Обреченный поход пилигримов

Шели Шрайман
...Каждый год, в первых числах июля, странная процессия движется по направлению к Тверии: рыцари, оруженосцы, женщины в холщовых платьях... Не призраки Средневековья, не киношные статисты, а просто увлеченные люди. Ожившая картинка истории. Обреченный поход пилигримов на их последнюю битву с Салах ад-Дином (Саладином), которую разыгрывают восемь столетий спустя члены клубов живой истории («Рыцари Иерусалима», «Традиционная стрельба из лука», «Средневековый бойцовский клуб» и «Боярский десяток»).

Последнее сражение крестоносцев при Хаттине (Рога Хатина), начавшееся 4 июля 1187 года и продолжавшееся двое суток, закончилось победой мусульман под предводительством Саладина и ознаменовало гибель Иерусалимского королевства и начало крушения власти крестоносцев на Святой земле. В этой битве многие рыцари погибли от обезвоживания, а легендарный воин Рено де Шатильон, «франкский демон», покрывший себя славой во многих крестовых походах, был обезглавлен.

Роль Рено де Шатильона в исторической реконстукции битвы при Хаттине выбрал обладатель ученой степени по археологии, иерусалимский гид Геннадий Нижник. Он же автор этого проекта.

- Этой битве многие мусульмане и сегодня приписывают символическое значение победы сил ислама над западной цивилизацией, - объясняет мне он. – А в 1187 году это был обреченный поход пилигримов: стояла жара, запасы воды быстро подошли к концу, и рыцари стали погибать. Мы реконструируем последние два дня из жизни Иерусалимского королевства, просуществовавшего сотню лет, и повторяем путь пилигримов каждый год, 4 июля, по тому же маршруту.
Существует множество документов, позволяющих воспроизвести события битвы при Хаттине во всех деталях, - продолжает он. - В странах Европы подобные реконструкции проводятся много лет, в Израиле же это пока единственный проект такого рода. Очень непросто идти по жаре в течение двух дней в полной амуниции того времени. У каждого участника – своя мотивация. Для кого-то это просто хобби, для кого-то попытка примерить историю на себя, для кого-то – научный интерес, экспериментальная археология, а для кого-то - элемент мистики. Моя группа представляет в походе проигравшую армию, ведь исход битвы известен заранее. Но мы все равно повторяем ее каждый год.

- Что вам это дает? Ведь в отличие от рыцарей Средних веков вы знаете, что это поход обреченных. Через два дня вы сядете в машины и разъедетесь по домам...

- Невольно напрашиваются параллели с той реальностью, в которой мы живем. Иерусалимское королевство просуществовало почти сотню лет, и вдруг все закончилось в два дня. Отправляясь в этот тяжелый поход, рыцари чувствовали страшную ответственность, оставляя позади незащищенные города с детьми, стариками, женщинами. Возможно, если бы они выбрали иную тактику, исход битвы был бы другим, - задумывается.

- А что все это дает лично вам?

- Открывает еще одну перспективу и наделяет полумистическим ощущением, что, отправляясь в этот поход, мы отчасти меняем нашу реальность. Ведь мы возвращаемся оттуда уже немного другими. Да и наша армия с каждым годом становится все больше, - улыбается, делает паузу, - и кто знает, может, однажды мы все же победим?

- Насколько вы отождествляете себя со своим героем – Рено де Шатильоном, которого изображаете в этом походе?

- Рено де Шатильон – амбивалентная фигура, во многом оболганная своими современниками. Infant terrible (ужасное дитя) крестовых походов, бесстрашный воин, харизматичная и жестокая личность, любимец женщин. Яркая и неоднозначная фигура, которая вершила историю. Прибегая к современной терминологии, я бы назвал его «панком» крестовых походов.
Рено де Шатильон мне близок потому, что его время было пропитано идеями и смыслом, в отличие от нашего, бездушного и обезличенного, где многое воспринимается через призму денег. Пилигримы, которых позже назвали крестоносцами, шли с далекого севера в землю обетованную не как завоеватели. У них было искренняя вера в то, что они возвращаются к себе домой - очистить поруганную исламом землю. Им даже казалось, что стены иерусалимские падут перед ними сами – настолько они были убеждены в своей великой миссии, - делает паузу и продолжает. - Для меня Средние века – это период, когда заканчивается сказка. Погружаясь в то время, мы многое берем от него и привносим что-то свое, - подумав, добавляет. – Подлинные участники печально известного похода погибали от обезвоживания. Мы же берем с собой по восемь литров воды на каждого. В первый день проходим порядка 17 километров, и около восьми на следующий день. По дороге мы встречаем засады, но главная битва – впереди. Со стороны наш бросок выглядит как ожившая миниатюра того времени: кони, ослики, повозки, лазарет. Тут же идут женщины в льняных платьях. И все события происходят в реальном времени.

- В этом году, 6 июля вы отрубили голову своему другу – Геннадию Нижнику, изображавшего Рено де Шатильона, - обращаюсь я к Евгению Гасину, иерусалимскому гиду, изображающему в походе самого Саладина. – Как вы, еврей, чувствуете себя в роли лидера мусульман?

- Но мы же с Геной в этой битве заклятые враги, - смеясь, отвечает он и добавляет, - А вообще, я чувствую себя в этой роли замечательно. Потому что в XII-XIII веках мусульмане были образованнейшими людьми, впитавшими часть византийской культуры. Их уровень был гораздо выше уровня участников крестовых походов, представителей темного Средневековья, многие из которых не умели даже читать и писать. Мусульмане отождествляли приход чужестранцев в Святую землю с нашествием варваров. В их хрониках описаны случаи каннибализма среди пришельцев из Европы. Именами Ричарда Львиное сердце и Рено де Шатильона в мусульманских семьях пугали маленьких детей, и те считали их ужасными чудовищами. А евреи, кстати, в то время выступали на стороне мусульман. Например, они героически защищали от пришельцев Хайфу, о чем крестоносцы упоминают в своих летописях. У каждого из героев воспроизводимой нами битвы: Салах ад-Дина и Рено де Шатильона – своя правда и своя версия событий. Например, мой герой утверждает, что Рено де Шатильон захватил его караван, нарушив тем самым перемирие, заключенное в свое время между султаном и иерусалимским королем Балдуином IV.

- Какой клуб вы представляете?

- Традиционной стрельбы из лука. Мы овладели приемами традиционной средиземноморской стрельбы. Кстати, лучшими стрелками, как свидетельствуют исторические хроники, считались представители племени потомков Вениамина. Еще мы занимаемся древними ремеслами: сами изготавливаем луки и стрелы в точном соответствии с оригиналами древности. Шьем колчаны и обувь из кожи, куем доспехи. Кроме того мы занимаемся еще экспериментальной археологией. Изучая древние манускрипты и находя описываемые в них ландшафты, мы помогаем археологам обнаруживать поля древних сражений. Производя раскопки в этих местах, они обнаруживают намало интересных артефактов. В прошлом году свидетелями нашего похода были представители «National geographic».

- Как именно вы определяете места, которые затем становятся объектом исследования археологов?

- Опираясь на свидетельства исторических хроник, мы исследуем местность, определяя возможные маршруты, где могли пройти рыцари на лошадях и следовавшие за ними повозки с амуницией. Мы постоянно занимаемся поиском возможных временных стоянок и троп, по которым двигалась армия. Что же касается похода 4 июля, то скажу вам так: мы каждый год оказываемся в правильном месте в правильное время.

ххх


14 июля нынешнего летоисчисления в Музее природы Иерусалима завершился фестиваль "Рыцарские Сказки", в котором приняли участие несколько клубов исторической реконструкции. В течение целой недели здесь разыгрывались рыцарские турниры; проходили театральные представления и концерты ансамблей старинной музыки.

Гильдия оружейников демонстрировала уникальные образцы холодного оружия.

Впрочем, зрители тоже не остались в стороне: примеряли доспехи, упражнялись в стрельбе из лука и даже участвовали в поединках на мечах с членами клубов.

Подобные фестивали проводятся не впервые, но с каждым годом их популярность растет, а связи местных рыцарских клубов с аналогичными клубами других стран укрепляются: недавно израильская сборная впервые выезжала на Битву Наций в Польше, в которой принимали участие десятки стран, и выступила весьма успешно. Иерусалимского гида Дениса Златопольского, автора оригинальной методики преподавания исторического фехтования, даже занесли в список 16-ти сильнейших бойцов планеты.

Музей природы. 14 июля нынешнего летоисчисления

...Мы въезжаем в притихший субботний Иерусалим и направляемся в район Мошава Германит, где будут проходить финальные поединки. По пути подхватываем парня и девушку с рюкзаками, которые, как и мы, спешат к открытию, но по другой причине - они участники фестиваля. Так что первое интервью начинается еще в дороге: специалист по шиятцу и китайской медицине Эдуард Семенов (прозвище «Пчел») будет изображать сегодня дервиша.

- Обычно я играю роли древних монахов, которые символизируют мудрость и целительство, - объясняет он, демонстрируя свои атрибуты – бубен, веер и варган, украшенный знаком шамана. Потом добавляет. – Вообще-то я владею различными техниками боя, но сегодня буду служить «живой декорацией» на поединках рыцарей.

...У входа на территорию музея гостей встречают организаторы фестиваля Григорий Тамар и Денис Златопольский, представляющие клую живой истории «Рыцари Иерусалима».

- В отличие от других стран, где направление living history (живая история) существует много лет и поддерживается на государственном уровне, мы обеспечиваем себя сами, - рассказывает Григорий. - Ребята шьют себе одежду и кожаную обувь, покупают амуницию, заказывают у кузнецов доспехи. Это не просто игры взрослых людей, которым вдруг захотелось нарядиться в рыцарей и подраться на мечах. Мы изучаем историю Средних веков и историю войн периода Второго Храма, сотрудничаем с учеными, занимающимися исторической археологией, выезжаем на места битв, описанных в древних хрониках.

- Для меня все началось с увлечения боевыми искусствами, - говорит Денис Златопольский, - позже я освоил восточные традиции техники боя с холодным оружием – у меня были очень хорошие учителя. Вообще в Израиле немало людей, которые интересуются подобными вещами.

Например, экскаваторщик Володя Кушнир - один из лучших фехтовальщиков, владеющих искусством клинка. Каждый находит в этой области что-то свое. Одних больше интересуют древние манускрипты, другие увлечены поиском мест, где проходили знаменитые битвы Средневековья, третьи стремятся в совершенстве овладеть древними техниками боя на мечах и стрельбы из лука.

...Иерусалимцы приветствуют делегацию, только что прибывшую из Рамат-Гана, где уже десять лет существует клуб, возглавляемый Сергеем Шехтманом (прозвище «Рон»). Ее участники разыгрывают сцену боя на мечах с участием римского легионера, которого изображает уроженец страны Шай Шер.

- Для чего нам все это? – повторяет мой вопрос Сергей, еще разгоряченный после поединка, закончившегося пару минут назад. – Очевидно, для ощущения причастности к истории страны, где мы живем, для связи времен. Я так радуюсь, когда вижу восторг в глазах детей, предпочитающих посмотреть на реальный поединок рыцарей, в отличие от своих сверстников, зависающих в Интернете на виртуальных сражениях.

- Да, так уж вышло, что мне, еврею, приходится изображать легионера, который бьется на мечах с лидером восставших евреев, - говорит Шай и смеется. – Каково это? Ну я же понимаю, что кто-то должен надевать на себя латы римлян ради исторической правды.

В роли Ричарда Львиное Сердце на фестивале выступает Александр Беляков, работающий охранником.

- Когда надеваешь эти тяжелые доспехи, - говорит он, - то чувствуешь себя совсем иначе. Мы ведь бьемся всерьез, не по заданному сценарию, а до полной победы противника, пока он не упадет. Ощущения при этом очень сильные, что словами не передать...