Бинокль

Александр Георгиевич Гладкий
С некоторых пор, выходя в лес или поле на прогулку или на лыжах, стал брать с собой бинокль. Достался мне он от отца-зоолога, достаточно мощный, полевой. Служил он ему долгие годы верой и правдой, помогая при проведении полевой практики, обучать студентов-биологов определять визуально птиц и зверей.

Долго этот оптический прибор пылился у меня на даче без дела, пока, однажды, я не увидел, парящую высоко в небе, огромную птицу. То, что это орел, не вызывало сомнений – я определил это невооруженным глазом по силуэту, но кто конкретно? Орлан-белохвост или беркут? Быстро забежав в дом, я схватил бинокль, подкрутил резкость и стал разглядывать пернатого гиганта. Оптика позволяла в деталях рассмотреть величественную птицу, но определить точно вид я не смог - не хватило орнитологических знаний. Хвост у птицы был бурый: беркут или молодой орлан -  у последних хвосты белеют с возрастом.

Птица, практически, не делала взмахов крыльями, накручивая круги в восходящих потоках воздуха и ветер, постепенно, сносил ее на юг. Вдруг, в поле зрения появилась еще одна птица, значительно меньшая по размерам, с явно, агрессивными намерениями. Забравшись ввысь на полсотни метров над орлом, она, сложив крылья, камнем ринулась вниз, намереваясь ударить противника, но орел изящно увернулся, продолжая накручивать круги. Я рассмотрел в бинокль маленького, относительно орла, смельчака: по силуэту это был лунь – птица с размахом крыльев более метра, а выглядел он, как истебитель рядом с боингом.

Промахнувшись, лунь опять набрал высоту и повторил атаку, но орел, неуловимым глазу движением, избежал столкновения. До того, как ветер унес от меня участников воздушного боя, я успел разглядеть еще одну атаку, но тоже без контакта птиц между собой. Похоже, что лунь не стремился ударить орла, а своими действиями показывал, что территория занята – лети себе дальше.

Неоднократно наблюдал, как стайка мелких певчих птиц прогоняет хищника, назойливо преследуя его всей ватагой, сопровождая погоню пронзительными криками. Здесь же конфликтовали между собой два крупных хищника.

Впечатленный созерцанием зрелища воздушного боя, я стал чаще, выходя в поле, брать с собой бинокль. Жаль, что этот прибор не фиксирует увиденное, но в памяти оно остается надолго.

Особенно интересно наблюдать пернатых весной, когда они возвращаются из теплых стран на родину или пролетают транзитом дальше на север. В этом году в Беларуси весна ранняя: к началу марта снега на полях, практически, не осталось и только в лесу видны его островки. Вот многие птицы и прилетели на две недели раньше обычного срока. В то же время, наши зимние гости – снегири и свиристели, все еще с нами. Поражает, насколько ярко и красиво оперение этих птиц, когда рассматриваешь их в бинокль, а ведь издали, когда не видны детали – так себе, ничего особенного. Давно не видел клестов-еловиков у нас, а в этом году досконально рассмотрел парочку, устроившуюся отдохнуть на ветке в двух десятках метров от меня.

Зеленушка уже тут как тут, оглашает окрестности своим скрипучим «джжжииии». Стайки многочисленных овсянок перепархивают по веткам, оставленных на вырубке дубков, создавая весеннее настроение своим лимонно-желтым оперением головы и брюшка. Синицы поют весеннюю песенку звонкими голосами. В стайках особи разных видов: большая и длиннохвостая, лазоревка и гаичка.

Услышав дробь пестрого дятла, направляю бинокль на сухую вершину сосны и детально рассматриваю птицу, увлеченно приводящую в порядок оперение. Резкий крик желны, слышный на полкилометра вокруг, приводит меня к старой дуплистой осине, которая служит домом паре крупных черных дятлов в этом году. Птица осторожна, близко меня не подпустила, но издали, в оптику, смог хорошо ее рассмотреть.

Выйдя из лесу на поле, интересно поймать в поле зрения, поющего в вышине жаворонка, а потом понаблюдать, что делает этот хохлатый певец, когда приземлится. А что это за белые столбики вдали на заливном лугу в пойме речки Усы? Бинокль дает ответ – четыре белые цапли, в прошлом краснокнижники, замерли неподвижно в воде, подстерегая добычу. Резким противным криком сообщает всем вокруг о своем прилете серая цапля.

Вечером, вплоть до самой темноты, с верхушки ели льется песня дрозда. Поет он самозабвенно, зная, что никому не доступен на такой высоте и бояться нечего.

Вроде бы, обычная прогулка по полям, лугам и лесу, а впечатлен, как будто побывал на выставке птиц, настолько красочен и разнообразен оказался мир пернатых, а все благодаря биноклю.

А как здорово понаблюдать за мышкующей лисицей через оптику. До нее метров триста, а кажется, вот она, перед тобой прыгает, пляшет и роется, вызывая улыбку своим поведением. За зимними стайками косуль тоже было очень удобно наблюдать со стороны, не беспокоя их приближением.

Нередко пользуюсь биноклем и на рыбалке в «шпионских» целях. Когда приезжаешь впервые на незнакомый водоем возникают вопросы: какая здесь рыба, на что клюет, чем ловить? Ведь у каждого озера свой характер, своя тайна. С налету не откроешь.

Однажды по весне, расположился я с удочкой на новом для себя месте – незнакомом пруду вблизи деревни. Нацепил на крючок «бутерброд» из опарыша с перловкой и затих, ожидая поклевку, но прошел час, а поплавок не шелохнулся. В то же время, в сотне метров от меня местный дедок регулярно доставал из воды увесистых карасей. Лезть к увлеченному процессом рыбаку с назойливыми вопросами я посчитал недопустимым, поскольку, по себе знаю, как бы я на них отреагировал. Вот тут меня выручил бинокль. Наведя прибор на рыболова, я легко разглядел, что наживляет он на крючок обыкновенного навозного червя, а такие и у меня имелись. Стоило мне сменить насадку и я стал тягать карасей.

Здорово выручает бинокль и на зимней рыбалке. Сделав обзор необъятного ледового простора, можно четко определить, на каких участках водоема есть клев, и где следует бурить лунки. При ловле на спиннинг, тоже неплохо посмотреть, какими приманками пользуются коллеги-рыболовы и подобрать что-то похожее, чем впустую терять время, нацепив блесну наугад.

Что ни говори, бинокль для созерцателя и рыболова – вещь очень полезная.