо этого его сослали в одну отдаленную область Китая.

Когда Дхармапалакаракшита (9-ый держатель трона) скончался, Император был удручён утратой. Почтительно приложив кости Дхармапалы к голове, он взмолился. Потому, что не было сомнений в наследственной линии его Гуру и как печально было теперь. Существовала только одна линия, от принцессы, во время смерти которой было много знаков, радуги, много реликвий из её тела. Это понимание изменило ум Императора, который осознал, что любая связь с наследственным происхождением его Гуру, свята.

В то время Зангпопа жил в отдаленной области Китая возле храма Авалокитешвары. Ему было очень тяжело, и он молился Таре. Тара явилась перед ним и поместив руку на макушку его головы сказала: “У тех, кто хочет иметь ребенка, может быть ребенок. Те, кто хочет иметь богатство, может иметь богатство. Все Ваши пожелания будут исполнены и все Ваши препятствия будут устранены.”

После того, как Тара благословила его, тибетские ламы помогли Императору найти местопребывание Зангпопы. В качестве племянника Чргьял Пхагпы, он был признан Императором и возвращен ко дворцу. Где был официально возведен на престол, как принц, происхождения Сакья Кхон. После чего Император сказал, “Очень важно продолжать историческую, родовую линию происхождения. ” И отдал свою собственную сестру Зангпопе в жёны. Так в линии Сакья Кхон Зангпопа занял трон и обрёл жену королевского происхождения. Этот император царствовал во время династии Y;n монгольской империи Китая. Принцессу звали Мудакхен. Она приняла полностью путь Сакья, выйдя замуж за Зангпопу и у них родился один сын.