Февральские каникулы

Любовь Бестужева
Года четыре подряд в конце февраля мой знакомый приглашал меня на Домбай покататься на лыжах. Туда он ездит с семьёй, вывозя сынишку на каникулы.
В этот раз я решила, что пора съездить и покататься в горах зимнего заснеженного Домбая.
   Добираться мы решили на поезде до Невинномысска. Дальше ехали на перекладных, сначала на рельсовом автобусе до Черкесска, а потом до места на маршрутке. Загрузившись в поезд Москва-Владикавказ, в ночь мы отправились с Казанского вокзала. Путешествие началось с горячего чая под стук колёс. Расположившись на своей нижней полке, предвкушая романтику за окном, я достаточно быстро была разочарованна серыми невзрачными реалиями, которые усугублялись пропорционально отдалению от Москвы. Последний раз в этом направлении я ездила лет 17 назад в Феодосию. Смело могу заявить, что тогда такой разрухи ещё не было и лица людей, продающих всякие булочки и вкусную рыбку, были менее обречённые. Сейчас, после привычных огней Москвы и уверенных и нагловатых лиц москвичей, картины российских провинциальных мест настроения не поднимали. Было досадно и обидно за людей, которые могли бы трудиться на плодородных землях черноземья, но видимо что-то им мешает этим заниматься.
Ну вот и ночной Невинномысск. Узловая станция, которая связывает города предгорий Кавказа. Зал ожидания был чист. Исправно там несли службу охранники, вежливые отзывчивые служители железнодорожных служб. Несмотря на ночное время работало все, что там было - кафе с горячим чаем и кофе, продавались аппетитные булочки, местные хычины, чебуреки. Порадовали чистые туалеты за 10р. Появилась надежда, что все же в России не так всё плохо. Дождались рельсового автобуса до Черкесска. Тут я была приятно удивлена - такого транспортного средства  ещё я не видела. Это комфортабельный вагон, снаружи вроде как ЖД, а внутри как большой просторный автобус. Но, добираясь до Черкесска, рассматривая виды за окном, к сожалению радостного увидела мало: задуманные и начатые большие стройки заморожены и полуразвалены. Опять состояние разрухи. Те же картины и от Черкесска до Домбая, нищета... А ведь край-то богатый и по красоте природы и по земельным ресурсам. Если б по уму, да в хорошие руки, чтоб с пользой и во благо, то земли Кавказа были бы достоянием и гордостью нашей страны.
   Ну вот мы добрались до места - Тебердинский биосферный заповедник и эколагерь, в котором нам предстояло жить. Природа величественная, высокие ели и пихты у подножия не менее величественных гор. Домики, в которых мы разместились, казались игрушечными на фоне окружающих гор и 30-40 метровых елей и пихт.
  Несмотря на то, что дорога хоть не слишком, но силы все же отняла, мы быстро кинув свои вещи, загрузишвшись снаряжением, отправились в горы кататься и осваивать трассы. Тут общие картины не  изменились - величие вершин Домбая, а у подножия та же разруха... На дорогах грязная снежная жижа. Везде и у подножия и на верхнем 6-м уровне Домбая различные лавки с торговцами. Да даже не лавки, а самодельные столы и на скору руку сооруженные решётки для развешивания товара. Вроде так всё мило, но ущербно, хотя все необходимо. В пургу меня очень выручила купленная на 5-м уровне высоты, т.е. практически на вершине трасс теплая балаклава. Но в эту же самую пургу эти столы и решетки сносило и товарок, пытающихся поймать свой товар, тоже. Бетонные ступеньки к так называемому "новому" подъёмнику в виде капсулы, разбиты и ходить по ним в горнолыжных ботинках просто опасно. Дневной абонемент на подъемники стоит 1700. Но вот эта капсула поднимается только до третьего уровня, а дальше идут открытые кресельные подъемники. На одном из таких местный мужичок переправляя наверх канистру с водой, поставил её на сиденье, куда должна была сесть я. Итог, эта креселка меня сбила и пронеслась надо мной. Хорошо, что не уволокла в ущелье...Короче подъемники оставляют желать лучшего во всех отношениях. Двухкреселки холодные, пока доберешься наверх, замерзнуть можно неслабо. Четырехкреселки многие требуют ремонта. В общем на подъемниках чувствовала себя я мягко говоря не комфортно. Стоит заметить, что народа очень много. Четыре дня в неделю на Домбае экскурсионные дни. Привозят автобусы людей, которые дополняют и так немалые очереди на подъемники. Деньги там текут рекой, но в Домбай, как в горнолыжный курорт, вкладываться похоже не очень стремятся. Просто зарабатывают деньги.
Снега на Домбае этой зимой было очень мало и в связи с этим кататься можно было далеко не везде. Для меня комфортной оказалась только трасса, называемая Югославкой с 5й до 4й высот. Ниже снег был с примесью песка и камушек, что небезопасно и портит снаряжение. Ратрак я видела однажды, в пургу и он шёл по открытой трассе навстречу летящим вниз горнолыжникам и сноубордистам, не соблюдая никакой техники безопасности. Вне трасс снег лишь слегка покрывал камни и поэтому особо опасно было вылететь с трассы. Еще минус, это неумелые сорвиголовые катальщики, которые вносят дополнительную опасность. Например 8-летнего ребенка, который был в нашей компании, дважды сбивали сноубордисты. Причем даже не останавливались, будто пролетели не по ребенку, а по сугробу. Культура катания к сожалению отсутствует так же, как и культура поведения автомобилистов на наших дорогах. Кроме величественных красот гор, особого впечатления на меня поездка на Домбай не произвела. Но стоит отметить очень радушное, приветливое и доброжелательное отношение местных жителей, работающих в прокатах и на склонах.  И все же вряд ли я ещё туда поеду. Да и трёхдневная снежная пурга с пронизывающим ветром, заставляющая бороться, чтоб удержаться на лыжах, меня не вдохновляла. Зато дальнейшее моё путешествие из Домбая в Кисловодск восполнило все недостатки и приятно порадовало.
   И так. Зачехлив свою горнолыжную снарягу, облегчившись в одежде, я вышла на трассу в ожидании экскурсионного автобуса Кисловодск-Домбай-Кисловодск. Предварительно списавшись и созвонившись с турагенством Кисловодска,за 500р я благополучно миновав красивейший перевал, поднявшись по серпантину практически на уровень вершин Эльбруса, добралась до любимого солнечного Кисловодска. Этот город меня всегда встречает гостеприимно. Так и на этот раз - солнце, плюс 10°, знакомые улочки и сильный высокий прохожий, который взвалил на себя и мои лыжи и чемодан с неменее тяжелыми ботинками, оставив мне рюкзачок со шлемом и очками, проводил до самого подъезда дома, где живет моя сестра. Радостная встреча сестёр, чай со сладостями и я отправляюсь гулять по вечернему Кисловодску. В этом городе настроение у меня всегда солнечно-прекрасное!
  Колоннада, Нарзанная галерея, курортный парк с терренкурами, Лермонтовский демон в гроте, живописная речка Ольховка, а еще солнце, солнце и два дня прекрасно проведенного времени в Кисловодске в отличном настроении! Как хорошо, когда есть места, в которых чувствуешь себя абсолютно счастливой!)