Н. Тальберг. Мусия - её судьбы в России

Библио-Бюро Стрижева-Бирюковой
Н. Тальберг

«Мусия» — её судьбы в России


Мозаика — в широком значении слова, рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены, с помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея. Бывает она из разных веществ. В более тесном смысле, так называется работа, исполненная из цветных кусков обожженной и эмалированной глины, естественных камней различных пород или стекла, окрашенного сплавом с ним металлических солей (т. наз. смальта). Употреблялась мозаика в глубокой древности; указания на нее можно встретить в Библии.
С Востока мозаичное искусство перешло в Грецию, оттуда к римлянам. Особый расцвет она получила в Восточно-римской империи, где не скупились пользоваться золотом и серебром, в особенности первым. В Италии мозаичные произведения постепенно ухудшались, но с XI - XII вв. начали улучшаться под византийским влиянием. С конца XIV в. в Италии мозаика почти прекращается, за исключением Венеции, и заменяется фресковою живописью, превращаясь, вместе с тем, в копировку произведений кисти.
В XVI и XVII вв. мозаикой украшался новый собор св. Ап. Петра в Риме. Создалось папское мозаичное заведение, мастера которого проявляли большое искусство, передавая с особенной точностью оригиналы и применяя огромное число цветов и оттенков смальтов.
В Русь мозаика, в старину именовавшаяся мусией, проникла из Византии. До сих пор в Софиевском соборе в Киеве существует особенно памятная мне с детства, огромная икона Богоматери в верхней части главной алтарной апсиды, именуемая «Нерушимой Стеной». Мозаика встречалась еще: в Киеве в Десятинной церкви и Печерском и Михайловском монастырях, в Новгороде - в Софиевском соборе. Потом мозаика была позабыта (за исключением штучных полов в некоторых древних церквах). В половине XVIII в. Ломоносов завел в С.-Петербурге мозаичную фабрику, для которой сам изготовлял смальты. Им было исполнено, при участии живописца М. Васильева, несколько мозаичных картин, между прочим «Полтавская битва», предназначавшаяся для проектированного мавзолея Петра Великого {хранилась в Императорской академии художеств) и портрет императрицы Елизаветы Петровны. В июне 1764. г. императрица Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». Попытка Ломоносова, не найдя поддержки со стороны правительства и общества, осталась без дальнейших последствий.
Твердо утвердилась мозаика в царствование просвещеннейшего императора Николая I, большого знатока и любителя искусства. По его воле в 1846 г. устроена была в Риме мастерская, в которой несколько русских художников, пенсионеров министерства императорского двора, стали изучать мозаичное производство. В ней исполнено было несколько работ, главным образом для строившегося Исаакиевского собора в столице. Вскоре мастерская была переведена в Петербург, и папа разрешил нескольким мастерам своей студии поступить на русскую службу. В мастерскую, кроме итальянцев, вошли Е. Солнцев и другие, работавшие в Риме, и двенадцать молодых учеников Академии Художеств, под контролем которой находилось это учреждение. Помещалась она сначала на императорской стеклянной мануфактуре, потом же было отведено помещение, выстроенное вблизи академии, с которой мастерская слилась, называясь с 1864 г. «Императорским мозаичным отделением». Им произведено было много работ в Исаакиевском соборе.
Пояснением к этим данным, почерпнутым, главным образом, из «Энциклопедического Словаря» Брокгауза и Ефрона (1896 года), служит письмо вел. князя Константина Николаевича, отправленное близкому ему А.В. Головину из Ореанды 17 мая 1886 г.
«Когда Батюшка мой в 1845 г., возвращаясь из Палермо   [1], остановился несколько дней в Риме, он был несказанно поражен мозаиками в соборе Св. Петра. Тут, между прочим, находятся мозаика Преображения - Рафаэля и Причащение Св. Иеронима - Доменикино, оригиналы которых висят рядом с собором в Ватикане. Его особенно поразило, что в оригиналах от времени все краски и цвета потухли, потемнели, тогда как в мозаиках они сохранились во всей их первоначальной свежести, так что по ним только можно судить о впечатлении, которое оригиналы должны были производить, когда в XVI веке они только что вышли из мастерской их художников. Живо помню неоднократные рассказы Батюшки про громадное впечатление, вынесенное им тогда из Рима. Он тогда убедился, что мозаика c’est la peinture de l’eternite    [2]. В то время строился у нас Исаакиевский собор, излюбленное детище Батюшки, и писались для него такою вереницею художников, как Брюллов, Неф, Бруни, Басин и др. Поэтому Батюшка немедленно решился основать у нас при Академии мозаическую мастерскую, для постепенного воспроизведения мозаикой всех картин этих артистов, дабы сохранить их на века. С этою мыслью он обратился к тогдашнему папе Григорию XVI, и тот был так любезен, что допустил для нас то, что никогда еще не допускалось: Ватиканская мастерская поделилась с нами своею ревниво оберегаемой тайной. Вследствие этого; немедленно приняты были две меры: несколько наших молодых художников были посланы учениками на несколько лет в Ватиканскую мастерскую, а из Рима были выписаны в Петербурга два брата Бонафеде, которые на нашем казенном стеклянном заводе ввели искусство произведения смальтов и в то же время стояли во главе и самой мозаической мастерской. Оба эти брата Бонафеде уже давно умерли и оба мастерства (и составление смальтов и работа самой мозаики) продолжаются одними нашими собственными силами. Вот история нашей академической мозаичной мастерской, работой которой мы гордимся и любуемся в Исаакиевском соборе. Репутация этой мастерской огромная, и вся Европа ее ценит наравне с Ватиканской» («Рус. Архив». 1895.).

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. В Палермо лечилась императрица Александра Феодоровна.
2. Это живопись вечности.

(«Православная жизнь», 1960 г.)