Старик

Алекс Снегов
               
  Сколько раз проходил мимо огорода и никого не видел,а
тут рядом с тропинкой,за изгородью, вижу человека  с седой
бородой. На плечах облезлая  кожаная куртка,на голове шапка
ушанка,на ногах валенки повидавшие дороги.
Прохожу мимо .
-Мил человек,закурить не найдется,-обратился ко мне  не знакомый?
-Рад бы угостить,-останавливаюсь ,ставлю рюкзак к изгороди,-
хорошего человека,да лет восемь,как бросил  дурную привычку.
-Зря,я  более полвека цибарю.
-Где-ж вы  курите,не вижу.
-Купить не на шта,вот и цыганю у прохожих.
Достаю из кошелька десять рублей:" Возьмите пожалуйста,
купите пачку отравы."
-Эт для тебя отрава,для меня, горемыки, табак почитай жизнь,
убери сигнацию,табачёк одно,а деньги у чужова брать нельзя.
-Какой я вам чужой,мы все в России друг дружке родня.
-Эт ты прав,никто не знает,кто наши предки.
-Берите,а то обижусь!
Дед прищурил глаза,кивнул :"Ладно,только вернуть не
успею,то бишь могу не успеть,да и где тебя искать?
-Мне эту,как вы говорите сигнацию, не жалко.
Он было потянулся за десяткой,после моих слов опустил руку.
-Коль не жалко не возьму.
-Почему,что за блажь?
Он отвернулся и стал уходить в сторону баньки,что-то забор
мотал.
Стою в растерянности.
-Строптивые,-говорил мне  папа,- бывают интересные!
 А тут бедняк с гонором.
Я страсть какой любопытный,после гибели родителей к старикам особое
отношение.
Ставлю за ограду рюкзак  и направляюсь на станцию,благо всего с
километр. До моей деревни два километра,я не спешу,меня там никто
не ждет Соседи присматривает за домом.Семь лет назад батя построил новый дом, на месте  развалюхи . Летом семьёй приезжаем,на пару неделек.
Купил сигареты, иду обратно,издали вижу старика у ограды,подхожу.
-Вот вам блок,курите.
У старика глаза загорелись.
-Да ты что,правда?
-А то!
-Спасибачки,не знаю чем отблагодарить тебя,мил человек.
-Достаточно хорошего слова ,сказанного от души.
Дед вытер рукой навернувшиеся слёзы.
-Зимой та хоть помирай,курить охота и нигде никого.
« Мы говорили с женой,кого бы найти,жил бы в нашем деревенском
 доме ,платили бы, привозили бы продукты.
Мои и родители жены летели на Юг и не долетели,одноклассники
 дружили  с первого класса.
  Скучаем без родителей, часто вспоминаем их.
Нам хочется,чтобы наши дети чаще общались со стариками,это  необхо
димо.
И я решил побольше разузнать об этом человеке.»
-Как же  обходитесь без табака?
-Курю всякую гадость,сухие листья деревьев,солому. А  ежли
доведётся стрельнуть папироску или сигарету,так это у меня праздник!
-Где ваш дом?
-А вот он,-старик показывает на баньку.
-Мне казалось это баня.
-Была баня,дом вон энтот,-показывает рукой в сторону сада.
Вижу, за  яблонями,большой дом.
-Сыновья помогли строить,теперь  чужой дом.
-Продали,-удивился я?
 -Баба захворала,поехала в город, там сестра её живёт.
-И что там?
-Теперь без денег шагу не сделать,везде дай.
-Время такое,капитализм.
- Продали дом   за бесценок. Кончились и эти деньги.Жену залечили,говорили,что болезнь прогрессирует нужны лекарства,у нас
их нет,нужно покупать за границей и покупали.
Куда деваться.
Вернулась домой , но еще хуже чем до лечения,лежит,даже не встает.
 Перестроил баню,живём.Если б не огород,померли бы.
Пенсия  у колхозников грошовая.
 Старший,Константин, служит на Дальнем та Востоке, комэск,с детства
 мечтал летать, истребитель. Младший ,Всеволод,артиллерист,комбат,
служит неподалеку от старшего брата.
 Несколько лет,в отпуск не приезжают.
Вдруг задул ветер,заморосил дождь.
-Бери рюкзак ,пойдем в дом,-командует старик.
«Непонятно,как старик и старуха воспримут мое предложение,у них свой
огород,да и дом,мало ли, при случае сыновья могут выкупить.
 Откуда я взял,что больная старуха согласиться переехать,здесь
для неё всё родное.Моя Заваруха больше  ихней Широкой.
Раньше в Широкой было двести домов,отец рассказывал,когда проезжали мимо,теперь четыре дома.»
В домике  чисто,уютно,темновато.
Старик включил свет.
-Вот,смотри,как живут бывшие труженики села,между прочим орденоносцы, у Надежды Гавриловны и у меня ордена трудового
Красного Знамени.Вон она на полатях разлеглась.
-Простите, меня зовут Игорь Петрович,а вас ,как величать?
-Чего меня величать,Егором,между прочим, тоже Петровичем звали.
-С кем это ты языком чешешь,-раздался голос из-за печки?
-Гость у нас,Надя,заварухинский.
-Заварухинский,чей же?
-Здравствуйте,Надежда Гавриловна!
-Здравствуй,милай!
-Макарова Петра Ивановича.
-Петруши,-удивилась старуха!
-Вы ,знали отца?
-Как не знать ,они дружили с Егором.
-Мы с твоим отцом служили в одном отделении,одну пушку катали,
умница твой папаня,мы с ним помкомвзвода были,в одной батареи,
соревновались,он  чаще опережал меня.
-Хватить балаболить,угости человека чем бог послал.
-Во,какая заботливая.
-Иди,иди.
На улице гром гремит,молния сверкает,дождь  хлещет.
-Куда идти,промокнет,-беспокоюсь о старике.
-Он не промокаемый.
Старик на кухне гремит посудой,вдруг юркнул в дверь.
-Слышишь,милок?
-Да,Надежда Гавриловна,слышу.
-Отца твоего  девушки любили,он был скромный,уважительный.
-Надежда Гавриловна,моя жена заведует терапевтическим отделе
нием в больнице,а я главврач поликлиники и тоже терапевт.
-Дааа!
-Егор Петрович рассказал ,как вас обманули.
-Да уж,лихое время,демократия.
-Тогда было лучше?
-Нет,милай,при большевиках и при коммунистах было тоже не
сладко,с утра до ночи работали за трудодни,а на эти дни давали
огрызки,но  мы верили,наши дети будут жить лучше нас,теперь и
надежду умыкнули.
-По моему ,  трудности роста,дальше будет лучше, новая система
  имеет много недостатков, хваткие пользуются моментом.
- Защиты у простых людей никакой нет,мы лицом к лицу с жульём,
жулики  подстроили так,чтобы воровать и не отвечать.
-К сожалению,много бед принесла перестройка.
Старик вернулся,сбрасывает с себя мешок,одевал вместо плаща,
пронёс на кухню овощи.
-Егор,может картошку сварить?
-Потом,вон сколько всего.
-Если вы  обо мне беспокоитесь,то я сыт,спасибо.
-На улице дождик шпарит,может правда  картошку приготовить,
пообедаем,-спрашивает старик?
-Если вы спрашиваете меня,то я сыт,спасибо.
-И тебя и Надю.
-У меня вчерашний борщ,может Игорь  будет борщ кушать?
-Игорь Петрович,разогреть борщ?
-Нет,нет,спасибо.
-Тогда мы щяс хлобыстнём за встречу по маленькой из  ведра?
-У меня в рюкзаке коньяк и всего много.
-Мы не привычные к городским коньякам,у нас свой,да еще похлеще
вашего!
Старик ставит на стол огурчики,чуточку покрасневшие помидоры,зелень,
 крупно нарезанные куски сало,хлеб и бутылку.
-Лекарства алкоголиков.Надя научилась настаивать на травах,и никакой химии.
-Мы по праздникам по рюмочке с дедом,сыновья не пили и до сей поры  ничего не пьют кроме шампанского и то по глоточку.
-Ой,забыл, свеженькие,прямо из под курочек яички.
Скоро  дождь прекратился,я выложил из рюкзака всё и на станцию.
Дома рассказал жене про стариков  .
Жена  на скорой помощи привезла  Надежду Гавриловну в больницу.
Обследовали и ничего не изличимого не обнаружили.
Наша семья подружилась со стариками.Зимой и летом гостим у них.
Сыновья с семьями приехали в отпуск. Мы подружились,наши дети ровесники  стали дружить.
Все вместе выкупили большой дом.
В разговорах  выяснили ,оказалось,дед Егора Петровича
 Ерофей Кириллыч и мой прадед Никита Назарыч были женаты
на сёстрах,правда, на двоюродных.
Прав был  старик,хоть и дальние,но всё же родственники.

© Copyright: Алекс Снегов, 2015
Свидетельство о публикации №215102900161
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Алекс Снегов
Реценз