5. Помещение библиотеки в Доме учёных

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Библиотека Дома учёных


У Малого зала было довольно большое фойе, а напротив входа в Малый зал, с другой стороны фойе находятся помещения, предназначенные для художественной библиотеки.

Я предполагал вначале, что туда переедет профсоюзная библиотека. Она пока располагалась в полуподвальном помещении. В 1964-1965 годах ОКП выделил на закупку новых книг большие средства и принял дополнительно библиотекарей в штат. В Академгородке другой художественной библиотеки не было, и профсоюзная библиотека пользовалась огромной популярностью и среди взрослых, и среди детей.

Заведующая библиотекой Софья Яковлевна Колотова, замечательный работник, мягкий и добрый человек, сумела создать в полуподвале жилого дома такую обстановку доброжелательности, что люди, побывав там, выходили со стопкой книг совершенно умиротворенными, и в адрес работников библиотеки произносились не раз и не два самые теплые слова.

Софья Яковлевна, встречаясь со мной, всякий раз с надеждой смотрела на меня, надеясь на расширение помещения библиотеки. С такой же надеждой она смотрела на меня и год, и два года назад, когда распределялись деньги на закупку фонда. ОКП ежегодно выделял библиотеке большие средства, намного превышающие скромные запросы библиотеки. В первые годы своей работы в СО АН библиотека была на положении пасынка, и теперь еще не привыкла к своему новому положению.

Я привел Софью Яковлевну в Дом ученых. Показал комнаты, где, по проекту должна была разместиться библиотека, и сказал:

– Это библиотечные помещения. Вы можете скоро сюда переехать. Планируйте. Если надо что-то переделать или доделать, скажите, – переделаем. А мебель и оборудование поставим, какое скажете.

Вначале глаза Софьи Яковлевны наполнились радостью. Но через пару недель она пришла ко мне, и глаза её уже не сияли. Она тихо сказала, что они с сотрудниками всё перемерили на сто раз, крутили, вертели, мысленно переставляли или снимали перегородки и пришли к единодушному мнению, – им тут не поместиться. Будет хуже, чем в квартирах.

Она почему-то виновато посмотрела на меня, а я был просто ошеломлён и не знал, что сказать. Тем более, на полуподвал, где они располагались, претендовало домоуправление, – оно уже было готово  туда переехать из квартиры, которую оно занимало, а квартиру уже ждала семья, которой она была выделена.

Но я знал, что Софья Яковлевна просто так говорить не станет. Если она пришла с таким решением, значит, действительно библиотеке там будет плохо.

А вот впоследствии в этом помещении действительно разместилась библиотека, только не профсоюзная, а филиал ГПНТБ. Она на этом снимке, который, как и предыдущие, я взял с сайта СО РАН.

Но это было через несколько лет, а пока что, эти помещения очень пригодились, поскольку появилась идея создания картинной галереи и возникла необходимость в помещениях для хранения картин и подготовки выставок.

Так что, все сложилось как нельзя лучше, и через пару месяцев в этих комнатах уже лежали картины, полученные в дар от художника-коллекционера А.С. Жигалко, а над подготовкой выставки этих картин трудился приехавший от него М.Я. Макаренко.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/15/539