Архитектура олимпийских объектов

Евгений Хацкельсон
Зимняя олимпиада в Сочи закономерно вызвала мощный всплеск всеобщего интереса к спорту. Причем не только к зимним видам спорта, а вообще к мировому спорту высших достижений. Приятно, что наша страна выглядит достойно на мировых аренах, и наши атлеты успешно отстаивают честь российского флага. Но не будем забывать, что все участники олимпиады – это профессиональные спортсмены, которые получают всемерную поддержку государства. Ни для кого не секрет, что спорт уже давно стал частью мировой политики, и международный престиж страны зависит не только от уровня развития ее экономики и мощи вооруженных сил, но и от того, насколько успешно ее лучшие спортсмены выступают на международных соревнованиях. Нет сомнений в том, что качественно подготовленная и проведенная олимпиада послужит укреплению авторитета России в мире, но не менее важно и то, что она обязательно подтолкнет развитие массового спорта в нашей стране, и не только развитие, но и интерес к спорту со стороны широких слоев населения. Таким образом, одним из главных предназначений сочинской олимпиады является популяризация спорта в России.  Сочинская олимпийская архитектура представляет собой не просто набор спортивных сооружений, предназначенных для проведения зимних олимпийских игр, но является частью олимпийской гордости России и создает зримый образ  грандиозного спортивного праздника, гостеприимной хозяйкой которого стала наша страна. Поговорим о том, как рождалась архитектура Олимпийских игр.

Прежде всего, надо сказать, что никаких специальных государственных решений, позволявших расходовать на строительство олимпийских спортсооружений неограниченные ресурсы, а, следовательно, и на их архитектурную выразительность, принято не было. Поразить мир архитектурными решениями предполагалось проектами, исполнители которых будут выбраны в рамках проведения  стандартных процедур тендера и государственной экспертизы в соответствии с Федеральным законом № 94 ФЗ, а право на реализацию проектов могли выиграть только те подрядчики, которые предложат государству наиболее выгодную цену.

Приблизительно через год после того, как  началась работа по проектированию, большое количество проблем, связанных с координацией общих и частных проектных решений, привело к выводу о необходимости создания единой архитектурной стратегии, которая позволит объединить все усилия и творческие замыслы в нечто более цельное, чем получалось на тот момент. Да и представители МОК (Международного олимпийского комитета) во время визитов своих инспекторов постоянно поднимали вопрос о том, как же, все-таки, будет выглядеть проект в целом. Работа над отдельными проектами опиралась на основополагающие принципы, обозначенные в Заявочной книге, которую каждая претендующая на проведение у себя Олимпийских игр страна готовит и предоставляет в Международный олимпийский комитет.

Эта книга, как правило, включает в себя 14 разделов, описывающих то, как и в каких условиях будет проходить олимпиада, и какие спортивные сооружения будут для нее построены. Наша Заявочная книга создавалась с помощью британской фирмы Populous, которая, в свою очередь, для разработки схематичных решений всех спортивных сооружений привлекла несколько иностранных архитектурных фирм, имевших большой опыт работы над спортивными сооружениями. В основу общих градостроительных решений были положены российские проектные проработки, которые были начаты еще в 2003 году, когда еще никто не знал о будущей Олимпиаде в Сочи. Целью этих проработок было изучение территориального потенциала южной части Краснодарского края для придания ему нового импульса экономического развития. Их инициатором тогда выступила администрация края. В результате этой работы стало очевидно, что Сочи представляет собой город с уникальными возможностями для проведения зимних Олимпийских игр. Это поистине удивительно, ведь Сочи лежит на широте субтропиков. Олимпиада 2014 года стала самой южной из всех зимних Олимпиад.

Сочи – это город, сочетающий в себе уникальные природные и пространственные особенности, способный превратиться в курорт мирового уровня. При этом Сочи обладает еще и огромным потенциалом развития туризма. Все имевшиеся там до Олимпиады объекты инфраструктуры были расположены удивительно удачно: аэропорт и железнодорожный вокзал находятся всего в трех километрах от Имеритинской низменности и, соответственно, будущего прибрежного кластера, где должны были проходить соревнования, связанные с «закрытым льдом». Горный кластер, идеально подходил для состязаний, связанных с открытым пространством и снегом: горные лыжи и лыжные гонки, биатлон, бобслей, санный спорт. Вообще надо сказать, что подготовка к Олимпийским играм по масштабности сравнима со строительством космодрома в Байконуре. Тут и гражданское, и гостиничное строительство, и транспортное строительство с огромным объемом инженерной инфраструктуры. Список олимпийского строительства включал в себя более 240 общих позиций, а после раскрытия каждой строки этого списка эта цифра вырастает до двух тысяч.

Взаиморасположение Аэропорта, Имеритинской низменности и горного кластера дает предельно простую и ясную схему размещения объектов с точки зрения логистики. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что в результате успешно завершенного олимпийского проекта город Сочи превратился в южную российскую спортивную столицу. Капитально реконструировались и расширились воздушные и морские ворота города, обновилась сеть автодорог, построен огромный транспортный комплекс - совмещенная автомобильная железная дорога длиной около 50 км и новый железнодорожный вокзал Адлера. К вокзалу примыкают автовокзал и морской пассажирский причал, вместе они становятся ключевым транспортным узлом обновленного города. До начала строительства Имеретинская низменность представляла собой в значительной степени заболоченную аграрную территорию с тонкой полосой прибрежной разномастной индивидуальной застройки, большей частью осуществленной методом «самостроя». В результате всех градостроительных преобразований, проведенных по единому генеральному плану, помимо спортивных сооружений здесь появились полноценные дороги, два вокзала, несколько гостиниц, большой торговый центр и большое количество жилых объектов. Практически создан новый город на 75-80 тысяч жителей. А еще на этой территории были построены Олимпийский парк, развлекательный тематический парк и трасса Формулы-1.

Олимпийский парк является чемпионом по размерам среди всех когда-либо построенных парков в разных странах, что объясняется особенностями его конкретного расположения. Его территория стала основой всей градостроительной композиции прибрежного кластера. Крупномасштабные объемы спортивных зданий сгруппированы широким кольцом вокруг Олимпийской площади, на которой в момент открытия игр был зажжен олимпийский огонь. Зрители попадали на эту площадь, проходя от нового железнодорожного вокзала по той части парка, которая получила название «Река». Вся территория по периметру была ограждена специальной системой оград, которые обеспечивали стопроцентную безопасность. Безупречным стало  решение транспортной схемы. Ее основу составила кольцевая дорога, которая с внешней стороны опоясывала олимпийскую площадь, обеспечивая тем самым хороший доступ во все спортивные сооружения обслуживающему персоналу, спортсменам и тренерам, журналистам и VIP-гостям. Зрители на спортивные соревнования попадали из центрального пространства, вокруг которого и сосредоточились все ледовые дворцы.

 Таким образом, удалось избежать пересечения потоков гостей олимпиады и транспорта. Правда, на главном направлении движения гостей парка все же пришлось построить 5 пешеходных мостов. Их мощение было выполнено из разноцветного асфальта в соответствии с цветами олимпийских колец. Надо сказать, что в мировой практике проведения зимних олимпиад это был первый пример такого концентрированного ансамблевого строительства большой группы спортсооружений, предназначенных для проведения в них ледовых состязаний. Такое решение было продиктовано крайне плотным графиком соревнований, предложенным МОКом.

В силу различных обстоятельств работа над всеми олимпийскими спортивными сооружениями проходила в два, или даже три этапа, на каждом из которых архитекторам несколько раз пришлось практически полностью менять объемно-планировочное решение каждого объекта, а следовательно, и его архитектурный облик. Первым этапом следует считать то самое решение, которое было заложено в Заявочной книге. Оно было очень схематичным и давало только самые общие представления о будущем объекте. На втором этапе происходил тендерный отбор подрядчика, который, в свою очередь, привлекал  разработчика проекта. К этому времени Оргкомитетом уже были подготовлены подробные требования к условиям проведения соревнований, уточнены количественные параметры всех элементов проектов. Это  привело к необходимости пересмотра предыдущих эскизных решений. Над каждом проектом теперь стали работать группы проектировщиков, не связанные между собой общей творческой задачей.  Вообще надо сказать, что Заявочной книге не было заложено какой-либо единой стилевой и архитектурной целостности. Поэтому команды архитекторов работали разрозненно, исходя из собственных представлений о том, каким должны быть их творения.

Этот этап привел к появлению ряда не связанных между собою проектов, особенностью которых было еще и то, что все они, учитывая особую сейсмическую категорию (9 баллов) зоны строительства, были запроектированы из монолитного железобетона, вследствие чего выглядели очень основательно. Это обстоятельство вынудило организаторов строительства серьезно задуматься о целесообразности появления на ограниченной территории нескольких капитальных сооружений, предназначенных для размещения в них ледовых полей. В результате было принято решение о том, что пять сооружений должны быть перепроектированы на сборно-разборные металлокострукции,  с тем чтобы после проведения олимпийских игр эти сооружения можно было бы разобрать и перевезти в другие города России. Именно с этого времени можно выделить  начало третьего этапа в жизни основных олимпийских объектов, поскольку работу над ними пришлось практически начать заново. Появилась возможность переосмыслить прежние архитектурные решения, сопоставить их друг с другом, и изменить таким образом, чтобы весь комплекс огромных  спортсооружений обрел гармонию и выразительность.

Работу решили начать с Центрального стадиона. Был проведен динамичный международный конкурсный отбор исполнителей проекта, в ходе которого рассмотрели 7 очень интересных проектов. Помимо стоимостных показателей особое внимание уделяли и архитектурным качествам.  Центральный стадион имел особое значение. С одной стороны, он должен проектироваться по параметрам футбольного стадиона. С другой стороны, именно на нем в период проведения Олимпиады должны проходить красочные церемонии открытия и закрытия. Победителем конкурса стал международный консорциум, в составе которого совместно с российскими строителями (Ингеоком) и архитекторами (Моспроект) были представлены британская архитектурная фирма POPULOUS и швейцарский строительный менеджер R.Botta. Их совместный проект оказался не только наиболее экономичным по заявленной цене, но и в архитектурном отношении после двухмесячной доработки стал очень точно соответствовать его роли в общей композиции.

Образ объекта формируют две гигантские (их пролет 286 метров) металлические арки-фермы. Они расположены вдоль продольной оси стадиона, но не параллельно ей, а немного под углом друг к другу. Тем самым создается своеобразное раскрытие внутреннего пространства в сторону олимпийской площади.  Образ объекта, включающий в себя образы морского берега, моря, солнца, дюн, был найден точно.  Пологий симметричный силуэт здания созвучен с окружающим пространством.

Центральный стадион «Фишт» был спроектирован согласно всем требованиям Международной футбольной федерации FIFA и Заявочной книги, а также с учетом всех жестких условий ведения церемоний открытия и закрытия Олимпиады. Он включает в себя две гигантские арки и два тента, выполненные из светопрозрачных материалов. Ассиметричный пологий силуэт стадиона созвучен с окружающим пространством и с мягкими сочинскими горами. В день открытия и закрытия Олимпиады центральный стадион был перекрыт временными защищающими от дождя и ветра конструкциями. Архитектурная композиция Центрального стадиона «Фишт», названного так в честь одной из вершин горного массива Адыгеи, также не имеет аналогов. Овальное в плане шестиэтажное сооружение сверху напоминает подкову или гигантскую полураскрытую раковину, а  светлая полупрозрачная поликарбонатная кровля создает  зрительное сходство  этого важнейшего из олимпийских объектов с заснеженной горной вершиной. Часть трибун стадиона выполнена из сборно-разборных конструкций, позволяющих при необходимости трансформировать внутреннее пространство,  изменять его функциональное зонирование и варьировать количество зрительных мест.

Здание Большого ледового дворца «Большой» для хоккея с шайбой является первым во всей долгой истории олимпийского движения спортивным сооружением, имеющим сложную сферическую конструкцию купола, перекрывающего целиком все здание. У него также были две фазы проектирования. Поначалу был создан некий образ для Заявочной книги, а затем начался новый этап, задачей которого стало сохранение этого образа и
соответствие здания всем нашим нормативным требованиям, касающимся прочности и пожаробезопасности. Инженерное решение этого объекта легло в основу архитектурного замысла омских специалистов, которые придали сооружению облик застывшей капли или приоткрытой жемчужины. Первоначально образ стадиона, правда, напоминал скорее пасхальное яйцо Фаберже, поскольку был выкрашен в разные цвета. При проектировании и строительстве Большого ледового дворца была применена инновационная технология «медиа-фасада», позволяющая в темное время суток неузнаваемо менять весь архитектурный облик этого грандиозного спортивного сооружения. Составной частью технологии «медиа-фасада» являются покрывающие кровлю здания панели с вмонтированными в них светодиодами, которые способны создавать великолепную игру света и цвета, меняясь в зависимости от передаваемого на них контента. В подобных масштабах данная технология в российской строительной практике применена впервые, а полученные результаты позволяют с уверенностью предсказывать ей большое будущее, как в нашей стране, так и за рубежом.

Предполагалось, что после 2014 года арена частично сохранит первоначальную функцию и одновременно станет концертным залом мирового уровня. Стены Большого ледового дворца были возведены с применением трехслойных сэндвич-панелей. Такие же панели были использованы при строительстве крытого конькобежного центра «Адлер-арена», спроектированного итальянским архитектором Алессандро Цоппини в сотрудничестве с Buro Happold. Этот объект, строительство которого профинансировала Администрация Краснодарского края, представляет собой конькобежный дворец, размером 240 на 120 метров, внутри которого находится огромный стадион с кольцевым льдом для бегунов. Специальная программа внутреннего освещения дает яркий дополнительный образ к достаточно простой архитектуре. Конькобежный центр сочетает строго уравновешенную плановую композицию с экспрессивным внешним обликом, его изломанная алюминиевая кровля прорезана треугольными участками тонированного серо-голубого витражного остекления. Примечательно, что в соответствии с проектом для сэндвич-панелей были использованы специальные сейсмостойкие крепления, разработанные специалистами ГК «Металл Профиль» и получившие одобрение ЦНИИПромзданий. Здание способно  выдержать землетрясение силой в 9 баллов. Как и многие ранее осуществленные проекты Цоппини, этот олимпийский объект легко трансформируется, и после завершения Олимпиады его планировали использовать в качестве выставочного центра.

Еще один интереснейший объект - Фигурный дворец «Айсберг» - создан на основе другого образа. При взгляде на него рождаются ассоциации волн, ветра, брызг воды и морской пены. На фасадах дворца используется цветное стекло. В центре находится спортивное ядро, а по периметру дворца расположено многоярусное фойе, подсветка придает динамичный и запоминающийся образ этому сооружению.

Малая ледовая арена «Шайба» вместимостью 7 тысяч зрителей была создана по требованию организаторов Олимпийских игр. Поскольку одной ледовой арены не достаточно для того, чтобы уместить весь олимпийский календарь, потребовалось организовать еще малую арену. Проектно-изыскательские работы провело ОАО «ЦНИИПромзданий». Общая высота трехэтажного здания составляет 23 метра. Это разборная конструкция, а до этого она тоже была построена в бетоне.

Хоккейная арена также представляет собой разборную конструкцию с четырьмя пандусами, предназначенными для того, чтобы зритель имел возможность сразу пройти на свое место во втором ярусе. Это реализовано с помощью насыпей вокруг объекта. Такую архитектуру профессионалы называют «снежным вихрем». Поскольку требовалось создать максимально простую сборно-разборную конструкцию, которую потом можно будет перенести в другое место. Надо отметить, что все сине-белые полосы на этом здании в дневное время неподвижны, а в ночное время двигались. Таким образом, все здание мерцало и действительно создавалось ощущение снежного вихря. Все это создавало во время Олимпиады великолепное впечатление. Объект рассчитан на 8 тысяч зрителей, в отличие от Большой ледовой арены, которая вмещает в себя 12 тысяч. Все требования безопасности при этом соблюдены.

Керлинг – это весьма новый вид спорта, и построенный для соревнований Керлинговый центр «Ледяной куб» имеет вид современный, с ребристым фасадом, достаточно простой, но выразительный по своей архитектуре. Проектно-изыскательские работы провело ООО "НПО "Мостовик" и ООО "Стройпроект". Керлинговый центр имеет размеры хоккейного поля, вмещает всего 3000 зрителей, размер ледовой арены составляет 56х30 м. Здание выполнено в виде шайбы за счет использования пересечений и округлых форм. Работу над ним начинали английские архитекторы, а закончили российские.
 
В горном кластере построен самый сложный, дорогостоящий и интеллектуально наполненный спортивный объект – Центр санного спорта «Санки». Ответственный исполнитель объекта – ГК «Олимпстрой». Перепад между стартом и финишем составляет больше 130 метров. Все продумано и сконструировано удивительно точно. Трасса располагается на сложном рельефе с поворотами и прямыми участками. Используются светопрозрачные стеклянные покрытия, внешний вид объекта, имеющего плавные сглаженные окончания, буквально завораживает и очень органично вписывается в окружающую среду.

Еще одно сложное сооружение – трамплин «Русские горки» - геометрически точно вписано в рельеф. Рядом построены различные сопутствующие сооружения, в том числе трибуны на 9600 зрителей. В комплексе для соревнований по лыжным гонкам и биатлону «Лаура» вместимостью 4700 зрителей проходили все связанные с лыжами соревнования. Все строения построены на территории «Газпрома».

 Здесь же, в Красной поляне, были построены две большие олимпийские деревни. Комплекс, разработанный в мастерской М. Филиппова, включал в себя 3,5 тысячи квартир для спортсменов. Архитектура в Красной поляне напоминает Швейцарию и Австрию. Еще один жилой комплекс, выполненный в стиле неоклассики, имеющий вид более сдержанный и менее декоративный, реализован на отметке 960 метров над уровнем моря. Другой комплекс, горнолыжный центр с романтическим названием «Роза хутор», выполнен московскими архитекторами из мастерской «Арк», которые пошли по пути классической архитектуры, присутствующей в знаменитых санаториях и некоторых транспортных Сочинских сооружениях - Морской и Железнодорожный вокзалы. Пропускная способность трасс горнолыжного центра – 9500 человек в день. Трассы расположены на высоте от 575 до 2320 м над уровнем моря, общий перепад высот составляет 1745 м.

Что же касается самого города, высотной доминантой морской панорамы нового Сочи стал расположенный в прибрежной зоне комплекс многоэтажных зданий Олимпийского университета. Это не имеющее аналогов высшее учебное заведение задумано как постоянно действующий международный центр подготовки специалистов в области спортивного менеджмента. Проект университетского городка разработан в ЦНИИП градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук под руководством его директора Владимира Коротаева.

Еще один примечательный комплекс зданий возведен в так называемом горном кластере олимпийских объектов. Создаваемая в непосредственном соседстве с горнолыжным центром медиадеревня, представляющая собой два разноуровневых комплекса ансамблевой малоэтажной застройки, возможно, еще войдет в будущие архитектурные учебники как памятник «нового урбанизма» начала XXI века. Медиадеревня очень напоминает старинные небольшие уютные городки Центральной и Южной Европы. Во время Олимпиады ее заселили многочисленные журналисты, а позже она превратилась в дорогой международный курорт под названием Горки-Город. При проектировании нижней части «деревни» была использована вся палитра узнаваемых сочинских архитектурных деталей для создания эффекта продолжения местного варианта мировой антично-ренессансной традиции.

При разработке концепции верхней части «деревни» воплощена в жизнь весьма оригинальная архитектурная фантазия на тему римско-византийского города с элементами средневекового кавказского колорита. Прибрежный кластер олимпийских объектов располагается в Имеретинской долине. Связь между двумя инфраструктурными комплексами осуществляется по железнодорожным рельсам и через канатную дорогу. Основная Олимпийская деревня, скомпонованная по преимуществу из малоэтажных домов, составило ядро нового курортного городка «Сочное». Ее проект выполнен в минималистской средиземноморской стилистике, с большими лоджиями и разнообразными навесами. Озелененные террасы первых этажей и обширные внутридворовые пространства составили ландшафтную зону c газонным покрытием и субтропическими деревьями.

Главный медиацентр Олимпиады был также расположен в приморском кластере. Это монументальное по размерам и композиции, но очень легкое по общему облику здание. Здание офиса Оргкомитета «Сочи-2014» впоследствии стало использоваться в качестве гостиницы. В 2011 году проект был удостоен специальной премии на конкурсе «Экоинновации-2011», организованном в рамках Программы признания достижений в сфере внедрения экологически эффективных инновационных решений при проектировании и строительстве олимпийских объектов.

Еще одним олимпийским объектом, сочетающим интересные архитектурные решения с применением новейших технологий, является офисное здание для персонала АНО «Оргкомитет «Сочи 2014». Этот проект стал результатом тесного взаимодействия специалистов России и Германии.

Для того чтобы продлить жизнь огромным инвестициям и повысить привлекательность Сочи, как города-курорта, по инициативе городской Администрации на месте Олимпийского парка появились еще два дополнительных объекта: Развлекательный парк на 49 гектаров и трасса «Формулы 1». Администрация Сочи обратилась к Эдварду Стоуну (владельцу бренда «Формула 1») с предложением включить Сочи в один из 49 городов мира, где есть стадионы для проведения соревнований. На правительственном уровне с участием первых лиц государства было принято решение о том, что в Сочи эту возможность следует интегрировать. Поэтому было принято решение пространственно совместить эти два спортивных события - Олимпийские игры и «Формулу 1», но развести их календарно. Согласно основной идее на резервной технической территории, принадлежащей организационному комитету, было создано центральное ядро с трибунами на 10 тысяч зрителей, билдинг и питбилдинг, проложена трасса вокруг всех стадионов и дворцов, которая выходит на существующую дорогу.

Значение строительства в Сочи выходит далеко за рамки олимпиады. Президент России сказал: «На стройках в Сочи впервые широко применены такие технологии, которые в мире называются "зелеными экологическими стандартами", и в дальнейшем мы планируем распространить такие технологии на всю страну. Эти технологии дорогие, но это действительно то, что называется вложением в будущее". "Зелёным" строительством называют такой подход к строительству и эксплуатации зданий и сооружений, конечной целью которого является минимизация уровня потребления энергетических и материальных ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания, от проектирования до сноса, повышение качества объектов недвижимости и комфорта их внутренней среды, экологической безопасности для людей и природы. Сегодня в мире действует более тридцати национальных систем добровольных "зелёных" стандартов строительства.

Самыми известными в мире национальными системами "зелёных" стандартов в строительстве являются BREEAM (Великобритания) и LEED (США). Олимпийское строительство в Сочи стало тем уникальным полигоном, на котором впервые в глобальном масштабе было отработано и опробовано российское «зеленое» строительство. Именно в целях продвижения «Зеленых стандартов» в России и получения реальных живых примеров того, как они могут быть реализованы, в ГК «Олимпстрой» было разработано приложение к Техническим заданиям по объектам, которое включало в себя большой перечень вопросов, связанных с экологической составляющей их проектирования и строительства. Специальное Постановление Правительства РФ определило 12 олимпийских объектов, которые были включены в список для сертификации в соответствии со стандартами LEED и BREAM. И эти объекты стали первыми в России реальными примерами массового «зеленого» строительства. Это стало возможным благодаря тому, что их финансирование велось из государственного бюджета.

Олимпийские игры – это грандиозный спортивный праздник, к которому мы в свое время хорошо подготовились. Но любой праздник рано или поздно заканчивается, а спортивная жизнь страны продолжается. Разумеется, городу Сочи не требуется такое количество спортивных сооружений, сконцентрированных в одном месте, и некоторые олимпийские объекты, как уже говорилось выше, было изначально запланировано перенести в другие города, где они будут органично вписаны в существующую инфраструктуру.

Относительно нашего города нет никаких сомнений в том, что спортивных сооружений Санкт-Петербургу не хватает, и в первую очередь это относится к спортивно-тренировочным комплексам, предназначенным для наиболее популярных у нас видов спорта – фигурного катания, танцев на льду, футбола и хоккея. Но принятие решения о проектировании и строительстве нового спортивного сооружения городского значения требует глубокой предварительной проработки, включающей детальный анализ генерального плана города, существующей спортивной инфраструктуры и потребностей населения. Необходимо учитывать тот факт, что любое крупное спортивное сооружение является центром притяжения большого количества людей, действующим в режиме маятника. Особенно это относится к стадионам и спорткомплексам, в которых проводятся игры чемпионатов страны по футболу и хоккею, соревнования по фигурному катанию. В настоящее время наш мегаполис располагает семнадцатью стадионами на 1500 и более мест, и в первую очередь необходимо провести тщательную и беспристрастную оценку, как состояния каждой спортивной арены, так и прилежащей к ней территории с точки зрения транспортной инфраструктуры, пропускной способности, анализа пешеходных маршрутов. В результате проведенного анализа принимается решение о реконструкции объекта, его перестройке или сохранении в существующем виде. При этом, разумеется, облик нового сооружения по своей форме, эстетике и архитектурному языку должен органично вписываться в локальный контекст, а его функциональность и техническое содержание должны оставаться актуальными в течение как можно более длительного периода времени.

Конечно, петербуржцев не может не интересовать вопрос о принципиальной возможности проведения Олимпийских игр в Санкт-Петербурге. По мнению Главного архитектора  ГК «Олимпстрой» Олега Харченко, город вполне может провести Олимпиаду при условии улучшения спортивной инфраструктуры. Надо  отметить, что Санкт-Петербург в 2004 году уже подавал заявку на проведение Олимпийских игр. К примеру, ЗСД является результатом подготовки нашего города к Олимпиаде 2004 года. Диаметр задумывался как транспортная артерия, предназначенная для объединения в обход центра города ключевых узлов: аэропорта, морского порта Васильевского острова, где планировалось построить Олимпийскую Деревню, и Крестовского острова, где должен был быть построен Центральный стадион. По схожей схеме построена Кольцевая дорога. В 1994 году в Северной столице успешно прошли Игры доброй воли, и уже в тот момент была проведена реконструкция ряда спортивных объектов, значительно улучшена городская спортивная инфраструктура. Данное заключение основывается на тех выводах, которые были сделаны в 2005-2006 годах, когда готовились материалы для «Заявочной книги», содержащей подробный и всесторонний анализ возможностей городов-претендентов провести Олимпийские игры. И хотя тогда мы проиграли Афинам, Санкт-Петербург вполне можно было подготовить к Олимпиаде.

Что же касается обозримого будущего, будем надеяться, что наш город будет претендовать на право проведения Олимпиады в 2024 году, и на этот раз удача нам улыбнется. Какие же в этом случае новые спортивные сооружения нам будет необходимо построить? Видимо, это должны быть спортивные комплексы для проведения соревнований по наиболее популярным в России летним видам спорта. Однако строительство каждого нового объекта, как уже указывалось выше, следует начинать с детального анализа существующей ситуации в соответствии с планами развития города, учитывая потенциальные возможности территории и локальную архитектурную среду.

Альманах "Архитектурные сезоны"