Виталькино счастье-15

Ладо Булах
....-Саааш....а...куда Алеська подевалась! Вот только что здесь-то была!-сказала испуганно Натка.

-Ну да,точно! Алеська за гусятами да утятами присматривала,вот те на! Как сквозь землю провалилась!-сказала Катя.

-Да,но она кричала ,звала на помощь!-сказала Алинка.

-Ага! Точно! И кричала она так будто падала куда-то!-сказал Максимка.

-Во-во! А крик донёсся оттуда! -сказал Святик и указал ...на руины помещичьей усадьбы!

Вот те здрасьте! Мы стояли в ступоре пытаясь понять с какой такой надобности Алеську туда понесло! Она же никогда без спросу никуда не ходила! А тут...Не мешкая мы помчались к руинам усадьбы.

-Алеськааааа! Сестричкаааа! Ты где,миленькаяааааа?! Отзовииись!-отчаянно закричал я.

-Алеськааааааа! Где тыыыыыы?!-хором закричали мы.


-Брааааатииииик! Ребятаааааааа! Я здееееесь! -раздался голосок Алеськи...из-под  земли!

Мы стали озраться вовсе стороны и тут я увидел дыру в земле,напоимнавшую нору. Голос Алеськи доносился оттуда! Что тако?!

-Алеся1 Сестричка! Ты там? Как ты там очутилась?!-крикнул я в дыру.

-Сашкааааа! Баратииииик! Ребятааааа! Вытащите меня скорей отсюда! Мне страшно! Здесь воды по поясь и ужасно пыльно! Аааапчхиии! Я сама не пойму как здесь очутилась,я услышала звук ,будто ребёночек маленький плачет,пошла поглядеть и бух! провалилась сюда!-ответила Алеся.

-Хорошо!Не бойся,сестричка! Мы вытащим тебя оттуда! -сказал я.

-Хорошо ,братик! -ответила Алеська.

-Так,ребята,не тоайте как слонята здесь. А то чего доброго все туда же ухнем! Девчонки ,стойте вот тут где я стою,и болтайте с Алесей,а я со Святиком и Максимкой бежим за верёвками ,фонарями,заодно дедушку прихватим с собой!-скломандовал я.

-Хорошо,Саш! Только вы ,мальчики,не долго! Ладно? А то здесь жутковато!-хором сказали девочки.

-Мы быстро,девочки!-улыюбнулся я и мы трое помчались ко мне домой. ....-сказал Александр Петрович.


.....Мамуль,а чего с тобой -то тогда стряслось-то? -сказала Юляшка.

...Ой,доченька,ребятки,до сих пор как вспомню так и вздрогну! Я тогда за гусятами да утятами присматривала,чтоб они поплавали и попаслись вдоволь. И вот слышу я,со стороны усадбы-то будто ребёночек маленький плачет. И так призывно при том! Ну я и решила поглядеть в чём дело. Меня будто магнитом тянуло туда! Я поднялась на горку,слышу,плач,будто из -под земли! Я перекрестилась,поцеловала свой нательный крестик. Мы с братиком никогда с ними не расстаёмся,нам их дедушка наш ,Илья Фёдорович подарил! Так вот ,подошла я значит поближе,стала озираться вокруг,и тут земля подо мною провалилась,и я вниз на попке как с горки только вжжжух! Как кричала ,летя вниз,ума не приложу! Ну и в воду холоднющую бууултых! До сих пор в толк не возьму как не захлебнулась тогда! Когда отплевалась,да отдышалась маленько ,давай оглядваться,свету с верху не ахти сколько было,но всё же огдлядеться я сумела. Оказалось что стою я почти  по пояс в воде в нидать ни взять подвале той самой усадьбы,всюду сундуки какие-то,и целые и разбитые,пыли ужас сколько,я потому и чихнула тогда. Ящики с бутылками заметила ещё,а прямо перед собой я увидела провал в капитальной стене. Но ближе идти тогда не решилась,решила дождаться братика и дедушку. Девочки старались смешить меня,но я по голосам понимала что и им страшно.-сказала Алеся.


-Это Алеська,нам потом рассказала,а тогда ,мы со Святиком и Максиимкой утят ,гусят,уточек и гусей спровадили домой,ибо забетили приближение грозы. Птицы и сами гуськом устремились домой,предчувствуя непогоду. Мы вихрем ворвались в дом:

-Дедунь! Бабунь! Беда! Алеська в подвал помещичьей усадьбы провалилась! Она сказала что услышала будто ребёночек плакал там,ну пошла поглядеть ,и не доходя метра три до самой усадьбы провалилась в подвал! Сказала что воды там ей по пояс! Девочки там остались ,чтоб сестричке не страшно было,а мы с Максимкой и Святиком привели птиц домой,ибо гроза приближается! Надо верёвку и фонари!Мы вытащим Алеську!-выпалил я.

-Дедушка Илья! Надо поспешить,пока гроза не началась! -выпалили хором Максимка и Святик.

-Ах ты,батюшкииии! Да что ж енто деется-то? Старик,чего стоишь как истукан? Поспешай с робятками внученьку спасати! -всплеснув руками вскричала бабуля.

-Так,робятки,в кладовке верёвка и пара фонарей! Пошли! Видать оползень натворил там делов! Ну да ничего! Вытащим Алеську! А ты,старуха,дуй что есть мочи,к участковому нашему,Никите Игнатичу! Скажи пущай поспешает к помещичьей усадьба! Пошли,робятки!А то скоро така канонада нечнётся ,мало не покажется! Знатная гроза будеть!-сказал дедушка,Илья Фёдорович.

Мы схватили верёвку и фонарики и напрямки побежали к усадьбе. Дедушке было тогда уже под семьдесят,но он был не по годам,статный,кряжистый,высокий,косая сажень в плечах,крепко сбитый,и выглядел весьма моложаво. Носил он длинные казацкие усы. Голова была его всегда до блеска выбрита.Шагал размашисто. Поэтому добрались мы быстро.

-О,Алеська,ура! Мальчики вернулись! И дедушка Илья с ними! -крикнули Катя и Алинка  Алеське.

-Ураааа1 Дедуняааа! Браааатик! Скорей вытащите меня отсюда! -.

Грохнул расскат грома. Девочки взвизгнули.

-Эге! Похоже начинается! Внученька,стой на месте не двигайся! Так,робятки ,разматываем верёвки! Мролодцы,эвона видите статуя стоит,вон слева,привяжите конец верёвки к постаменту! Живо!-скомандовал дедушка.

Мы со Святиком и Максимкой мигом всё сделали.

-Очень хорошо,теперича все по очереди спускайтесь туды! Живо!Гроза начинается! Давайте робятки!-скомандовал дедушка.

Сначала Максимка спустился,за ним Святик,потом девочки,а затем уже я. Внизу быдло сыро,что не мудрено,так как вода ого-го как прилично высоко стояла,было пыльно жутко  просто ,и куча ящиков повсюду ,разной рухляди,чуть правее от нас луч фонаря выхватил чтобы вы думали! Каменную лестницу! Значит должен быть вход в подвал!

-Дедунь,туточки справа каменная лестница,дебелая! Должно быть вход в подвал!Глянь ,справа есть чего -нибудь похожее на дверь?-крикнул я наверх.

-Лестница дебелая ,говоришь,внучек! Дай-кось осмотрюсь! О,ты гляди-ка1 А ведь и правда вход есть! Дверца имеется,с ручкой -кольцом! Чичас я отворю её. И-ррраз! И-двваа! Пошла! Пошла,родимая!-услышали мы расскатистый бас дедушки.

Послышался жуткий скрежет ,сверху посыпалась земля и вот в сполохах молнмй показалась могучая фигура дедушки.

-Эге!Подвал и есть! Эка тут воды! Наделал оползень беды! Батюшкииии! Свят! Свят! Свят! Господи Иисусе! Святые угодники! Нешто и правда родила тогда Аннушка! Ну дела!-вскричал дедушка,глядя влево от себя,и неистово крестясь.

Мы осторожно подошли к дедушке,поднялись на две ступеньки  лестницы,поспотрели туда куда смотрел дедушка и волосы наши встали дыбом! Мы стали неистово креститься и читать молитву "Отче наш..." её мы уже тогда назубок знали! Ибо глазам нашим предстала ужасная картина: в капитальной стене фундамента зияла дыра,а внутри на истлевших пелёнках лежали останки младенца. Мы зажали девочекам ротики ,дабы они не кричали. Хотя сами напугались нешутейно. Гроза набирала силу когда мы услышали зычный голос Никиты Игнатьича,нашего участкового:

-Ребяткиииии! Фёдоровиииич! Где выааа?!-.

-Туточки мы,Игнатьич,спускайся ,погляди чего нашли!-ответил дедушка.

Никита Игнатьич спустился ,увидал,мягко говоря,картину маслом,перекрестился и сказал:

-Свят! Свят! Свят! Господи Иисусе! Вот так -так! Выходит правду нам тогда сказывал Евграфий Семёнович,что кучером здесь работал. Будто Аннушка беременной оказалась от своего возлюбленного! И что Евграфий Семёнович слышал как ребёночек плакал,а потом утих! И никто в глаза младенца -то не видывал! А оно эвона как ! Ну дела! -.

Мы ушам своим не поверили! Гроза бушевала часа два не меньше и внезапно прекратилась! Вот будто обрезал кто! Дома нас дедушка с бабушкой в баньке попарили,бабушка чаем на травах нас напоила и тогда деждушка нам вот что рассказал:

-Тогда,робятки,был я таким как вы ,мальчонкой! Пастушком! Коровок да телят пас с лепшими друзьями. А школа -то аккурат в той самой усадьбе была. И вот однажды утром строжиха ,тётя Дуся ,белая как мел ,поведала нам будто по ночам ребёночек плачет в усадьбе,а где,неведомо! Ну приехали чекисты обшаоили усадьбу вдоль и поперёк! Ничего! А про подвал -то оказывается и запамятовали! Я сам дверцу то с трудом разглядел! А чекисты будто на пожар спешили,всё бегом да бегом. А потом ужо ,старый конюх,Евграфий Семёнович Соколов,рассказал что работал кучером в юности в усадьбе. И слышал как младенец плакал там! Да только откель он там взялся -то там? Тут-то и смекнули мы,уж не была ли беременна Аннушка-то? Евграфий Семёнович сказывал что как-то возил Аннушку на некоторое время в Свято-Анненский женский монастырь,что семи верстах отсель! Там больница была,и доктор хороший! Сколько пробыла там Аннушка никто не ведает. Граф Гаврила Мефодьевич самолично лошадьми правил когда её забирал оттуда! А потом переполох жуткий был в усадьбе,юудто пропало что! Уж как Аннушка-то тогда убивалась! Она с того времени чахнуть-то и стала ,а вскоре и померла.Во как! Ну да Никита Игнатьич разберётся что да как!-.

Мы долго не могли уснуть тогда. И наболюдали ,играя на лужку,у усадьбы кучу милиции и прочих людей. Это длилось недели две,потом утихло. А потом мы были в часовне ,где стоял малюсенкий гробик и отец Апполинарий отпевал рабу Божию Ефросинию. Останки как оказалось принадлежали девочке,трех недель от роду. Как оказалось,Аннушка действительно родила 5 июня 1903 года дочь. Аннушке шел тогда двадцатый год. Она была беременна от своего возлюбленного,но не сказала ему об этом. Когда Гаврила Мефодьевич увидел растущий животик Аннушки он всё понял,попросил учтиво объясненний и Аннушка ,глотая слёзы ,поведала мужу что граф Валевич на одном из званых ужинов в доме её отца таки добился близости с нею,а потом Аннушка с ужасом поняла что понесла. Она побоялась признаться в том своему батюшке,справедливо опасаясь его гнева. Но вскоре беременность утаить стало невозможно,тогда она решила прервать беременность,но бабка -повитуха отругала её и сказал чтобы она открылась Гавриле Мефодьевичу. Тогда граф и отвёз её в Свято-Анненский монастырь,тамошняя нстоятельница ,игуменья Феодора выслушала несчастную Аннушку и её поместили в больницу при монастыре. И вот в ночь на 5 июня 1903 года у Аннушки начались роды,бабка повитуха приняла здоровенькую девочку,котрой дали имя -Ефросиния! Аннушка холила и лелеяла доченьку! Граф был несказанно рад и записал малышку как свою дочь -Шурагину Ефросинию Гавриловну! Малышку вскоре окрестили и все вернулись домой. Но однажы Аннушка увидела старшего брата своего бывшего возлюбленного ,графа Валевича,Казимира. Тот заявился нахально к графу и потребовал чтобы малышку записали как дочь его брата. На что Аннушка учтиво ответила:

-Граф Казимир! Я поступила так,потому что ваш брат запятнал свои руки кровью моего отца! Я не могла посему допустить чтобы моя дочь носила его фамилию,вашу фамилию,граф! Поймите же меня правильно! -.

Взбешённый Казимир ушлёл,ничего не ответил,а через несколько дней,маленькая Ефросинья пропала. Казимир совершил ужасный поступок. Он подкупил дворецкого,тот за ужином подсыпал графу и Аннушке в еду лошадиную дозу снотворного, когда те уснули впустил Казимира в дом,тот взял спящую малышку из колыбели,спустился в подвал ,выдолбил аккуратно нишу в стене и заживо замуровал малышку! А потом исчез. Когда утром малышки не оказалось,то случился ужаснейший переполох. Малышку так и не нашли. Аннушка стала чахнуть на глазах и 17 августа 1903 года спустя неделю после своего двадцатилетия померла. На графа Гаврилу Мефодьевича страшно было смотреть! Он резко постарел,осунулся и стал выглядеть как древний старец.Имением стал руководить Пётр Гаврилович. А дворецкий,звали его Апполон Григорьевич мучимый угрызениями совести спустя полтора года после кончины Аннушки,не выдержал и рассказал Гавриле Мефодьевичу что это Казимир Валевич похитил малышку,и что он с нею сделал он не ведает,что Казимир подкупил его и он его сиятельству и её сиятельству посыпал в еду снотворное и впустил Казимира в дом и тот выкрал малышку. Едва услышал сие нещасный граф Гаврила Мефодьевич,его хватил удар и через четыре дня, 20 января 1905 года скончался. А дворецкий удавился в саду на старой вишне в тот же день. Петр Гаврилович похоронилд батюшку своего подле своей матушки и Аннушки. На могиле отца он поклялся отомстить Казимиру Валевичу за его злодняние. И когда грянула Первая Мировая,Петр Гаврилович уже в чине майора ,встретился с Казимиром Валевичем ,они повздорили,Валевич выхватил из ножен саблю и бросился на Петра Гавриловича ,но тот увернулся ,и метким ударом своей сабли укоротил нахала на голову. Сей Казимир как оказалось беспробудно пил,к службе относился халатно,ежели делал кто ему замечания тотчас же бросался в драку. Так что конец оказался закономерным. Следы Петра Гавриловича теряются в Париже. Всё это поведали нам Никита Игнатьич и директор краеведческого музея,доктор исторических наук Вилен Павлович Рощин,замечательнейший человек,он аоказал нам кипу документов,фотографий,словом разложи всё по полочкам. Отец Апполинарий молебен по малышке и возле усадьбы отслужил,и схронили ей подле Аннушки,видели там фигурка плачущей девочки,кторую утешает ангел? Это и есть могилка мылышки Фроси. С тех пор плача ребёнка со стороны усадьбы никто не слыхал,но кто знает,какие тайны ещё хранит эта усадьба? Кто знает!-сказал Алесандр Петрович.

Дети молчали ,пораженные этой историей....