За кулисами

Ирина Аристоклеева
"Не забудь,- ты актер и играешь в пьесе. Коротка пьеса- коротка и жизнь, длинна пьеса- длинна и жизнь."
 Театр- это наружный блеск и внутреннее достоинство. Это мужественность характера и моральная стойкость. Это зыбкая иллюзия чувств и жизнь, время в которой остановлено.
 Приходя в театр, зрители окунаются в атмосферу искусства и магических ощущений. Восхищаются тем, как легко актер находит струн, на которой играет, и с интересом наблюдают, как завязывается нить шнурка жизни героев.  И, конечно, любого из присутствующих на спектакле тяготит тайна умения артистов жить не своей жизнью, играть в чью-то судьбу.
 Но существуют "обыкновенные объяснения явлений необыкновенных", стоит лишь приоткрыть занавес...
 -Самое главное, когда ты играешь на сцене, это далеко не то, что и как ты говоришь, а то, как ты чувствуешь своего героя, свою роль и доносишь это до зрителя,- напутствовала всяческими советами и добрыми пожеланиями Наталья Михайловна, но как я ни старалась, слушать ее я уже не могла.
 Мне  нездоровилось с самого утра, но мой боевой настрой перед сегодняшним спектаклем не позволил болезни и усталости взять надо мной верх, поэтому я отправилась на выступление.
 Изначально все действительно было хорошо, и я уже представляла, как буду пожимать лавры славы, но внезапная головная боль заставила меня насторожиться. Я хотела принять лекарство, но мой товарищ по занятию сказал, что всех срочно вызывают на репетицию в связи с перестановкой реквизита на сцене. Я не хотела лишний раз давать руководителю повод усомниться во мне, поэтому, позабыв обо всем, побежала исполнять свои обязанности.
 Пробегая мимо костюмерной, я обратила внимание на Сашу, дочь портнихи, очень приятной женщины с добрыми глазами. Она часто помогала матери и очень любила наблюдать за нашими репетициями, что Наталья Михайловна всегда ей позволяла. Саша сидела и , что-то бормоча себе под нос, работала с моим костюмом. Но наблюдать за ней времени у меня не было, и я побежала на сцену.
 Точно так же, как звезды не могут существовать без темноты, так и я не могу существовать без театра. И сколько бы спектаклей не было мною отыграно, волнение и дрожь перед выходом на сцену будут присутствовать всегда, даже если это генеральная репетиция. Но в этот раз мои чувства ввели меня в заблуждение. Дрожь и легкий озноб указывали отнюдь не на страх. К сожалению, они указывали на болезнь. И я понимала, что единственным выходом было не участвовать в сегодняшнем представлении, т.к. мне становилось только хуже. Дела я видела ясно.
 Стоя за кулисами, я долго не решалась подойти к нашему руководителю, которая в тот момент отчитывала мальчика, забывшего свои слова. Но время шло, и я с нескрываемым волнением подошла к Наталье Михайловне. Она внимательно выслушала меня и ответила с присущими ей изяществом, глубиной и мудростью:
-Благодарю за откровенность. То, что ты не побоялась признаться, делает тебе честь. Я позвоню твоей маме, и она тебя заберет. Придется искать тебе замену. Как же это не во время.
 Я понимала, что подвожу весь коллектив,  отчего не находила себе места. Мама должна была приехать примерно через полчаса. У меня было слишком мало времени, чтобы найти кого-то на мое место. Я стала замечать, как за кулисами началась суматоха. Было очевидно, что все актеры уже знали о том, что главная героиня внезапно заболела. Их громкие разговоры и обсуждения заглушали мои мысли и мешали мне сосредоточиться.
 Я нашла более спокойное место, чтобы подумать. Вариантов не было. В этом спектакле играли все, и никто не мог встать мне на замену. Я была всецело поглощена своей проблемой, но неожиданно услышала, как откуда-то доносится тихий голос, шепчущий слова моей героини. Я стала прислушиваться и поняла, откуда идет звук. Это была костюмерная комната. Подойдя на цыпочках, я отворила вполовину дверь, но войти не решалась. Я осторожно наблюдала за тем, что происходило внутри. Посреди комнаты, почти полностью завешанной костюмами, стояла маленькая хрупкая Саша, перевоплотившаяся в героиню, которую еще час назад предстояло играть мне. И я не могла понять, почему эта девочка до сих пор не блистает на сцене. Я проследила в ней все, что было нужно. Сдержанность во взгляде и умеренность в улыбке, правильно выбранный тон и темп, с которым говорила Саша. Она была оживлена и открыта. Но затем она залепетала что-то в совершенном смущении, и я догадалась, что она меня заметила, поэтому вошла.
 -Александра,- обратилась я к раскрасневшейся девочке, - я сейчас нахожусь в полном и истинном удивлении. Ты так хорошо играла, что я просто не могла отвести от тебя взгляд. Почему же ты не пробуешь себя на настоящей сцене?
 -О, нет, мне очень стыдно, что ты видела это. И я ужасно боюсь выступать.
 -Саша, ты знаешь, что я очень плохо себя чувствую и не смогу отыграть сегодняшний спектакль?- задала я вопрос, сделав намек, который дочь костюмерши точно поняла, но не подала виду.
 -Это ужасно! Как же такое возможно? И что Наталья Михайловна намерена делать?- ответила девочка.
 -У меня сформировалась идея, которая, я думаю, должна тебе понравиться.
 -И как же?- догадавшись, спросила собеседница.
 -Что, если я поговорю с Натальей Михайловной, и ты выступишь вместо меня?- задала я вопрос в надежде, что она согласиться.
 С минуту Саша колебалась, но потом твердо и решительно заявила, что она не станет принимать в этом участие.
 -Саша, жизнь не ждет, и если ничего не предпринять, она так и пройдет мимо,- с возрастающей убедительностью говорила я.
 В ответ последовало только молчание, но я чувствовала, как в душе этой девочки зарождались крылатые надежды и стремления, поэтому решила не останавливаться:
 -Ну разве ты не хочешь просто попытать счастье?
 Саша начала решительно возражать, но я вопреки всем правилам хорошего тона, перебила ее и продолжила:
 -Пойми, сегодняшнее выступление выгодно явит твой талант.
 -Я не хочу,- смиренно прошептала девочка.
 -Хорошо, ты не хочешь сделать это ради себя, тогда я прошу тебя сделать это для нас, для нашего коллектива, театра, ведь мы же одна команда, одна семья,- сказала я и прибавила,- Пожалуйста.
 Судя по всему, этот аргумент подействовал на Сашу. Немного подумав, она ответила на мою просьбу:
 -Это столь почетное для меня приглашение... И я горячо благодарю тебя за данный мне шанс, но я правда не уверенна, что смогу.
 -Но ведь не попробовав, ты и не узнаешь, - парировала я.
 Глаза девочки загорелись желанием, сердце отвечало сладким замиранием, и она больше не раздумывала, она просто согласилась.
 Следующим шагом в решении моей нелегкой задачи было поговорить с Натальей Михайловной. Я знала, что она сейчас не в лучшем расположении духа, но понимала, что могу все исправить.
 Услышав, кто будет исполнять мою роль, Наталья Михайловна мне не поверила. Я объяснила все еще раз. Но она колебалась, и это было естественно. Тогда я стала убеждать ее всеми силами, понуждая себя исполнить мой долг. Я видела в глазах руководителя смятение, но я так же знала, что выбора у нее не было. До спектакля оставалось десять минут. И в тот момент я в первый и последний раз слышала что-то подобное из уст Натальи Михайловны:
 -Пусть играет, все равно этот спектакль обречен на провал.
 Я вздохнула и побежала готовить Сашу к выступлению. Она попеременно волновалась и успокаивалась. Пока будущая актриса переодевалась, приехала мама и привезла мне лекарства. Мне стало немного легче, но я все еще чувствовала усталость. И даже при этом мне удалось уговорить маму остаться и посмотреть.
 Перед самым выходом на сцену я сказала Саше одну простую фразу:
 - Не предавай свои мечты,- и отправилась в зал.
 Надо было видеть своими глазами,  как хорошо справлялась эта девочка. Все ее волнения и переживания куда-то ушли, потеряли смысл и цену. Изумление Натальи Михайловны превзошло изумление прочих.Она радовалась, улыбалась и плакала. Спектакль прошел на "ура", в чем я и не сомневалась.
 Поэтому всегда надо помнить, что мечты сбываются не только на сцене, но и в вашей жизни.