Земля, которая стала родной. Часть 12

Сиеккинен-Сумарокова Татьяна
Вот и закончился удивительный праздник Юханус. Праздник торжествующей природы! Праздник лесов, полей и озер. Время единения человеческих душ с туманами морских вод и росами цветущего луга. 
И снова в душу заползает упрямая грустинка: ведь середина лета позади, день начинает уменьшаться, и опять стремительно приближается долгая суровая зима... 
- Остались позади праздники. И вот уже конец послепраздничной трудовой недели. Теперь будем отдыхать! - облегчённо вздохнул Тимо,  усаживаясь перед телевизором. - Погода сегодня замечательная!
- А какой воздух! Он весь пропитан медовым ароматом!     
- Это цветёт ли-и-и-па!- нараспев произнёс муж.
- Знаешь, Тимо, на моей Родине это дерево одно из самых почитаемых. Древесина липы светлая, легкая и мягкая. На Руси ложка, чашка, ковш и другие предметы обихода вырезались из липы. А из лыка раньше плели лапти, кузовки и другие предметы быта... Многие столетия наши предки ходили в липовых лаптях, а липовый чай – первое средство от простуды. Вот поэтому, испокон веков считалось, что липа – мать и хранительница земли русской.  Эх-х, наша лапотная  Россия-матушка!
- А в твоей Ниновке растёт липа?
- В самом селе есть несколько деревьев, это те, что посадили некоторые односельчане около своих домов. А вот если выйти за село и пройти немного по направлению к Пустынке, то там можно увидеть много липовых деревьев.
- Пустынка? Это соседнее село? - интересовался Тимо. 
- Это маленький хуторок! Одно из красивейших мест моего края. Это можно сказать лесной оазис. И вот, когда там цветёт липа, воздух наполняется медовым ароматом, который незримой рекой разливается по лесу и наполняет луг. Иногда душистые струи добираются даже до нашей Ниновки...
- Мы тоже наслаждаемся ароматом липовых цветов. Раньше у финнов домашняя утварь в основном была деревянной, её делали из липы. Я припоминаю, как моя бабушка рассказывала  о том, как в деревянной квашне ставили тесто, замешивали его еловой мутовкой. Много  всякой утвари было из дерева - ушаты, лохани служили емкостями для воды, подойники - для молока, кадушки, бочки для засолки рыбы, грибов и заготовки ягод на зиму, в деревянных ведрах запаривали пойло для скота.
Через открытое окно проникали волны медового запаха, которые будили приятные воспоминания.
- В моём селе в это время цветёт ещё одно пахучее дерево – это акация!
- Акация? Я читал об этом дереве, но увидеть не довелось.
- Ой! Тимо! Эти деревья в пору цветения издают необыкновенный аромат! И тогда на  белоснежные шатры чудной акации слетаются пчёлы! Мою деревню заполняет настоящий гудящий и мельтешащий праздник жизни. Красота и восторг наполняют душу.  Мне почему-то захотелось в деревню...
- Ну, вот завтра и поедем в Раума, не будем откладывать! – предложил Тимо. - Таня, когда твои курсы заканчиваются?
- Сейчас проходят последние дни практики, после этого заканчиваются курсы. Но я чувствую себя ещё не достаточно уверенно, чтобы работать, как специалист. Тимо, у меня маленький опыт, поэтому мне посоветовали продолжить обучение ещё на год при нашем ресторане.
- Это было бы хорошо! Почти два года обучения в одном учебном заведении - это важно. Получишь хорошие навыки, и вот тогда смело можешь работать самостоятельно.
- А как поживает твоя подруга Лена? Что-то давно она не заходила в гости к нам? Ты с ней общаешься? 
- Лена вчера мне звонила... Они с сыном почти каждый день гуляют по морскому побережью в Налликари. Лето! Вон, какая красивая погода! Да, она с ребёнком, вроде бы, собирается на неделю съездить в Петрозаводск. Мы договорились с ней перед дорогой встретиться, пообщаться. Завтра хочу проведать их.
А на следующий день после практики я поспешила к своей подружке. Яркое  солнышко обогревало своим теплом всё живое... На улицах города рядом с ресторанами и кафе вольготно раскинулись летние террасы. Финны, уютно устроившись в удобных креслах, наслаждались пьянящим летом, радовались каждому солнечному лучику. Я подумала о том, что они умеют ценить каждый солнечный день, ловят его как последний...
С Леной мы встретились на детской площадке. Маленький Алекс играл с машинкой, буксующей в песочнице, громко изображая работающий мотор.
- Ой! Какая удобная детская площадка! - удивилась я. - А сколько тут игрушек для песка: ведерки, лопатки, грабли, формочки, машинки. Даже свой «автопарк» с самокатами, велосипедами, тачками, колясками, машинками.
- Тут даже есть бассейн?! 
- Да! Это зона для купания! Вот эта ёмкость в жаркую погоду наполняется водой, и дети там с удовольствием плещутся.
- А как часто его чистят? 
- Сама лично видела, каждое утро его моют, чистят и заполняют свежей водой. – ответила приятельница.
- Лена! Это просто Рай! Детский Рай!
- А видишь, вон там, небольшой домик. Это своеобразный офис детской площадки.
- Да? – удивилась я. - А что там внутри?
- Там обязательно есть туалеты, большая игровая комната и кухня. В дождливую погоду дети любят там играть. На кухне есть все необходимое: холодильник, микроволновки, чайник, посуда. Можно принести чай, кофе, печенье, молоко и оставить в холодильнике, а позже достать, подогреть и там же покормить ребёнка.
- А в игровой комнате что есть?
- В игровой комнате различные игрушки для детей всех возрастов: погремушки для малышей и настольные игры для подростков, много книг и журналов.
- Здорово! А я часто проходила мимо, и думала, зачем на площадке стоит этот домик? Надо же, как удобно и для детишек, и для родителей!
- Да! Ты права! Дети здесь окружены особой заботой. Детей обожают!
- А вот и кухня прибыла! Сейчас покушаем и пойдём на берег моря. Алекс будет спать в коляске, а мы погуляем и побеседуем.
- А что это за кухня? Почему на детскую площадку привезли обед?
- Танюша, здесь так принято, в  период летних каникул на площадке устраивают бесплатные обеды, нужно только принести свою посуду. Вот держи, сейчас покушаем все вместе. - улыбнулась подруга и протянула мне пластмассовую тарелку.
Я наблюдала за происходящим и думала: «Это, действительно, сказка!»
Обеды оказались с разнообразным набором продуктов. В ассортименте были супчики, детское питание, картофельное пюре, маленькие сосиски, овощи, йогурты, фрукты, молоко и соки.
Мы подкрепились и направились в сторону моря.
Приятно было прогуляться по живописному берегу Налликари. Лёгкий ветерок обдавал морской свежестью. Вдоволь наговорившись, мы с Леной расставались с надеждой на скорую встречу.
Дома сразу у порога меня огорошил Тимо:
- Таня, собирайся, поедем в Турку к родственникам в гости. Это на юге Финляндии, а по пути заедем в Раума, посмотрим усадьбу, на которой давно остановили свой выбор!
- Как уже сейчас? Так сразу?  – А впрочем, хорошо! Я только сварю кофе и сделаю бутерброды в  дорогу и … вперёд.
Сборы были недолгими, поэтому через час на всех парах мы мчались по автомагистрали на юг Финляндии.
Как хорошо и комфортно ехать по пустынной магистрали в белую ночь! Настя спокойно спала на заднем сидении. А я, взяв на себя роль штурмана, следила за мужем, чтобы он не превышал скорость и не уснул в дороге.
- Таня, не переживай  ты так, у нас  вдоль дорог буквально на каждом шагу камеры. Не очень-то разгонишься! - успокаивал меня Тимо.
 Какая всё-таки красивая и очень уютная эта маленькая страна! - не переставала восхищаться я.
Перед нами расстилалась красивейшая панорама цветущих полей, зелёных лесов и громадных гранитных скал. 
- Тимо, там, на скале, растут берёзки!!! Как это возможно, чтобы деревья росли на камнях?
- Так задумано природой! Гранит здесь везде! Этот камень - символ Финляндии!
Ближе к югу меня поразили длинные тоннели, проходившие сквозь гранитные скалы.
- Надо же сколько труда нужно вложить, чтобы соорудить такие мощные тоннели. - думала я.
Наконец, мы подъехали к Раума. Утренней тишиной и покоем встретила нас южная природа. Вокруг небольшой уютной усадьбы раскинулся живописный лес. 
- Терветулоа! Проходите сюда! - с крыльца приветствовал хозяин.
На пороге дома нас встретила пожилая женщина. 
- Сейчас я приготовлю кофе. - засуетилась гостеприимная хозяйка.
- Спасибо, но мы ненадолго, посмотрим усадьбу и поедем дальше в Турку. – успокоил её Тимо.
-  Ну, что же, пойдём, пожалуй, знакомиться с хозяйством! - предложил старый финн.
Ухоженный двор, ровные ряды скошенной травы и красивые цветы-многолетники говорили о том, что хозяева - аккуратные сельские труженики. Красный сарай, в котором находились овцы, стоял в стороне от дома, а за ним  пролегла узкая тропинка к небольшому, но очень шумному протоку.
Я остановилась у воды и замерла...
-Тимо, слышишь? Шум воды...
- Ну как тебе? Нравится? - почти шёпотом спросил муж.
- Да, вполне! Хорошее местечко! Кругом природа.
- А школа у вас далеко? - интересовался муж.
- Школа в соседней деревне, туда автобус возит детишек.
Хозяин был не многословен.
- Там овцы, а вот тут куры. - кивнул он головой в сторону небольшого загона. – Ну, вот и всё наше хозяйство. Пройдёмте в дом. Кофе, наверное, уже готов!
В разговоре образовалось некоторое напряжение. Общения не получалось.
Хозяева сначала интересовались жизнью и погодой в Оулу, а потом повисла неприятная тишина...
Старый финн пристально рассматривал то меня, то мою дочь. Настя, не выдержав напряжения, выбежала во двор.
- А она откуда приехала? - интересовался хозяин, кивнув в мою сторону.
- Она родом из России.
- Значит русская! - лукаво посмотрел в мою сторону и добавил. – Рюсся.
О! Как хорошо мне знакомо это короткое слово – рюсся. Мне часто приходилось слышать его от сокурсников, от случайных прохожих. И, как правило, это слово использовали как пренебрежительное в отношении русских.
Настроение испортилось. Мне уже не нужны ни кофе, ни общение с этими людьми, ни эта усадьба. Внутренний протест и острая душевная боль ранили моё сердце.
А старики постепенно разговорились и поведали о зимней войне с русскими, и о том, как русские партизаны насиловали местное население, о горькой судьбе финского народа.
Но я со своей болью уже не могла сопереживать им. Мне не хотелось принять и понять их боль.
- Тимо, поедем домой! - просила я мужа.
- А где ваша девочка? – попыталась сменить тему разговора хозяйка.
Тимо посмотрел в окно:
- Да, вон она, в хлеву с овцами играет!
- Хорошая примета! - оттаял старик.
- Ну, мы, пожалуй, поедем, дорога  у нас дальняя. Нам ещё надо в Турку ехать.- улыбнулся муж, расставаясь с пожилыми людьми.
Но непроходимая обида не давала мне покоя...
- В чём моя вина? В чём вина моей дочери? - думала я.
Мне хотелось в этот момент всё бросить и вернуться на Родину, к маме.
- Тимо, я хочу к маме, я хочу домой на Родину в свою маленькую Ниновку. Здесь все чужие! Все эти удобства и красота - это не моё! Я не принимала никакого участия в создании такого Рая! Я здесь чужая, и мои дети тоже. - слёзы подкатили к горлу.
Тимо долго молчал, потом вздохнул и произнёс.
- Таня, успокойся!  А что ждёт тебя дома? Ты маме сообщала, о том, что случилось с тобой в Эстонии?
- Нет, я никому не рассказывала об этом. Зачем расстраивать, она и так прожила тяжёлую жизнь... Она, как и многие сельские труженики, порвала жилы на полях, отдала своё здоровье, а взамен – получила нищенскую пенсию. И ничего больше! Ни уважения! Ни достатка.
- Таня, так зачем же туда возвращаться? Если твоя мама не живёт, а выживает на своей Родине, то и тебя это же ожидает. Разве твоя Родина тебе мать? Мать никогда не предаст своих детей и не отнимет у них последнее!
Я мысленно перенеслась в свою деревню. Представила, как я иду по родной Ниновке и ловлю на себе  людские взгляды, которые больно жалят меня. Может кто-то и посочувствует, но почему-то думается, что чаще прочитаю во взглядах осуждение и злорадство.
Да, там, на Родине, сплошная ложь! Почему нам с детства внушали, что мы - самая Великая страна?! Мы - Самый Великий народ?! 
Почему? Я снова и снова задаю себе этот вопрос!
Жизнь показала, что огромный Советский Союз - это далеко не совершенная страна. Способ управления народом тоже далёк от совершенства. Жизнь также показала, что Советский Союз – это огромная махина лжи, которая десятилетиями запугивала, подавляла, обирала свой народ и внушала, что окружающие нас страны глубоко враждебны нам. Во главе с партией большевиков провозглашались липовые рекорды, липовые цели. Разве наши родители, бабушки и дедушки дождались тех времён, когда призыв «Всё во имя человека, всё для блага человека!» воплотится в жизнь.
Моя Россия! Моя любимая Россия! Тебя предали и разорвали на части, оставив лишь изуродованную землю.
Я смотрела на удивительно красивые финские ландшафты, а в голове почему-то звучали торжественные лозунги первомайских парадов: «Слава Великому Русскому народу!», «Слава КПСС!», «МЫ выполним и перевыполним!».  Я пыталась отвлечься, а гул Советской эпохи бил набатом своих страшных лозунгов.
- Знаешь Тимо? - обратилась я к мужу. В моей стране запуганный униженный народ живёт под постоянным прессом! Мне больно за Россию. Одно дело здесь меня обидят - переживу, а вот когда на Родине постоянные унижения - это уже не выносимо!
Сколько моего народа полегло в войну! Как же тяжело поднимали послевоенное хозяйство! И вот, снова ... стена.
- Таня, не все финны плохо относятся к русским, не расстраивайся. Ты тоже должна понять мой народ. 
    
         Продолжение тут:  http://proza.ru/2017/03/26/615