Великая сила музыки

Светлана Ефименко
   Что вы чувствуете, когда слышите вальс Евгения Доги, музыку Петрова, Таривердиева, «Метель» Свиридова
 или музыку Александра Зацепина, в особенности композицию из кинофильма
« Красная палатка»?
Ведь кажется, что душа очищается и воспаряет ввысь, что мир просветлел и заиграл яркими красками, и каждая твоя клеточка наполняется любовью ко всему окружающему...
А вы слышали игру Яши Хейфеца — музыканта от Бога? Его исполнение перевернуло моё
сознание. О, эти волшебные звуки скрипки!

   Я тоже в детстве обучалась игре на скрипке. Меня, как и всех моих братьев и сестер, а нас было у родителей пятеро, определили в музыкальную школу.
Старших братьев, Гену и Вову, по классу баяна, Таню — на фортепиано, а нас с Леной отдали на обучение игры на скрипке.
У Гены обнаружился блестящий талант и невероятные способности. Он стал профессиональным музыкантом, причём овладел игрой на многих инструментах, кроме смычковых,его уникальный слух позволял писать аранжировки и партитуры для целого оркестра.
Володя,хоть и выбрал другую профессию,но как и Гена, с музыкой не расставался никогда.
Он хорошо играет на гитаре, стал прекрасным трубачом, его до сих пор приглашают выступать в составе духового оркестра на торжественные мероприятия города.

Таня, в силу свойств своего характера — стеснителность, скромность, не продолжила обучение в музыкальном училище, хотя, по теории музыки шла впереди всей группы.
Конечно, многое зависит от педагога, можно было поработать над неуверенностью и зажатостью ученицы... Тане не повезло.

Зато нам с Леной повезло несказанно! Мы попали в класс Зейделя Карла Германовича —

отличного скрипача и высококлассного педагога. Это я оценила позже, когда сама окунулась в педагогическую деятельность.
Сколько в нем было терпения и трудолюбия, сколько любви к детям и к своей профессии! Как тонко он уводил нас в мир музыки! Его ученики отличались не только манерой исполнения, но и постановкой, осанкой,— над этим он не уставал работать.

Карл Германович говорил с акцентом, но никогда не повышал на нас голос. И по его лицу, вдохновенному или с гримасой, можно было определить, попала ты в ноту или фальшивишь.
   И, если Лена занималась увлеченно и с интересом, то я, напротив, отлынивала при каждой возможности. Для меня это было чисто формально, для успокоения родителей. Но как я могла тратить время на повторение каких-то гамм, этюдов, когда меня ждала
улица, там друзья, мальчишки, с которыми намного интересней:игры, походы,заседания в «штабе» на чердаке, с обсуждением повестки дня... Да мало ли развлечений? — а ты тут должна неподвижно стоять хотя бы час и пиликать... Не для меня это!
Как ни старался Карл Германович пробудить во мне желание заниматься музыкой, даже скрипочку покрывал лаком, сам под аккомпанемент Риты Францевны (его жены) наигрывал мелодии или ставил пластинки,— все усилия были тщетны. Мои мысли были далеко, а взор устремлен в окно. Там, на улице ждут пацаны, с которыми сегодня гоняем на великах или полезем в закрытый до начала сезона пионерлагерь им.Терешковой за зеленым урюком, котрый будем есть с особым шиком, посыпая солью.

   Конечно, долго так прдолжаться не могло, как бы я не хитрила, скрывая от родителей свои пропуски и пряча дневник у друзей ( «забыла в классе»).
Получив двойку на экзамене в 4 классе, понуро шла с педагогом на беседу с родителями...Зная строгость моего отца, Зейдель сам решил объяснить ситуацию. О чём они говорили, я так и не узнала. Только помню, мама вышла из комнаты переговоров и  сказала:
— Света, пиши расписку, что когда вырастишь, не будешь нас упрекать в том, что не настояли...
— Нет, мамочка, никогда не стану упрекать! Мне больше нравятся занятия танцами и гимнастикой!
Здесь надо добавить, что не только улица была у нас, дворовых ребят, на уме, мы посещали кружки в Доме пионеров, спортивные секции. Хотелось везде успеть и проверить свои силы.

   Так закончилось моё музыкальное образование.
Но я любила слушать, как занимаются и выступают на концертах мои братья и сестры.
Дома мы тоже устраивали музыкальные посиделки с чаепитием, где я стихами и танцами заполняла свои выступления. Надо отметить, что папа играл с молодости на мандолине, а мама на гитаре.

Шли годы. Лена, как и старший брат,продолжила музыкальное образование. Стала хорошей скрипачкой и педагогом.(о ее судьбе читайте рассказ «Спасибо за любовь!»)
Семья Зейдель уехала в Германию. Но Карл Германович дважды приезжал в Фергану, и обязательно заходил к нам домой, а также посещал своих учеников в училище, и даже помог нам выбрать скрипку хорошего мастера, которая стоила и по тем временам больших денег.

Забегая вперёд, скажу, что эта скрипка досталась по наследству моей дочери. Она сейчас преподаватель высшей категории, и её ученики делают огромные успехи.

   Но как звуки скрипки перевернули когда-то моё сознание?
Однажды, когда мне уже было лет 16, Гена принёс грампластинку, где в исполнении Яши Хейфеца звучала музыка Сен Санса «Интродукция и рондо—каприччиозо».
Это было потрясением!
Мы слушали всей семьёй раз за разом, а моя кожа была «в мурашках» и волосы торчали дыбом.
Какая музыка! Гениальное исполнение!
Это было божественно, сокровенно, за гранью человеческого понимания духовности...
  Я могла часто слушать эту пластинку, мне хотелось познать какую-то тайну бесконечности...
Но случилось так, что кто-то из друзей однажды не вернул нам пластинку. И сколько я не искала её по магазинам фирмы «Мелодия», не находила. И вот, о чудо, в Таллине, мне повезло, — я таки купила «Интродукцию и Рондо—каприччиозо» Сен Санса, но в исполнении Давида Ойстраха. Слушала тоже часто, но уже без мурашек, — исполнение отличаелось каким-то качеством, не было магнетизма. Хейфец — скрипач от Бога, он играл душой и сердцем!

   И только теперь, с появлением у меня интернета, я могу вновь окунуться  в волшебный мир скрипичного искусства гениального исполнителя Яши Хейфеца.

    Я преклоняюсь перед талантом великих музыкантов и композиторов, их учителями и учениками, которые обогащают и наполняют нашу жизнь, возвышая и облагораживая наши души и наши чувства.
   Им я посвящаю своё стихотворение — обращение:

          Нас музыка с рожденья окружает.
          Она волнует и чарует, и пленяет!
          В чем тайна волшебства?!
          Как разгадать загадку?
          Талант сверхбожества?
          Служенье Музе без остатка?
          Бетховен, Моцарт, Бах, Шопен,
          Чайковский, Паганини...
          Бессмертны их творенья и поныне!

          Разруха, голод, войны, потрясенья...
          А музыка несла народам исцеленье.
          Бесценнен дар классических маэстро,
          ЗанЯвших на вершине славы место!
          Уходят времена, сменяя поколенья.
          Их музыка жива! — Ей нет забвенья!

          Великая вам миссия дана —
          Дар гениев нести через века!