Жена Великого князя киевского Изяслава I Ярославич

Люба-Русь
К читателям - вот так я ищу своих предков, - Люба-Русь, с любовью к читающим, прошу, оставлять свои комментарии, видения и предсказания о будущем Р У С И*, всё в наших руках, слуг Вселенского Разума и Божих. Пишу с благословения Летописца*, потомка Киевских Воевод, используя открытые источники информации, поэтому не ущемляю ни чьи авторские права*.


                * + *

Я - в одной из жизней* - Жена Великого князя киевского Изяслава I Ярославича, дочь короля Польши Мешко II, сестра короля польского Казимира III

В 1041 году Гертруда была отдана в жены Великому князю киевскому Изяславу I Ярославичу. Свадьба состоялась в один день с бракосочетанием Казимира Восстановителя, брата Гертруды, и Марии, сестры Изяслава. После гибели мужа в 1078 году жила при дворе своего единственного сына Ярополка Изяславича, князя туровского.

Гертруде принадлежала богато украшенная миниатюрами псалтырь — т.н. Кодекс Гертруды. Эта уникальная книга, созданная в конце X века для архиепископа Эгберта Трирского, сохранилась до наших дней и в настоящее время хранится в музее города Чивидале (Италия)

Кодекс Гертруды* (также известный как Кодекс Эгберта, Кодекс Трира или Молитвенник Гертруды) — иллюминированная рукопись, написанная в Средние века, которая хранится в муниципальном музее города Чивидале, Италия.

Изначально Псалтырь был создан монахами аббатства Рейхенау в конце X века для архиепископа Эгберта из Трира. В середине XI века книга перешла к Гертруде, мужем которой был Изяслав I Ярославич. Она включила в кодекс свой латинский молитвенник (около 90 молитв, вероятно записанных рукой самой Гертруды[1]), а после прибытия Гертруды в Киев около 1043 г. в рукопись были добавлены пять миниатюр византийского письма.[2] В итоге книга стала представлять собой удивительное сплетение византийских и романских традиций. Добавленные в Киеве миниатюры являются оригинальными местными работами, так на одной помещено изображение почитаемой киевской иконы Богородицы «Печерская». В 1103 г. Кодекс был вывезен в Польшу внучкой Гертруды Сбыславой Святополковной, женой Болеслава III Кривоустого.

В настоящее время Кодекс Гертруды хранится в Национальном Археологическом музее г. Чивидале-дель-Фриули (Италия).

Иногда Кодекс рассматривается как подтверждение проявления интересов Изяслава в отношении Римско-католической церкви. Характерной особенностью книги является широкое жизнеописание Апостола Петра, которого почитали Гертруда и её сын Ярополк. При крещении Ярополк получил имя Пётр. Известно, что Ярополк первым построил церковь Святого Петра в Киеве и поместил изображение святого на своих монетах.

В 1075 году он был послан своим отцом, свергнутым с трона, в Рим, чтобы получить поддержку Папы и восстановить своё правление над Русью благодаря заступничеству Святого Петра («patrocinium beati Petri»). Имеются также два письма Папы Георгия VII, адресованные королю Польши и Святославу II Киевскому, в которых Папа пытался вразумить их и заставить вернуть трон Изяславу.


Биография:

В 1069 году отец посадил Святополка в Полоцке на место умершего Мстислава[2]. В 1071 году Всеслав Брячиславич, прежний князь Полоцкий, вернул себе волость. Можно предположить, что следующие два года Святополк провёл с отцом в Киеве, а потом разделил его изгнание. Уже после возвращения Изяслава в Киев зимой 1078 года Святополк ходил вместе с Владимиром Мономахом к Полоцку и сжёг его посады, а затем занял место убитого в Заволочье Глеба Святославича в Новгороде. В 1088 году перешёл в Туров, часть вотчины убитого Ярополка Изяславича, уступив место в Новгороде внуку Всеволода Ярославича, Мстиславу.

Великое княжение
После смерти великого князя Всеволода Ярославича (1093) его сын Владимир Мономах, первым оказавшийся у гроба умершего князя, решил не пытаться занять престол, чтобы избежать борьбы со Святополком. Святополк приехал из Турова, где до этого княжил, 24 апреля.

Узнавшие о смерти киевского князя половцы вторглись на Русь и направили к Святополку послов. Святополк захватил их, посоветовавшись лишь с младшими дружинниками, пришедшими с ним из Турова, не прибегая к советам киевских бояр, и вывел войска им навстречу на р. Стугну вместе с Владимиром Мономахом и его братом Ростиславом. Владимир советовал разместиться за водной преградой и выиграть время (Пока за рекою стоим, грозной силой, заключим мир с ними), но Святополк настоял на переправе через Стугну. В битве на Стугне 26 мая русские потерпели жестокое поражение, многие утонули в реке во время бегства, в том числе Ростислав Всеволодович. Святополк уже только киевскими силами вышел навстречу врагам и 23 июля сразился с ними на Желани, снова проиграл, но затем вместе с Мономахом ещё раз бился с половцами у Халепа. Итог сражения неизвестен, но после него в 1094 году заключил мир с половцами и взял в жёны дочь половецкого хана Тугоркана.

В 1096 году Святополк помогал Владимиру Мономаху в его борьбе против Олега Святославича. Совместными усилиями Олег был изгнан из Чернигова и Стародуба. Воспользовавшись отсутствием основных русских сил у южных границ, Боняк со множеством половцев атаковал земли вокруг Киева и сжёг княжеский двор в Берестове, Куря сжёг Устье на левобережье Днепра, затем Тугоркан 30 мая осадил Переяславль. 19 июля Святополк и Владимир разгромили его на Трубеже, погибли сам хан, его сын и многие другие ханы. 20 июля хан Боняк во второй раз пришёл к Киеву и сжёг всю низину и предгорье. После половцы бросились на киевские монастыри — Стефанов, Германов и Печорский — и, разграбив их, ушли обратно в степь.

В 1096—1097 годах завершилась ожесточённая борьба на востоке Руси между Олегом Святославичем и Владимиром Мономахом, за которого сражались новгородцы во главе с его старшим сыном Мстиславом и половцы. Любечский съезд в 1097 году вернул Святославичам наследство их отца и закрепил остальные земли за их текущими владельцами. Таким образом, непосредственная власть Святополка продолжала ограничиваться Киевом и Туровом.


Картина С. В. Иванова. Русские князья заключают мир в Уветичах

А. Д. Кившенко. «Долобский съезд князей — свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком»
Междоусобица на западе Руси началась почти сразу после Любечского съезда с ослепления Василька Ростиславича теребовльского Давыдом Игоревичем волынским. Когда Давыд и Олег Святославичи и Владимир Мономах собрались на съезд в Городце и потребовали от Святополка наказать Давыда, Святополк едва не лишился киевского престола (1098). Выгнав же Давыда с Волыни, Святополк попытался овладеть и землями Ростиславичей, но безуспешно: его войска были разбиты на Рожном поле, а его союзник, венгерский король Кальман I Книжник — в сражении на Вагре (1099). По решению съезда в Уветичах Святополк получил Волынь, Давыд — Дорогобуж. Вскоре в киевской тюрьме умер родной племянник Святополка Ярослав Ярополчич, попытавшийся претендовать на какие-то владения на Волыни.

В 1102 году Святополк захотел отправить на княжение в Новгород своего сына Ярослава, что соответствовало бы сложившейся двухвековой традиции. Однако новгородцы не согласились проводить Мстислава Владимировича и ответили Святополку: если у твоего сына две головы, отправляй его к нам.

В 1104 году произошёл последний за период правления Святополка внутриполитический инцидент: киевский воевода Путята Вышатич, Ярополк Владимирович, Олег Святославич и Давыд Всеславич ходили на Глеба Всеславича минского.

Весной 1103 года Святополк и Владимир собрались на совет в Долобске, где было принято беспрецедентное решение о первом походе против половцев в степь, ставшим первым в целой серии походов, переломивших ход русско-половецкого противостояния и перенёсших его на территорию степей. В 1103 году половцы были разгромлены на Сутени, в 1107 году были разбиты Боняк и Шарукан на Суле, в 1111 году Святополк, Давыд и Владимир вторглись в земли верховий Донца, взяли города Шарукань и Сугров, а затем разгромили половцев на Салнице.

Смерть

После Пасхи 1113 года Святополк по одной версии был отравлен, по другой разболелся и скончался 16 апреля. Дружина и бояре оплакали его и погребли в церкви св. Михаила в Киеве.

Татищев так характеризует Святополка:

« Сей князь был ростом высок, сух, волосы черноватые и прямые, борода долгая, зрение острое. Читатель был книг и вельми памятлив… К войне не был охотник и хоть на кого скоро сердился, скоро и запамятовал. При том был восьми сребролюбив и скуп.»

Святополк умер в Вышгороде и был похоронен в киевской церкви святого Михаила. После его смерти в Киеве произошло народное восстание, в ходе которого были ограблены дома должностных лиц и ростовщиков.

В «Слове о полку Игореве»

С такой же Каялы и Святополк бережно повез отца своего между венгерскими иноходцами к святой Софии, к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче сеялись и прорастали усобицы, гибло достояние Даждь-Божьих внуков, в княжеских распрях век людской сокращался. Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на поживу.[6]

Мать Святополка

Согласно традиционной точке зрения, матерью Святополка является законная жена Изяслава Ярославича Гертруда Польская. По реконструкции В. Л. Янина, она перекрестилась в православие, получив имя Елизавета (Олисава), и умерла в 1108 году[7]. Эта точка зрения была оспорена А. В. Назаренко[5]. Назаренко обращает внимание на кодекс Гертруды, в котором Гертруда называет брата Святополка Ярополка unicus filius meus, то есть своим единственным сыном. Кроме того, признание Святополка законнорождённым делает неканоническими согласно церковному праву браки детей Святополка с родственниками Гертруды. К тому же, можно предполагать, что на Руси Гертруду называли Еленой, а не Елизаветой[8]. В кодексе содержатся 90 молитв, вероятно, записанных самой Гертурдой, но примерно в 1086 году Гертруда прекращает записывать молитвы, что может свидетельствовать о том, что она вскорости после этой даты скончалась[9].

Тем не менее, позиция Назаренко не является общепризнанной. Гертруда могла называть Ярополка единственным в переносном смысле (уникальный, самый любимый). А неканонические браки все же иногда разрешались церковью (таким был брак Сбыславы Святополковны и Болеслава Кривоустого, но в источниках специально оговорено, что разрешение на именно этот брак было получено у папы римского). Аргументом против позиции Назаренко служит упоминание в летописи и граффити Софийского собора матери Святополка как русской княгини, что невозможно, будь она простой наложницей. Впрочем, обе записи были сделаны в то время, когда Святополк был великим князем киевским; возможно, из уважения к великому князю его мать именовали княгиней, а про незаконное происхождение великого князя не упоминали. Обращает на себя внимание и тот факт, что и в кодексе, и в летописи, и в граффити Гертруда и Олисава называются по сыновьям («Ярополча мати» и «Святополча мати»), но не по мужу.

Дискуссию нельзя считать оконченной. Что можно сказать про мать Святополка наверняка, так это то, что звали её Елизаветой (Олисавой) и что умерла она в 1108 году.

Брак и дети:

Первая жена: имя неизвестно. Возможно дочь чешского князя Спытигнева II (согласно А. В. Назаренко). Ранее считалось, что ею была Варвара Комнина. (Об установлении личности см.: Жены Святополка). От этого брака родились:

Ярослав (Иоанн) (ок. 1072 — май 1123), князь Владимиро-Волынский 1097, 1100—1118, князь Вышгородский 1100—1118, Туровский 1100—1118
Сбыслава (ум. 1111); муж: с 1102 или 1103 Болеслав III Кривоустый (1085—1138), король Польши[10]

Предслава; муж: с 1104 Альмош Венгерский (1068—1129), король Хорватии
Вторая жена: с 1094 Елена, дочь половецкого хана Тугоркана (княжна половецкая Елена Тугоркановна).

Брячислав (Павел)[11] (1104—1123), князь Туровский 1118? — 1123
Изяслав (ум. 1127), князь Клецкий, князь Туровский 1123
кроме того, от наложницы Святополк имел ещё одного сына (старшего):
Мстислав (ум. 1099), князь Брестский 1093—1097, Новгород-Северский 1095—1097, Владимиро-Волынский 1097—1099

В генеалогических справочниках упоминается дочь Святополка Анна[2] — жена Святоши Давыдовича. У Святоши действительно была жена Анна, но нигде в источниках не упоминается, что она была дочерью Святополка Изяславича, не встречается в литературе и обоснование такой гипотезы[12][13].

Кроме того, Святополку приписывают дочь Марию, жену Петра Власта (ум. 1153). Про Марию известно, что она была дочерью русского князя и греческой аристократки. Если принимать существование Варвары Комниной, то Святополк мог быть отцом Марии, но сейчас считается, что Мария была дочерью Олега Святославича и Феофано Музалон[14].
Смотреть что такое "Гертруда" в других словарях:

Гертруда — 1) ы, жен. Заимств.; разг. Герта, ы.Производные: Герта; Гета; Гетуня; Гетуся; Гера; Грета.Происхождение: (От др. герм. g;r копье и tr;t сильный.)Именины: 17 марта, 16 нояб.2) ы, жен. Нов.Производные: Герта; Гета; Гетуня; Гетуся;… …   Словарь личных имен

гертруда — сильное копьё; Словарь русских синонимов. гертруда сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

ГЕРТРУДА — (др. герм. от ger копье, и drut сильный). Женское имя: воинственная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 …   Словарь иностранных слов русского языка

Гертруда — герой труда имя …   Словарь сокращений и аббревиатур

Гертруда — – имя нескольких свят. женщин, известных в истории средневек. церкви:

 1) Гертруда Великая, род. в 1256 г.; поступила в монастырь еще в пятилетнем возрасте; 2) Гертруда, дочь Пипина ланденского. Аббатиса монастыря для отшельников и отшельниц… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

Гертруда —   , ы, ж.   Женское имя. Гертруда от “героиня труда” или же женская параллель к мужскому имени Гертруд. Бондалетов, 154 …   Толковый словарь языка Совдепии

Гертруда — (Gertrud, древ. верх. нем. G;rdr;d воительница): 1) Г. Святая (626 659), дочь франкского мажордома Пипина Ланденского, с 646 г. настоятельница монастыря в Нивеле (Nyvel); y простонародья считалась охранительницей путешественников. 2) Г. Вел.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гертруда — Гертр уда …   Русский орфографический словарь

гертруда — нарк. см. героин …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

«ГЕРТРУДА» — («Gertrud»), кодовое наим. плана вторжения нем. войск в Турцию (через прол. Босфор) в случае её вступления во 2 ю мир. войну на стороне англо франц. блока. Разработан в 1939 40, не отменялся и после заключения 18.6.1941 Турцией с фаш.… …   Военный энциклопедический словарь
Книги

Гертруда, . Роман "Гертруда" относится к раннему периоду творчества Германа Гессе.    История, которую неоднократно называли художественным воплощением мотивов"Рождения трагедии "Ницше", посвящена драме… Гертруда, Гессе Г.. … Гертруда,



Приятного время провождения с моей преданной Музой и Пегасом... которые мне открывают истины вместе с Богом,- творцом Все Сущего, на небе и Земле. искренне ваш проводник к Знаниям*, которые, порой,  мы забываем, пока Красный Петух* войны, не клюнет нас ... как на Украине*... Ваша - Бела Русь. Люба Русь.