Истории пражских домов. Дом У Луны

Надежда Горина -Гид Чехия
 На крутом склоне улицы Увоз, что находится на границе Градчан и Малой Страны пражской, стоит розовый дом "У каменной колонны". Он всегда приковывает взгляд прохожих, даже тех, кто абсолютно равнодушен к архитектурным изыскам.

     До середины 13-го столетия на этом месте были густые леса. Затем появилась небольшая осада с садами и виноградниками. Во время Гуситских войн (1419-1434) все полегло пеплом. Спустя столетие  был уничтожительный пожар 1541 года. Первые письменные упоминания о доме "У каменной колонны" относятся к 1562 году.

     На рубеже 17 и 18 столетий дом купил художник и архитектор Андрей Николас. Именно при нем на доме появляется колонна, которая была точной копией той, что стояла на Староместской площади в Старом городе пражском. А углы дома украсили бюсты: мужской, символизирующий солнце (день) и женский, с подписью - "Луна" (ночь). На рубеже 16 и 17 веков, датский астроном Тихо де Браге, в частной беседе произнес, что Прага и готика, а готика и мистика также неразделимы, как день и ночь. Знал ли он, что даст пищу для творчества писателям, художникам, скульпторам на долгие-долгие столетия? Бюсты были созданы Михаэлем Яном Йозефом Броккофом. А дом начали называть "У каменной колонны" или "У Луны".

     Последним обываетелем дома был фотограф Йозеф Судек. Он переехал в маленькую двухкомнатную квартирку на первом этаже в 1959 году и жил в ней до последних своих дней в 1976. Сколько же титанов чешской культуры в разные времена бывали его гостями! Нобелевский лауреат, поэт Ярослав Сейферт, художник Ян Зрзавы, архитектор Отто Ротмайер... Быт фотографа, как это часто случается у редкостно талантливых людей, был весьма и весьма убогим. В комнатке поменьше была обустроена ванная с душем. В чуть большей, расположился круглый обеденный стол на массивных витых ножках, газовая плита и чугунная ванна,стоящая на боку. На ней пан Судек планировал расположить творческую лабораторию. Не случилось, потихоньку ванна превратилась в еще одну полку для самых разнообразных вещей. Впрочем, со  временем эти вещи начали располагаться и на столе, и на полу, и под кроватью. Будто бы они хотели сотворить свой мир, совсем не похожий на тот, что заглядывал в квартирку через два маленьких окна. Мир самодостаточный, мир невероятно богатых фантазий и ощущений, мир Мастера Йозефа Судека.