Ре пе рные точки Охота на слова

Александр Ерошкин
Детство моего поколения, как мне думается с высот возраста, пришлось на самое счастливое, самое человечное время.

В детстве мне повезло на впечатления. Наша маленькая, гористая и даже, можно сказать, горбатая улочка, где вполне добротные дома соседствовали с развалюхами, на моих глазах приобретала цивилизованный вид. Я многое видел. Развалюха, в которой я родился, была  отремонтирована, частично перестроена, мы поменяли заборы, поставили ворота, а совсем новые ворота ставили уже после нас. Мы озеленяли улицу…

Централизованно меняли и в целом облик улицы. Подгнившие столбы электропередачи, например, подрезали снизу и прикрепляли на толстую проволоку к просмолённым пасынкам, а потом монтёры с когтями поднимались выше проводов, сверлили отверстия и вкручивали в них крюки с белыми фарфоровыми изоляторами. Естественно, мы, малышня, свободная от детских садов и школы, крутились здесь. Не помню ни одного факта, чтобы нас кто-то отгонял, опасался, что на нас упадёт провод, отвёртка или плоскогубцы. Наоборот, мы охотно подавали что-нибудь монтёрам, а команда «Бе-ре-гись!» была одинакова и для нас, и для взрослых.

Сначала у нас укрепили электроопоры, протянули по четыре новых провода вдоль всей улицы. А на краю улицы построили из камня большущую трансформаторную будку, возле неё сушили брёвна для будущих электростолбов. Здесь было наше любимое место для игр.

Потом в улице проводили радио и телефон над крышами домов. Стойки с изоляторами укрепляли на самых высоких крышах. Наш дом не был высоким, потому провода для радиоточки тянули от стойки на соседнем доме.

Вместе с электричеством и радио в наш лексикон вошло множество слов, в том числе те, которые были трудно произносимыми: электрификация, трансформатор, радиовещание, репродуктор, ретранслятор, многие другие. Естественно, мы их несли домой вместе с впечатлениями, подкреплёнными материально кусочками проволоки, изоленты,  осколками разбитых фарфоровых изоляторов, гвоздей и многих других, как оказалось, часто не нужных вещей.

А однажды я увидел из окна, что возле соседей напротив  привезли и свалили несколько брёвен и досок, всё это рабочие унесли через огород на вершину горы. Естественно, я побежал туда. На самой высокой точке каменная куча была уже частично разобрана, а в центре неглубокой ямы вбит не то лом гранёный, не то гвоздь огромный с узорной шляпкой. Как я раньше не заметил? Теперь не буду знать, забили этот гвоздь или вкопали. Но я узнал главное: на вершине горы перед нашими окнами будет построена геофизическая вышка, а гвоздь под нею – это реперная точка.

Мужчина, который командовал рабочими, объяснил мне, что по всему городу на многих горах устанавливаются геофизические вышки с  реперными точками. Представляю, как сегодня прогоняют малышей от мест проведения подобных работ, а нам разъясняли, рассказывали, что к чему, втолковывали, учили, чтобы мы были созидателями, творцами, а не нахлебниками. А потребителей стали выращивать с тех пор, как воры прихватизировали общенародную собственность и стали убеждать нас, что мы жили в условиях непробудного рабства.

С новым для себя словом я побежал домой: репер, репер, репер. А пока дошёл до крыльца, что-то растерял и не мог сказать. Вернулся, чтобы переспросить. Вот тут и выдал: пере-пере. Рабочие посмеялись и каждое моё посещение после сопровождали язвительным: «Пере-Пере пришёл», или «Как дела у тебя, Пере-Пере?»
 
Тогда же я решил, что лучше быть Пере-Пере, чем Пушкиным, имя, которое некоторые как бы выплёвывали в мой адрес: Пппууу-шкин.  Сколько себя помню, меня всегда обзывали Пушкиным, или из-за моих имени и отчества, как никак Александр Сергеевич, или из-за кудрявой головы. Или то и другое брали во внимание? А тут на несколько дней я стал Пере-Пере.
 
С высоты семи десятков лет я признаю, что я был недалёк от истины, слово РЕПЕР, похоже, было образовано путём повторения приставки ПЕРЕ, а потом, как во всей системе западного словосложения первый слог был опущен в первой части и сохранён во второй.  Получилось очень выразительное слово с уникальным значением.
В основном все иноязычные слова на ре- в русском языке несут два значения: от приставки пере-, потерявшей первый слог, и от корня речь, рек, рок.
Вы не знаете, что такое революция? Поставьте перед словом недостающий слог пе-, и увидите, услышите,  почувствуете смысл слова: пе + революция = пере+волить, то есть появляется воля, сила, способная одолеть другую волю, другую силу.
Уточняю. Слово ре;пе;р  образовано от русских сдвоенных приставок пере + пере, где первая пе- отпала, но официально было признано, что репе;р (фр. rep;re - «знак, исходная точка».
 
А смысл-то какой глубокий в повторяющихся словах с приставкой пере-! Переделать, переустроить, переосмыслить, переспорить, переглядеть, пересчитать. То есть слова указывают на некое повторение уже достигнутого, на уточнение, на укрепление.

На реперных точках основаны шкалы различных измерений.
В Википедии отмечается, что на  реперных точках построена Международная температурная шкала, их число в МПТШ-68 составляло 11, а в современной МТШ-90 (ITS-90) — 18. Реперные точки на шкале Цельсия когда-то были в двух показателях: температура замерзания (0°С) и кипения воды (100°С) на уровне моря. В настоящее время шкала Цельсия использует единственную реперную точку - температуру таяния льда (0°С), масштаб обеспечивается фиксированием градуса Цельсия равным градусу Кельвина  (поэтому температура кипения воды при нормальном давлении составляет примерно 99,975°С).

Слово репер – палиндром, то есть оно читается одинаково справа налево и слева направо. Но это характерно для русского языка, во французском на конце появляется  -е.

Репе;р в геодезии - знак, который закрепляет определённую точку земной поверхности с известной абсолютной высотой. На реперах закрепляется металлический диск диаметром 5 сантиметров (марка) с номером и указанием ведомства. В Российской Федерации принято вычислять высоты реперов относительно нулевой отметки Кронштадтского футштока.

Геофизическая вышка на горе перед окнами нашего дома в годы моего детства - реперная точка, важная для развития нашего города. Такие высокие точки тогда появились  во всех концах города.

В словарях обычно указано, что репе;р (фр. rep;re знак, исходная точка) - совокупность точки многообразия и базиса касательного пространства в этой точке. Множество всех реперов на многообразии имеет естественную гладкую структуру и расслаивается над исходным многообразием. Это расслоение называется расслоением реперов, а его сечения называются полем реперов. Нередко термин репер означает именно поле реперов.

Репе;р в артиллерии - действительная или условная точка на местности, используемая для пристрелки артиллерийских орудий. Данные репера используют для переноса огня на реальные цели без их предварительной пристрелки.

По сути слово репер стало популярно во многих областях человеческой деятельности. В архитектуре. В археологии. В землемерии. В политике. В социологии.
В послании Президента Федеральному собранию 01.12.2016 года, на мой взгляд, важнейшим было обозначение главных объединяющих принципов единого многонационального народа, составляющего русскую цивилизацию, так сказать,  реперные точки русского мира:
- правда,
- справедливость,
- нравственность,
- милосердие,
- коллективизм,
- любовь к ближнему,
- любовь к Родине.
Во главу деятельности государства и общества наконец-то поставлен Человек, а не цифры и показатели. Хотя до идеала ой как далеко, поскольку только теперь открыто поставлен вопрос о суверенитете власти, о ее управляемости извне, поставлен вопрос о приоритете общественных целей над личными амбициями. Способность к управлению обозначена как способность ставить четкие общественно значимые цели и умение их достигать. Развитие, в первую очередь, духовное, обозначено в качестве новой, глобальной повестки дня.

Поясню цитатами из послания:

"Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна".

"Граждане объединились – вокруг патриотических ценностей не потому, что всем довольны, что всё их устраивает. Нет, трудностей и проблем сейчас хватает. Но есть понимание их причин, а главное уверенность, что вместе мы их обязательно преодолеем. Готовность работать ради России, сердечная, искренняя забота о ней – вот что лежит в основе этого объединения".

"Принципы справедливости, уважения и доверия универсальны. Мы обязаны гарантировать их реализацию в отношении каждого человека и всего общества".

"Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы всё это ни исходило, и всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение".

"Справедливость не в уравниловке, а в расширении свободы, в создании условий для труда, который приносит уважение, достаток и успех. И, наоборот, несправедливо всё то, что ограничивает возможности, нарушает права людей".

"Мы живём в здоровом, уверенном в своих справедливых требованиях обществе, в котором укрепляется иммунитет к популизму и  демагогии и высоко ценятся значимость взаимоподдержки,  сплочённости, единства".

"Нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую".

"Особая примета нашего времени – широкое вовлечение граждан в самые разные благотворительные акции. Призывы в социальных сетях, средствах массовой информации собрать средства на лечение больных, на помощь детям быстро находят отклик, и люди делают это искренне, бескорыстно, как ответ на веление своего сердца. Иногда даже удивляешься, как люди с небольшим достатком быстро откликаются на такую свою внутреннюю потребность оказать помощь тем, кто особенно нуждается в этом".

"Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России".

"Когда мы говорим о солидарности и единстве, имеем в виду осознанную, естественную консолидацию граждан ради успешного развития России".

"Можно ли достойно развиваться на зыбкой почве слабого государства и управляемой извне безвольной власти, потерявшей доверие своих граждан? Ответ очевиден: конечно, нет".

"У нас есть другой путь, предполагающий чёткую постановку целей и поэтапное, системное их достижение. Именно такой подход не раз давал значимые позитивные результаты, причём в достаточно короткие сроки".

"Необходимы не абстрактные сценарии, в которых от нас мало что зависит, а профессиональный, выверенный прогноз развития. Поручаю Правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике".

"Мы не углубились в  какие - то мелочи текущего дня, не занимались только проблемами выживания, мы думали над повесткой развития и обеспечивали её. И сегодня именно эта повестка становится главной, выходит на первый план".
"Будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и успеха. И мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня".

Особо отмечу оценку, данную президентом сельскому хозяйству – из "черной дыры" аграрный сектор превратился в "успешную отрасль, которая кормит страну и завоевывает международные рынки".

Я бы добавил ещё одну важнейшую реперную точку русского мира – русский язык. Не славянский, не российский, не россиянский… Русский язык. Мне хорошо известно, что в  планах Запада - это разрушение России, ликвидация  русского народа и ликвидация русского языка. Эта борьба идёт четыре столетия, и запад знает: пока русский народ и русский язык сохраняются, Россия возродится.

Четыре века идёт диверсионная работа против русского мира. Сейчас пора очередного обострения диверсионной борьбы и очередного подъёма русского духа. Запад использует клевету против русского мира, против русского народа, против русского языка. Но ложь и клевета превращают Запад в умершую уже цивилизацию, в которой концепция плавильного котла и политической провалилась полностью и в Европе и в Америке.

Конечно, очень огорчает, что в России много таких, для кого солнце всходит на Западе, кто поклоняется доллару и его хозяевам.

Знаю одного банкира на пенсии с обострённым классовым чутьём. В прошлом был он неплохим рабочим на советском предприятии, заочно выучился на финансиста, работал в банке в переломную эпоху, заметно улучшил своё благосостояние и сейчас не бедствует. Но почти каждое выступление Путина воспринимает как угрозу своему существованию. В Путине он видит только негатив, мои слова его не убеждают, да и я понял, что перевоспитать не удастся, слишком уж он зависим от власти денег. А я уверен, что Путин обладает той сакральностью, которой нет ни у кого из ныне живущих политиков. Мир меняется к лучшему, но не всем дано это почувствовать.

Что значит сакральность власти?
Вот говорят, что всякая власть от Бога. Если это так, то не было бы такого количества войн, не проливалось бы столько крови, не насаждалось бы столь трепетное поклонение доллару, не господствовал бы рабовладельческий процент по кредитам и ссудам, превышающий не только здравый смысл, но мифическую десятину дани во времена мифического татаро-монгольского ига. У сторонников рабовладельческих отношений капитала и труда нет совести, нет и чувства меры, потому всякие грефы и кудрины унижают русский народ только из-за того, что народ не хочет быть ими обманутым и не стремится жить на их кредиты, чтобы не оказаться у них в рабстве. 

Врут нам дённо и нощно о божественном происхождении власти воров, врут  нагло и жестоко.

Конечно,   власть  от Бога возможна. Но какая это власть? Справедливая. Человечная. Дающая развитие всем, а не только тем, у кого много денег. Вообще, деньги, как эквивалент, как мера всего, не имеют божественного происхождения, иначе бы человек рождался с монетами в руках или с кошельком где-то в блоне. Вокруг нас вполне развитый безденежный мир в небесах, на земле, в земле, в пресной и морской воде, в снегах, во льдах. Бактерии, вирусы, черви, птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие – все выстраивают между собою отношения без всякого имущественного ценза, без денег, без долговых обязательств. И уже названные мною реперные точки русского мира - правда, справедливость, нравственность,  милосердие,  коллективизм, любовь к ближнему,  любовь к Родине, высочайшая роль русского языка   - не содержат в себе всеобъемлющей власти денежного мешка.
Власть от Бога во истину сакральна (от латинского sacralis - священный).

Сакральна власть матери над детьми. Потому Запад и его апологеты в России правдами и неправдами штурмуют устои семьи.

Я никогда не уходил в школу голодным. У меня не было денег на школьные завтраки: булочка стоила 20 копеек, чай с сахаром – 16 копеек. В третьем классе один единственный раз я записался на такой завтрак, получил и тут же понял, что вполне обошёлся бы и без этого завтрака. Мать мне категорически запрещала ходить к кому-нибудь во время обеда, садиться за стол, просить еду. У соседей-староверов не было принято просить еду, хотя излишками они охотно делились. Не раз было, когда рыбаки приезжали с уловом, и женщины начинали торговать рыбой: эмалированная чашка рыбы по одному рублю. Как-то меня позвала бабушка Назарова: «Шурка, отнеси матери рыбу». Она две чашки рыбы выложила в плотную бумагу. «У нас нет сейчас денег»,- говорю. «Потом отдадите». А когда мать через пару дней стала отдавать ей два рубля, она не взяла, сказала, что я рассчитался за рыбу сразу.

У меня не было хорошей одежды, но в школу я всегда одевал лучшее. Школа тоже была бедна, многое не могла, но мы жили с устремлением в будущее, нас нацеливали на то, чтобы мы развивали свои способности вне зависимости от наполнения кошелька наших родителей. Нас убеждали, что каждый одарён, способен преуспеть в науке, в творчестве или в спорте, в профессии и в жизни. Нам говорили, что раскрытие наших талантов – это наша задача, в этом – успех и процветание России.