Сорокомученики. Сказ

Инна Молчанова
(картина Николая Рериха «Заклинатель»: http://gallery.facets.ru/show.php?id=331)


Долго шел… Убегали горы,
заслоняя собой закат.
Где-то там, за горами, горе
поглощает своих солдат.

Где-то там, за рекой бурливой,
вновь восстал род на род, а здесь –
место казни и место силы,
где духовный отец воскрес.

Знает он, что молитвы тщетны –
пожирает огонь птенца.
Но дают ему крылья ветры –
воскресению нет конца.*

Нет конца для могучих статью –
сорок воинов терпят казнь.**
Принимает их смерть в объятья,
и ни с чем остается Князь.

Ледяная у боли хватка,
а поодаль дымится печь.
И сбегает один украдкой --
суждено и ему полечь.

Строй пополнит другой -- из римлян,
восхищенный твердыней вер.
И его не забудут имя --
ровно сорок их всех теперь.

Не сломили… И ярость снова
обуяла ворожий стан:
в чем же веры такой основа
замороженных христиан?

Перебили им ноги плетью.
Красной краской покрылся лед.
Натаскали в кострище веток –
пусть дотла все огонь сотрет…

Третья ночь, как блаженный Петр
не смыкает от горя глаз.
Вдруг почудилось, что зовет их
кто-то там, где костер погас.

В ночь глухую собрали кости
и, с молитвой земле предав,
возвели над погостом почесть,
засиявшую навсегда…

...Долго шел, и вилось преданье
в круговерти нелегких дум.
Там, в пещере, пройдет камланье --
вновь разложит костер колдун.

Призывая святых и правых,
руки-крылья распял звездой,
и могучая тень направит
свой полет на неравный бой.

Сорок первый… Идет осада.
Севастийский отряд готов --
для защитников Ленинграда,
к Сталинградским полкам потом!

Зажигая огни «Катюши»,
сорок стел обретут покой…***

Здесь, в пещере, огонь потушит
сорок первый, сгорев, святой…


*Феникс -- чувствуя приближение смерти, птица сжигает себя, прилетая в родное гнездо, а из образовавшегося пепла возникает птенец. В некоторых интерпретациях сказаний из пепла восстаёт взрослый феникс. В христианстве эта птица символизирует воскрешение, победу бессмертной жизни, непоколебимую веру и неизменность и является символом Иисуса Христа.

**Сорок Севастийских мучеников -- воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году.
Воины были из состава римского войска, стоявшего в городе Севастии. Военачальник Агрикола потребовал от них принесения жертвы языческим богам. После отказа, римские воины раздели их и поставили на покрытое льдом озеро. Рядом поставили тёплую баню, чтобы желающие отречься от Христа могли в ней согреться. К утру один из воинов побежал в баню, однако забежав туда, сразу умер. Один из римлян, видя стойкость духа христиан, сам разделся и присоединился к стоявшим в озере.

По преданию, римские воины, видя, что мученики не замерзают, перебили им голени и сожгли. Обуглившиеся кости мучеников были брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. Согласно житию, спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал их останки и с честью похоронил.

9 марта (20 марта) 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьёй и большей частью войска. Свою победу он отнес к заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь обновил бывший на этом месте храм и освятил его в честь Сорока мучеников.

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

***По состоянию на январь 2013 года, звание «Город воинской славы»,было присвоено 40 городам Российской Федерации. Согласно вышеуказанному положению, в городе, удостоенном звания «Город воинской славы», устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания.

________

Для монографии:

Первые эскизы картины были написаны Н.Рерихом еще в 1910 году. Вновь к этой теме он вернулся в 1943 году, написав картину «Заклинатель».

Е.П. Маточкин в своем исследовании «Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели» (Самара: Издательский дом «Агни», 2002.-192 с. ) пишет:

«У Рериха тоже есть символический негативный образ – выражение сокровенной мечты всех, стремящихся обрести власть над миром. Таким предстаёт его герой в картине «Заклинатель», написанной в 1943 году, во время Второй мировой войны.

Древний языческий обряд оборачивается у Рериха современной метафорой.
Тень заклинателя на стенах грота приобретает гигантские размеры, а руки тёмного бесплотного монстра готовы захватить весь мир. И этот образ – не вымышленная фантазия. Не о том ли мечтали главари фашизма и диктаторы, раздувавшие культ личности? И ведь они добились многого, погубили миллионы жизней, а скольких закабалили духовно!».

Я не согласна с мнением исследователя и думаю, что метафорический смысл данного полотна понят неверно. Отсюда – моя версия, основанная на вышесказанных ремарках.