Элла -первая любовь

Александр Харченко 2
Эта давняя история произошла со мной на одном  юношеском  шахматном чемпионате  областей Украины, на который я попал совершенно случайно.

 Но все по порядку.

 Моим увлечением с детства был футбол и только футбол, но и шахматы ненавязчиво присутствовали в моей жизни. Потому, что только в них может быть: «дважды два – пять», вот такие своеобразные интегралы. Был у нас в интернате преподавателем истории Залевский Абрам Иосифович - еврей, как вы уже догадались.Сказать, что он очень любил шахматы, значит, ничего не сказать. Он то и привил нам любовь к шахматам. Нередко, даже на уроке истории, разбирал с нами шахматную задачу. Вот так ненавязчиво я и подхватил "болезнь" на всю жизнь.

И даже играя в футбол  впоследствии за дубль Донецкого « Шахтера» мотаясь с основным составом по разным городам Советского Союза и даже тогда шахматы держали меня в своих лапах мертвой хваткой. В другой город на игру мы приезжали, как правило, за день или два до игры и расползались по своим номерам.

 Парни все молодые и никто даже и не думал лежать перед игрой в своих койках – как того требовал тренер. Втихаря, как тараканы, расползались по городу, в поисках приключений на свою молодую голову.

 Все. Но только мне был этот путь заказан. Тренер наш — Лексеич, был уже человеком в возрасте и была у него прямо патологическая любовь к шахматам на мою бедную голову – хобби по нашему. Играл он крепко, основательно матерясь при промахе, так как возрастом у него комбинационное зрение сильно захромало и он утверждал всегда, что лучше пешка в кармане чем призрачный мат в небе.

 И еще издеваясь надо мной, говорил - простой стиль  всегда лучше сумбурного Я же в силу юношеского максимализма, сжигая за собой все мосты, мог ввязаться  в любую авантюру, порой не просчитывая конечного результата. Хорошая жертва – это та которая сомнительна, но поставит тебя тренер в замешательство – так и играли с переменным успехом.

 И вот  поужинав, Лексеич  приказывал команде отдыхать , а меня тут же  брал в «заложники» и тащил в свой номер. И прощай свобода, часов до двух ночи, битва «титанов» мне точно обеспечена. И отказаться не было никакой возможности. Вы ни разу не пробовали в своей жизни отказать своему тренеру, с далеко идущими последствиями?

Гуляли с девчатами по городу другие, да  еще и подшучивали надо мной - тренеру одного тебя уже для него много. Некоторые из них, только к утру в свой номер попадали, твердо зная, что тренер проверять никого не будет. Он, как великий стратег, проницательным взглядом, размышлял над расположением фигур и пешек, добиваясь от них полного взаимодействия, и весь мир для него в этот момент совсем не существует. На поле будет проверять, на что команда способна. И нередко вся команда получала после проигрыша такой шахер - махер, что небо с овчинкой казалось.


Приходила зима. Помимо тренировок на стадионе, на заснеженном запасном поле, мы периодически  выезжали в Широкино на свою спортбазу, подтягивать физзподготовку. И там же я крупно «залетал» на пару партий далеко за полночь. Один раз Лексеич был не в духе и проигрывал мне партию за партией, чтобы успокоить его, сознательно проиграл ему одну. И незамедлительно получил от него серьезную взбучку, да еще лишние пять штрафных  километров на второй день пришлось наматывать.


 - Нельзя играть на проигрыш садясь играть в шахматы, Каисса дама серьезная этого совсем не любит – поучал он меня – что ноги тянешь? А ну  давай живей  "стратег», в шашки в поддавки садись играй, а шахматы не позорь своим присутствием – я же говорю – фанат на мою бедную голову!


Частенько на нашу спортбазу перед соревнованиями на свои сборы приезжала молодежная  команда шахматистов. Вот где для нас с Лексеичем наступал   праздник! Им видите ли нужны были спарринг – партнеры, по нашему мальчики для битья. Только не на тех напали! Над умными шахматными книжками мы не сидели, дебюты до тридцатого хода не изучали, но голыми руками нас просто так не просто было взять. Огрызались мы с Лексеичем, зло, жестко, частенько кроя своих противников матом, в прямом и переносном смысле слова. С кем поведешься от того и наберешься.


 Играл я с оптимизмом – это когда ты  объективно по ходу партии стоишь хуже, оцениваешь позицию, понимаешь, что правильными ходами ничего не добъешься и начинаешь потом мутить на черно – белых полях такое, что противник влезая в эти дебри порой непроизвольно теряется.


Через неделю таких тренировок, подошел у шахматистов и шахматисток день соревнований, но по закону подлости, как это часто бывает, схватил одного паренька с их команды  нежданно - негаданно аппендицит. Прямо со спортбазы скорая и увезла его в больницу. Тренер шахматистов вечером за голову схватился, утром команду на соревнование везти, а игрок в больнице. Что делать?  Вот Лексеич в этот момент и «подставил» меня, поскольку сам на юношу никак не тянул, проскочив этот возраст лет на сорок.
 Перед соревнованием предварительно получил последнее наставления от нового неожиданного шахматного седого  тренера.


 - Запомни сынок!

 Шахматы удивительный мир творчества, чем больше ты будешь ценить противника, тем большая вероятность того, что ты сумеешь создать какую – нибудь невероятно красивую партию. И пускай эта партия будет всего лишь «местного» значения и никто не заметит ее и не оценит по достоинству, не важно. Важно то, что для тебя она может стать тем светлым пятном, мигом, воспоминание о которой будет греть твою душу на протяжении всей твоей жизни. Сотвори, придумай, создай такую партию, чтобы она была для тебя источником радости, а не результатом обидного зевка. Хочешь победить другого, сначала победи себя, свои слабости – это не игра – это результат твоего ума, который  сумел переиграть соперника! Мастер он и в Африке или Бразилии мастер - с ним не поспоришь. Слушай "студент" и запоминай!


После такого серьезного напутствия, впервые попав нежданно - негаданно  на такие соревнования  я… - влюбился.
 В Донецк съехались все юношеские команды с 24 областей Украины, по пять юношей и пять девушек  от каждой команды. За футбольными соревнованиями и тренировками мне тогда,не до девчат было, находясь все время в мужской компании, под предводительством любимого Лексеича. Без шуток - мы его все любили и уважали - было за что.

А здесь в семнадцать лет я вдруг увидел столько красивых девушек, что глаза разбежались. И все же среди всего этого великолепия, сразу же бросилась в глаза  одна очаровательная девчонка с Запорожской области, с огромными синими – синими глазами. А то, что она была еще и шахматистка, а не баскетболистка под два метра, лишь усиливало мое восхищение. Звали  ее Элла – редкое имя по тем временам.

 Но не один я был такой остроглазый, вокруг нее вилось огромное количество поклонников. Все крутились вокруг, предлагая свои услуги для разбора сыгранной партии или подготовки к предстоящим поединкам. Мой же репертуар состоял  лишь в наборе нецензурных слов в адрес нежелательных конкурентов.

И все же, несмотря на это, каждый день я шел на очередной игровой день воодушевленный, с тайной радостью, что вновь увижу красавицу - Эллу с голубыми бантами.


Играя свои партии на пятой последней доске, я все время думал о ней. И это не мешало мне – наоборот, окрыляло. Мои мысли с легкостью порхали над доской, выдавая одну комбинацию за другой, не позволяя сопернику даже голову поднять от доски. Они не прошли школу Лексеича, вообщем - сырой материал еще. Окончив играть свою партию, я мигом бежал к ее столику, где она мило задумавшись над очередным ходом, склонив голову, неподвижно сидела над шахматной доской.

 Признаться играла она неважно, по моему  мнению, и видя ее очередные  огрехи в игре, я переживал за нее, не всегда молча, наверное, получая замечания от судей. Эллочка, конечно же заметила мою заинтересованность ее особой, гораздо больше чем игранные ею партии. Поняла, почему я так долго и настойчиво торчу возле  ее столика, а по окончании плетусь следом за ее командой до гостиницы.


Наступил день матча Донецкой  - Запорожской областей. Наши  столики с Эллочкой оказались совсем рядом, протяни руку и с легкостью достанешь до ее плеча. Нужно ли говорить, что я больше смотрел за ее игрой с девчонкой из нашей команды, чем за своей партией. Естественно, которую я быстро и бездарно проиграл, получив нагоняй от тренера.


 - Куда же ты лезешь? Атакуешь своими разбросанными фигурами противника, по всей доске, без согласования  со своими возможностями в данной позиции. Ты конкретно мысли, не витай в облаках, учитывай особенности данной позиции, сочетай их с общими  принципами игры - БАЛДА!


Тренер – тренер! В игре ты конечно большой мастер, вон сколько седых волос ты за этой игрой себе получил, но какая может быть игра, когда вот такая зазноба рядом сидит в метре от тебя?
 Проиграла свою партию и Элллочка, зло бросив косой взгляд в мою сторону. На второй день, быстро сотворив со своим соперником ничью, направился к заветному столику. Но мне на пол пути преградил дорогу тренер Запорожской команды, с настоятельной просьбой, не подходить больше  к Эллочкинному столику во время игры, и что именно я был виновен во вчерашнем ее поражении. Пару раз я все же пытался подойти к ней, но натыкался на равнодушный колючий барьер с ее стороны. Подумаешь - нацепила банты, надула губы  - недотрога!

 Вот и турнир подошел к концу. Наша команда заняла третье место, что дало мне право стать перворазрядником по шахматам. Запорожская область осталась  лишь четвертой, оставшись без медалей.  Но в отличии от команды, мне это не принесло радости. Разошлись наши пути, как в море корабли, потеряв навсегда красавицу - Эллу.


Прошло много – много лет, многое с тех времен поменялось, время стало другое, мы другие. Моя мать с Донецка переехала в Запорожскую область в город Никополь к дочери. Каждую зиму  с семьей мы ездили к ней в гости. В очередной свой приезд, однажды прочитал в местной газете о зональном отборочном турнире на первенство Украины в шахматном клубе. Интересно стало посмотреть, как играют местные мастера.

 В клубе среди многочисленных тихо "помешанных" игроков оказались две женщины. Одна из них сразу же привлекла мое внимание, что- то неуловимое знакомое сразу же бросилось мне в глаза. Долго я стоял поодаль, пытаясь вспомнить. Где же я видел в прошлой  жизни эти синие глаза?

 И  не забытое далекое стало всплывать в моей памяти, не веря в реальность происходящего. Но когда взглянул на турнирную таблицу с фамилиями участников на стене, сомнения сразу же развеялись. Эллеонора Владимировна! Здравствуй дорогая! Вот где пришлось неожиданно мне встретиться со своей первой любовью.

 Конечно же дождался ее красивой победы, конечно же поговорил с мастером спорта по шахматам. Вспомнила она и тот первый  турнир в своей жизни и того несносного мальчишку, что помешал ей своими вздохами выиграть уже почти выигранную партию и  лишившей их команду третьего места. На что получила контраргумент, что ее присутствие тоже было причиной моего поражения и мы с ней обе пострадавшие стороны.

Дальнейшая ее жизнь все время была связана с шахматами. Была замужем, но даже если один шахматист в семье – это уже слишком много, а если еще и женщина, то вообще завал, муж не выдержал ее постоянных  разъездов по турнирам. Дочь  из – за  ухода отца из семьи ненавидит шахматы, хотя в детстве была чемпионкой города, благодаря своей матери, являющейся хозяйкой и  тренером этого клуба.

 Связала свою жизнь вторично с киевским шахматистом, но пролетела как королева без игры, оказавшись быстренько за доской. Теперь эта пожилая с остатками былой красоты интересная  дама все свое свободное время проводит в клубе, обучая молодежь премудростям этой игры. Уверяя, что это и есть ее самая большая любовь, и именно шахматам она обязана лучшим моментам в своей жизни! Не буду ей возражать, все шахматисты, начиная от любителя до гроссмейстера, отравлены ядом шахмат, и будут носить в себе этот яд до конца своей жизни. И это самая приятная отрава в их жизни! И не пытайтесь даже переубедить их в этом, нарветесь на непонимание и обиду с их стороны. Шахматы - это жизнь, жизнь - это шахматы. И если Каисса полюбила своего поклонника, то это уже на всю жизнь. Порой ломая шутя судьбы людей.