Победа в противоборстве культур

Татьяна Кочегарова
Моршанский историко-художественный музей – учреждение сугубо мирное, однако и он причастен к великому противоборству второй Мировой войны. Государства вели битвы не только за территории, коммерческие и экономические интересы, но и за умы.


Германская пропаганда умело воспитывала в солдатах фюрера чувство превосходства, выставляя русских недомытыми, неумными варварами, которым чужда культура и цивилизация. Однако в ходе войны взгляды немецких солдат на противника существенно изменились, свидетельство тому письма: «Пребывание на фронте здесь, в России, способствует полному изменению прежних взглядов», - писал рядовой Гаубальд родителям.  Ефрейтор Альберт Оттен в письме другу делился размышлениями: «Часто задаешь себе вопрос, к чему все эти страдания?.. О подобных вещах думают 90% сражающихся в России немецких солдат. Это тяжелое время наложит свой отпечаток на многих, и они вернутся домой с иными взглядами, чем те, которых они придерживались, когда уезжали».


Когда, после долгих колебаний и попыток скрыть правду, нацистское руководство вы¬нуждено было официально сообщить об окончании борьбы на берегах Волги, а в Германии был объявлен четырехдневный траур, количество желающих избавить мир от русских варваров значительно уменьшилось. Сыграло свою роль и то, что для восполнения Сталинградских потерь (в соответствии с приказом о тотальной мобилизации 1943 г.) призваны были экономисты, музыканты, искусствоведы, флористы – люди сугубо мирных профессий, которые предпочли при первой же возможности сдаться в плен. Появились случаи даже организованной сдачи в плен целым отделением, взводом или ротой во главе с офицером. Эти пленные немало способствовали формированию нового восприятия русских. Речь даже не о героизме, патриотизме, выносливости, а о культурном облике нации.
В лагере военнопленных № 7064, расположенном в лесах под Моршанском, находилось немало представителей интеллигенции. Инициативная группа, узнав о том, что в городе есть музей, обратилась к руководству с просьбой о его посещении.

Заведующий музея Нижней Саксонии Герт фон дер Остен в отчёте руководителю культурной группы лагеря ( предположительно директору Дрезденской картинной галереи Вальтеру Егеру) выразил своё несомненное уважение и восхищение музеем: «Мне трудно описать Вам моё изумление, найти в столь сравнительно маленьком городе столь сравнительно богатую коллекцию как русского, так и западного искусства….Отрадно заметить, что в столь критическое и боевое время нашлись культурные труженики, собравшие и сохранившие столь ценные сокровища…» Отдельно фон дер Остен пишет о зале малоизученного русского искусства, признавая, что раньше практически не был с ним знаком по причине нехватки информации в музеях Германии. Особенно ему запомнились работы Шишкина, Поленова, Грабаря. И более всего заинтересовала германского искусствоведа коллекция иконописи. Нет возможности привести здесь полностью все слова восхищения, но поверьте, их в отчёте достаточно. Экспозиция нашего музея даже подсказала ему тему нового научного исследования.  И в завершение отчёта: «Что касается впечатления от посещения на моих сотоварищей, то они были очень обрадованы, удивлены и сильнейшее получили впечатление». Так же Герт фон дер Остен рекомендует музей Моршанска к посещению остальными военнопленными для лучшего понимания русского народа и формированию уважения к его культурно-созидательным силам.


Несомненно, подобный отчёт – яркое доказательство признания. Признания высокой и самобытной русской культуры, ценности музея и его коллекций, признание той огромной работы, проделанной энтузиастами (П.П.Иванов, П.В. Кобзева и др.) в труднейшее время и, самое главное, новый взгляд на Россию, которая даже в таком маленьком городке имеет такие огромные богатства. Впоследствии, ни один из военнопленных, посетивших наш музей, не отозвался пренебрежительно о русских.


Так что наш Моршанский историко-художественный музей тоже участвовал в агитационно-пропагандистской работе, которую вело великое государство. Битвы за право считаться культурной, цивилизованной нацией, как и решающие бои, были выиграны. И в том, что Россия оказалась на высоте, есть заслуга и сугубо мирного, скромного учреждения – провинциального музея.