Командировка в Китай. Часть 5

Виктор Мясников
(Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2017/03/16/619)

Путевые заметки о Китае. Ненаучный отчёт
Часть 5.

         И началось у нас нормальное совещание – обсуждение, полезли первые выводы и предложения. Но быстро стихли. Дело в том, что перед отъездом, ещё на обнинской земле мы собирались для отработки последних штрихов нашего пребывания в Китае, и я, к слову, напомнил коллегам, что у наших восточных друзей есть привычка «писать» всё, что происходит в гостиничных номерах. Так, на всякий случай. И вот здесь, перед самым разгаром обмена мнениями, наш глава поднял глаза к потолку и глубокомысленно замолчал. Все поняли, и, как писал Филатов, «разговор сошёл на баб». Вася ещё больше проникся бдительностью и включил телевизор. Разговаривать стало почти невозможно.
         Что такое пузырь на пятерых? Так, снотворное. А мы, действительно, нуждались в отдыхе. Поэтому выпили за пруху-удачу, договорились насчёт завтрака и разошлись.

         У себя в номере я быстренько привёл себя в порядок, с удовольствием вытянулся на широченной кровати и стал щёлкать пультом телевизора, пытаясь вникнуть в разнообразие и суть телевещания в нашей провинциальной столице. Потом устал от китайской речи, переключился на 47-й канал с новостями на английском языке и выставил таймер на отключение через полчаса. Но заснул раньше под новость о встрече китайского руководства с премьер-министром Греции.

         Пробуждение опять было ужасным. Сама мысль о том, что в Обнинске в это время 2 часа ночи валила с ног. Да и здесь в 7 утра было ещё темно. Во дворе тоже было подозрительно тихо. Выглянув в окно, я всё же узрел некоторые признаки жизни: от корпуса к зданию ресторана брёл сонный швейцар. И всё. На всякий случай сверил часы в будильнике, телефоне и наручных. Увы, 7 утра, пора вставать. И поскрипел под душ.

         Завтрак снова был знакомым псевдоевропейским. Даже банка с джемом была вчерашней. Мы вяло подкрепились, залили всё это сверху цикориевым «кофе» и пошли собираться к выезду. В полдевятого подъехала наша «тойота» и мы влились в поток китайских трудящихся, спешащих к местам работы.

         Погода была точно такая же, как и вчера, и я подумал, что погодные сайты все врут. На обещанные дожди не было даже намёка, а это означало, что я зря тащил с собой зонтик, который от тряски расщёлкнулся у меня в чемодане, порвав пакет с лекарствами. Которые, кстати, тоже пока были не нужны. Тьфу-тьфу!

         Через 20 минут мы миновали знакомую проходную, поднялись в холодную по-утреннему комнату переговоров, расселись и начали пробивать дорогу к взаимопониманию через нашего весёлого «мифиста» Джана. А он опять воспарил над всеми, рыча и всхлипывая согласными, активно жестикулируя и периодически похохатывая. Мы же схватили по стакану с чаем и отогревались, дожидаясь, пока тепловая пушка заменит весь воздух в комнате. Наши друзья продолжали сверлить нас одними и теми же вопросами, мы по очереди однообразно отвечали. И всех это устраивало. Время летело быстро, и не успели мы по три раза сбегать «до ветру», как наступил полдень. Нам подтвердили, что на сегодня работа закончена, встретимся, мол, завтра, а после обеда Люба повозит нас куда нам надо и поможет реализовать наши желания.

         «Но, позвольте! - вскричали мы, - А как же итоговый документ? Когда же мы будем работать над ним?» Хозяева переглянулись и полопотали что-то по-своему. «Спокуха! – заявил их старшой, - завтра мы ещё полдня подискутируем, а после обеда подработаем и подпишем протокол».

         «Ладно, - ответствовали мы, - но тогда дайте поручение своим нукерам подготовить черновик протокола и представить его нам для проработки и согласования». «Лады!» - заверили нас, и повели на обед в знакомый отель.

         По дороге словоохотливый Джан гордо демонстрировал свои знания русского. Уточнив наши полные имена, он тут же с детской непосредственностью спросил нас, не будем ли мы возражать против того, что он станет называть нас уменьшительными именами, мотивирую это тем, что его коллегам трудно произносить полные. По правде сказать, ему тоже было трудно их произносить, поэтому мы не возражали. Глава делегации тут же стал Колей, а я – Витей. С остальными «было поступлено» так же.

«Хорошо, хоть не Витёк! - проворчал я на ухо главе, - А то, как у Райкина – «Федя, Федя, 40 лет, а всё Федя!».  «Коля» хмыкнул, но смолчал. Валера, Юра и Вася живо обсудили это и решили, что хрен с ним, лишь бы на пользу.

         Обед в ресторане соседнего отеля был такой же, как и вчера, в зале так же шумели и пьянствовали другие группы. В воздухе на фоне китайских ароматов отчётливо пахло «ацетоновкой». Было похоже, что они уже подписали свои «протоколы» и теперь обмывали результаты встреч. Мы порадовались за них и заработали палочками.

         После обеда нас доставили в гостиницу, где было решено проехаться по магазинам и сделать первый пристрелочный «шопинг». Решено большинством, к которому я не принадлежал. Мне всё ещё хотелось как следует выспаться, к тому же от постоянного сидения у меня стала побаливать нога, и меня больше бы устроила короткая послеобеденная прогулка и здоровый двухчасовой сон. Но я решил «не разбивать компанию», и, как позже оказалось, зря.

         Всё получилось так, как и должно было получиться. Наша, достаточно разношёрстная по интересам, группа погрязла в дискуссиях по поводу того, куда нам нужно ехать. Поскольку конкретного места никто предложить не мог, доверились Любе, которая уверяла нас, что «тут недалеко» есть очень большие магазины, где есть всё. Она, естественно, полагала, что мы как все туристы кинемся «грабить» универмаги, скупая всё подряд. Из этого и исходила, погрузив нас в «тойоту» и увезя в «даунтаун», напичканный дорогими магазинами именитых европейских фирм. Там нам с трудом удалось найти парковку для машины. Мы вылезли и были строго проинструктированы Любой на предмет внимательности к своим карманам и кошелькам, поскольку этот район – излюбленное место работы «щипачей». Проникнувшись серьёзностью обстановки, мы начали, как цыплята, бегать за ней по переходам и этажам универмагов, которые через пять минут стали для меня похожими как близнецы. Нога болела всё сильней, хорошее настроение медленно улетучивалось.

         Тут стоит сделать небольшое отступление. Честно говоря, с самого начала у меня не было никаких особых планов купить что-то конкретное. Хотелось просто посмотреть страну, пожить в ней неделю, проникнуться местным духом, а если и купить что-нибудь, то только чаю, причём такого, которого нельзя найти у нас. Ну, может ещё каких-нибудь мелких типично китайских сувениров. И всё. Была, правда, одна глобальная мысль: если бы я набрёл на какой-нибудь специализированный авиамодельный магазин, то конечно, тогда бы я «развернулся» по полной программе. Ведь большинство авиамодельных причиндалов делают в Китае, притом очень неплохо. Но к этому я не подготовился заранее, т.е. не подыскал ничего в интернете, не знал адресов, а вероятность набрести на такой магазин случайно была практически нулевой. Тем не менее, в глубине души я надеялся на чудо. Ведь в Вене мне удалось совершенно случайно обнаружить такой магазин! Естественно, я не мог себе позволить поставить такую задачу перед сопровождающими и таскать с собой на машине всю группу. Тем более что интересы мои были весьма специфическими и далёкими от чаяний большинства. Поэтому становится понятно, отчего улетучивалось хорошее настроение. Было жалко времени, и утомляла бесцельная «групповая» беготня.

         И я, наконец, решился. Предупредил главу и обратился к Любе с мольбой отпустить меня «в свободное плавание». Боже, как она перепугалась! Она никак не могла понять, почему это я хочу оторваться от всех. Разве мне плохо с ней?! Может, она в чём-то виновата. Я уже горько пожалел, что вообще поехал в этот шоп-тур, и вдвойне пожалел, что затеял этот разговор. Но тут меня поддержал глава. Мы объяснили Любе, что она здесь не при чём, просто у меня разболелась нога, и мне нужно просто полежать в номере. Она тут же начала соображать, как меня доставить в гостиницу и выхватила телефон, чтобы вызвать шофёра. Пришлось потратить ещё пять минут, заверяя её, что я доберусь сам, я хорошо запомнил дорогу, я сумею спокойно дойти так, так и вот так до статуи товарища Мао, а оттуда до гостиницы – рукой подать. Всё-таки нам удалось успокоить её, но она всё равно позвонила своему «руководству», долго что-то объясняла ему, но, наконец, получила «добро». Меня отпускали! Ну, слава Будде! Я ещё раз заверил её, что она здесь не при чём, и пусть не беспокоится. И отбыл.

         От места нашей парковки до гостиницы можно было дойти за 20 минут обычным «городским» шагом. Но это в мои планы не входило. Наоборот, я покинул богатый центральный проспект и начал неторопливо обходить параллельные улицы, рассматривая витрины и содержимое маленьких магазинчиков и мастерских. Это было значительно интереснее, чем бесконечные поездки на эскалаторах по этажам «гроссмартов». При этом я старался сохранять стратегическое направление на Великого Кормчего, и не забывал периодически убедиться в наличии бумажника в кармане. Инструктаж – штука серьёзная!

         Так, прогуливаясь в спокойном темпе и осмотрев немерянное количество лавок, лавчонок, живопырок и просто развалов, я за час с небольшим дотопал до гостиницы, отмылся от дорожной пыли в душе и прекрасно проспал до ужина. Никаких авиамодельных магазинов я, конечно, не нашёл. Более того, мне не попался ни один магазин, мало-мальски напоминающий инструментальный. Несколько крошечных велосипедных мастерских не в счёт. Создавалось впечатление, что в этой части города живут люди, которые сами руками ничего не делают, только потребляют. А мастеровитые китайцы сгруппированы где-то вдали от центра, в резервациях. Там и находятся магазины для них. От этой мысли стало грустно. Но ненадолго. Не стоило делать окончательных выводов после двух дней пребывания в стране.

         К ужину вернулась вся наша группа. Были произведены первые траты, и народ горячо обсуждал покупки и обменивался информацией в форме: «Ты за сколько это взял? За 100? А я вот за 90 там-то и там-то». После чего спрашиваемый начинал тосковать. Как это всё знакомо! Но, слава богу, весь этот обмен мнениями происходил без фанатизма, в духе лёгкого подтрунивания над коллегами.

         После ужина мы снова были предоставлены сами себе. Я впервые за последние дни чувствовал себя отдохнувшим и «готовым к бою». Остальные разделились на уставших и не очень. Поэтому было решено, что каждый действует по своей программе, а к 9 вечера все соберутся в номере у главы для обмена мнениями и лёгкой «дезинфекции». На том и разбрелись.

         Я решил прогуляться по вечернему городу, Вася, поколебавшись, присоединился ко мне, и мы, не дожидаясь остальных, двинулись навстречу огням в район статуи товарища Мао. Шли просто так, обсуждая особенности китайской жизни, незаметно перешли на содержимое магазинов, и я поведал ему об отсутствии дорогих моему сердцу авиамодельных отделов в них. Вася тут же загорелся и вспомнил, что наш глава из последней поездки в Китай привёз своему внуку игрушечный электрический вертолёт. Сказал, что он тоже хочет купить нечто подобное для своего отпрыска. Пришлось разъяснить ему разницу между моделью и детской игрушкой. «Игрушек здесь навалом, - завершил я свою небольшую лекцию, - но это всё для детей». «А мне это и нужно! - радостно сообщил мне Вася, - только вот где?». Я тут же указал ему на два могучих супермаркета или как их там, огни которых были у нас по курсу. «Пятый этаж, сказал я, - у них детские вещи почему-то всегда на самых верхних этажах». После этого Васю уже было не остановить. Мы распрощались, договорившись встретиться в гостинице. Он улетел в направлении своей мечты, а я продолжил неспешно двигаться к Великому Кормчему. Вечер был чудесным, но с китайской спецификой. Немного больше, чем нужно шума, и множество сменяющих друг друга непривычных запахов. Но их хотелось запомнить.

                (Продолжение: http://www.proza.ru/2017/03/16/1316)