XIV глава Слово об Олесе Тсс!

Федоров Мистик
3 марта 2017г.

ИСКУШЕНИЕ

На остров, где ни дев-отроковиц,
ни женщины, ни старицы плешивой,
ни женских голосов, ни женских лиц,
ни даже курицы или овцы паршивой,
ни ласточки, ни розовой зари,
ни бабочки, – ты в раже молодецком
отплыл навеки, да сидит внутри
одна особа на седле турецком.
Хоть выветри её, хоть весь елей
пролей на голову, хоть глушани кагором,
всё хи-хи-хи ей, дерзкой, – тем верней
платочком манит с птицей и узором.
…Нет, лучше уж инкогнито, тайком
вернись в тот город и войди в ту реку:
там с палочкой она и с узелком
как раз идёт из булочной в аптеку.
***
 Если страсть это одно. А если человек любит, это не угасимая лампада тихого света в сердце. Наверное, для матери ее дети всегда остаются маленькими.
Как раз ''глушани кагором'' передаёт все состояние души, как коров оглушают ударом тока, перед тем как убить. Но стихотворение какое-то печально радостное, даже немного весёлое. Если бы было написано языком драмы, серьёзным скорее всего не производило бы впечатление. А так оно подкупает неожиданным мягким юмором, и автор воспринимается большим другом, соучастником этого приключения. Светлое стихотворение. Вот такая ''несерьезная серьёзная жизнь'' Остаётся светлое впечатление от общения с автором.
Сейчас поэтессы чаще жалуются на жизнь, рвут на себе рубаху, сжигают письма и жизнь.
А здесь какой-то даже Божественный юмор, святоотеческий анекдот. Хорошо!

Сегодня, оказывается день писателя, конечно поздравляю Вас и желаю сил и здоровья, но больше поздравляю нас, что Вы у нас есть!!! Многая, многая лета!!

Олеся  - Ну, и я Вас поздравляю! Вы же тоже - писатель! Пишете теперь больше моего! 
С.Ф. -  Вы как Королева посвятили меня в рыцари!
Буду теперь об этом всем говорить.

ЧРЕВОУГОДНИК
Ты думаешь – просто обжора,
«жиртрест», как о нём говорят:
как щёки надует – умора!
Как брюхо набьёт – так и рад!
Не так-то всё просто! Он – житель
иного пространства, боец,
забытого культа служитель
и храма незримого жрец!
Гляди, как он мир поглощает,
жуёт его, поедом ест,
вгрызается, чревовещает,
глотает, что видит окрест.
А ты: «Барабек! Робин-бобин!» –
считалка затёрта до дыр,
в то время как смерти подобен
инстинкт перемалывать мир.
Пожрёт он любовь и обиду,
свободу и юность – равно,
хорошую девочку Лиду,
Версаль, золотое руно,
кота в сапогах, Фукусиму
и чёрную голь на бобах.
И всё это невыносимо
хрустит и хрустит на зубах.
Всё ловится прочною сетью,
трепещет, встаёт на дыбы
и тут же становится снедью,
прикормом всеядной алчбы.
Но этот толстяк, бестолково
набивший живот, корифей, –
сам жертва пространства пустого,
голодного утра трофей.
***
Стихи вызывают живой отклик, особенно во время поста. И как ни странно - помогают, оказывают действие. Хотя это не гневная, огненная и обличительная проповедь Сованароллы. Тогда бы не подействовало. Стихи почти для подрастающих детей, тем и привлекают. Написаны почти как наставления мамы. И их слышишь, ребёнок просыпается в душе. ''Вот так и надо поступать, как мама сказала''
Вы не можете писать стихи для детей, как Вы говорили, но у Вас восприятие взрослых как детей. Вот и получается, что Вы пишите стихи для Взрослых детей, в такой плоскости Вы ''детская писательница'', а это очень трогает взрослых детишек. Находит отклик. Вы никогда не будете старым, пожилым человеком, даже в девяносто лет. И около Вас будут хорохориться девяностолетние петушки. '' Дух животворит; плоть не пользует нимало''


ЖЕНЩИНА
Вот женщина: что ей до идеала
не додано – она сама взяла.
Гляди – уже у щёк свежо и ало,
и голубая тень у глаз легла.
Бровей цепочки здесь всего капризней,
в реснице каждой – тайное письмо.
Тут что ни прядь, то весть о лучшей жизни,
и знанье древнее здесь говорит само.
Взгляни на женщину – то в дымке, то в лазури,
в цветах и бабочках она ещё нежней.
И ты нуждаешься в подобной процедуре,
душа надменная, с несвежестью своей!
1980

С.Ф. -  У нас есть святоотеческая литература. А Вы уже в 1980 году начали создавать святоматеринскую литературу, в стихах. Есть эпизод когда старец засмотрелся на красавицу, вокруг которой была толпа поклонников. Ученики старца смутились такому вниманию старца. А он им ответил - Сколько сил и стараний эта дева потратила, чтобы понравиться земным женихам. А мы ленимся украшать свою душу для Жениха Небесного. В 1980 году почти не издавалась духовная литература, и вот Вы явились просветительницей людей. Хороши стихи и сами по себе, трепетные, нежные. Не писали ли Вы их глядя в зеркало?
Олеся -Сергей, дорогой, нет, это не про меня! Есть такие удивительные женщины, глядя на которых хочется не просто жить дальше, но что-нибудь праздничное сотворить!



СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Маленькая женщина с сумочкой, с завитком у виска
семенит на зелёный свет, вдыхает запах весны,
а в груди у неё вроде как битва при Фермопилах, – войска
ринулись врукопашную – кровожадны, распалены…
И всё заливает мертвящий стеклянный свет,
и всё оглушает протяжный надрывный стон:
маленькая женщина чает больших побед,
и правоту свою снаряжает, как легион.
Вроде бы каблук у неё сломался, а это прорыв
где-то на левом фланге… Вроде бы у неё текут
батареи в доме, а это, – прорыв
ход подземный, враг уже тут как тут…
Вроде бы на работе сокращения, а это – в крови
полководец лучший рухнул, лежит ничком…
Вроде бы погода паршивая, а это – любви
что-то ни в ком, ни в ком…
***
С.Ф.  - Надо же, даже такие "пакости" жизни поэт воспринимает в образах! Не просто потекли батареи, а это подкоп вражеский! А погода зависит от состояния любви. Сказочная жизнь! С праздником Весны и женственности, матушка!
А когда Вы звонили в ДЭЗ и обьясняли проблему с протекающими батареями Вас понимали?

Х Х Х
Что толку тебе вспоминать обо мне?
Где солнце играло с собой в вышине,
теперь только низкие тучи.
Где били ключи - там стена поднялась,
где юная рощица в поле паслась -
лес вырос, глухой и дремучий.
Что толку тебе обо мне вспоминать?
Не то ж ль, что камни со дна доставать
иль звать двойников и артистов:
« Сыграйте, чтоб так же, как было, – точь-в-точь…
Направьте прожектор: пускай всюду ночь,
а здесь будет свет аметистов.
Верните ж кураж мне! Плесните вина!
Пусть юность, и жизнь, и любовь, и страна
сойдутся, поднимут кимвалы.
Пусть главный герой из-за бархатных штор
на сцену шагнет и читает актер
взахлеб монолог запоздалый…»
…Все пламенем синим сгорело в огне.
Нет больше страны той, а в этой стране
ты – странник, а я – чужестранка.
Смотрю и не верю: то город чужой,
А если что есть у него за душой,
так прежних обид перебранка!
А если и вспомнить, так только о том,
что так и осталось в кармане пустом:
какое-то имя, два слога,
едва уловимый напев соловья,
да веющий ветер – в иные края…
Все это - в присутствии Бога.


С.Ф. - Несколько перекликается с книгой Иова. Только в стихах Иов - сама поэтесса, а жена Иова - ее, поэтессы, возлюбленный? Иногда богатство и полнота жизни отнимаются для стяжания Царства Божия.
''Нет больше страны той, а в этой стране
ты - странник, а я - чужестранка.''

''Что толку тебе обо мне вспоминать?
Не то ж ль, что камни со дна доставать
иль звать двойников и артистов:
« Сыграйте, чтоб так же, как было, – точь-в-точь…
Направьте прожектор: пускай всюду ночь,
а здесь будет свет аметистов.''

Если вернуть прошлое ''точь-в-точь'' - не поможет. Мы уже не те. Подобно тому как если бы вернулось ''точь - в-точь'' счастливое детство, но тогда надо было бы играть в куклы, а не получается, и счастья нет, хотя прошлое вернули ''точь-в-точь''
Иногда в подобную ошибку впадают желающие посвятить себя духовной жизни, полагая, что если ''точь-в-точь'' скопировать жизнь IV века, или ходить в лаптях как Серафим Саровский и есть сныть, то благодать снизойдет, и человек будет счастлив.

''Что толку тебе вспоминать обо мне?
Где солнце играло с собой в вышине,
теперь только низкие тучи.
Где били ключи - там стена поднялась,
где юная рощица в поле паслась -
лес вырос, глухой и дремучий.''

Начало к описанию могилы главного героя, надпись на могильной плите. Философский минор, ранее не своейственный поэтессе.

''А если и вспомнить, так только о том,
что так и осталось в кармане пустом:
какое-то имя, два слога,
едва уловимый напев соловья,
да веющий ветер – в иные края…
Все это - в присутствии Бога.''

Только ветер кружил на могиле опавшие листья, и чье-то имя читалось на клочке бумаги валяющейся у прутьев ограды. И все, от человека ничего не осталось.
Ой, какая тоска!
Если бы не ''присутствие Бога'', автор превзошла бы Чехова в описании тупой, бессмысленной жизни. Но уподобилась Марку Аврелию -''Все проходит''
Неужели у автора ''чемоданные настроения''? Или это период как у Льва Толстого? Новый этап в творчестве?
Поэтически все безукоризненно, красиво. И читатели, уловляемые красотою слога, могут за компанию с автором, с удовольствием предаваться размышлениям о бренности сего временного жития. Услаждаться тоской. Но это потому что пример автора заразителен.
Нравится • Ответить • 4 • 11 марта в 0:09 • Отредактирован
 
Olesia Nikolaeva О! Сергей, Вы, как всегда, непредсказуемы и неподражаемы! Очень ценю Ваши внезапные интуиции, которые проникают в глубину текста и даже за текст. Даже страшновато!

С.Ф. - Вы говорили, что начинаете писать, и не знаете о чем напишите. Со мной происходит то же самое. Конечно я ни в коем случае не сравниваю себя с Вами. Смотрю на стихи, и не знаю, а что писать-то? Обращаюсь наверх. Сверху диктуют в ответ на мое обращение. Вам нравится. А повторить, что я написал не смогу. Задвижка закрылась. Опять стучать, беспокоить не хочется. Двойственные чувства. Вроде бы и не обманываю, но понимаю, что это как бы и не совсем "мое"
О. - Да, иногда так непредсказумо что-нибудь напишется...

ГОЛОСА
Прицерковное кладбище. Стаи галок, ворон.
Завораживающие картины собственных похорон...
Что же вы так отчаянно жестикулируете,
плачете хором, скопом?
Явно ль меня любили, тайно ли влюблены?..
– Ах, дорогая моя, вы еще так юны, –
вот и мерещатся вам сокрушенные кудри
над вашим гробом!
Сколько заплаканных хризантем, растрепанных фраз!
Полюбите меня за то, что смертна: любой из вас,
затаивая дыханье, к той же прислоняется дверце...
Пусть за меня попросит тот, кто еще не просил.
– Ах, дорогая моя, у вас еще столько сил,
что вам надгробные речи лишь и волнуют сердце!
Юродивая у оградки. Военный на костыле.
Татуированные могильщики копошатся в земле.
Рваные тучи наталкиваются друг на друга,
гонимы к востоку...
Принесите мне лютики, цветки лебеды.
– Ах, дорогая моя, вы еще так горды,
что вам и от нищей чести не будет проку!
1989

''Юна'', - думает о своих похоронах.
''Сильна'', - думает о надгробных речах.
Получаются церковные, Евангельские антиномии. Часто по этому же принципу строятся тексты церковных служб.
Тропарь Рождеству - Дева рождает. Неприступному земля приносит вертеп. Рождается Младенец во времени превечный Бог.
Получается в этих строках ''юность'' и ''сила'' как бы совершают самоубийство, перечеркивают сами себя. Таковы мечтания и парения мыслей автора.
А вот как ''самоубийство'' совершить гордости? Почти не посильная задача, и ставится ли она? Автор совсем не мечтает об уничижении от той же нищей. А мечтает, любуется картинами, какая она красивая будет в гробу, но это уже самолюбование. Тот же вид гордости, которую именуют сатанинской твердыней. А в таком состоянии душе нельзя уходить в вечность, это вечная гибель. И правильно "Голоса'' говорят - Ах, дорогая, Вы такая юная ещё, ничего не понимаете, оставьте эти романтические, театральные штучки с гробом, работать надо над собой, а не любоваться собой в гробу!

Но как это все знакомо!. Аз, пишущий сии строки, тоже не раз представлял, как Прекрасная дама придёт попрощаться к моему гробу, и какие слёзы будут проливаться. Даже у самого навертывались слёзы на глазах. Хотя не юн, не силён, но все ещё горд.
Хорошее стихотворение, находит отклик в душе. ''Это обо мне''
Замечательны ''Татуированные могильщики, копошащиеся в земле''
Да, это какое-то юношеское занятие играть в свои похороны!. А когда придётся не играть, а по настоящему? Каково это будет?

О. - Вот-вот, именно об этом! Спасибо, Сергей!
Не за что! Это Вам спасибо!
О.- Мы прямо как Чичиков с Маниловым!
С. - А Вы уже пишите о нас? Соединяете Манилова с ''героем Достоевского''? Интересно было бы посмотреть.
Серову боялись позировать, потому что он вытаскивал душу человека. У Вас тоже хирургический подход. Страшновато.

ПРОЩЕНИЕ
Когда бы ты, тогда б я всё
могла простить, забыть могла!
Когда бы ты, тогда бы я могла бы по водам пройти
и ветвь оливы золотой из уст моих, из губ росла,
как волосы на голове, до звезд, до бездн почти...
Свидетели моих скорбей –
о, как бы раскрывали рты!
И утешители мои – все шесть роскошных крыл!..
Но белизну своих одежд, но чувство правоты
ты, словно пестрый шар, надул,
как чучело, набил.
Так что ж, раз это Бог судил,
раз это Бог отвел,
так и шептать: “Избавил Бог”?
“Все к лучшему” – шептать?
Пока с велюровым шмелем внутри
шиповник не зацвел,
пока олива, почернев, не начала роптать!..


С.Ф. -  Трудно поверить, что это автобиографическое стихотворение.
Некиим ключом к пониманию сих наполовину миражных причудливых образов могут быть строки

''раз это Бог отвел,
так и шептать: “Избавил Бог”?
“Все к лучшему” – шептать?''

В то же время в них свидетельство личного переживания.
Не очень высокую оценку обьекту своих переживаний даёт автор.

''Но белизну своих одежд, но чувство правоты
ты, словно пестрый шар, надул,
как чучело, набил.''

Впечатление, что автор написала эти стихи для самой себя, о только ей ведомом событии, как зарубку на память, подведение итогов, озвучивание, вынесение приговора, и совсем не хочет посвящать в это читателей.
Красиво, но скрыто, не договорено. Читателю остаётся только туман, размытое изображение.

Оливковую ветви голубь принёс Ною, как знак избавления от беды, знак надежды.
А в этих стихах олива начинает чернеть и роптать. Роптать, потому что идеал порушен, разочарование в том, кто был идеалом?
Очередной сеанс фильмов Тарковского. Красиво, но ничего не понятно. Не для средних умов, не для жены Когановича, не для журнала "Работница''
Но впечатляет!

Олеся - Тсс!

Может быть это стихи о бывшем духовнике автора, перешедшим в католичество?

 Это ''Тсс!" , наверное, исполнено высшего смысла и значения, но приземленному уму не доступно, очевидно только избранным. Очевидно, оно не является выражением гнева. Скорее в нем мягкость, тишина и покой, которые обозначены через чередование шипящих ''с-с'' Какое безошибочное чувство меры, - если бы ''с'' было бы хоть на одну больше, то в интонации появился бы угрожающий оттенок, ассоциирущийся с шипением змеи. Но нет, котороткое , тихое, мирное ''Тсс!" Тишина и безмолвие, и ''Тсс!" некое предупреждение не нарушать безмолвия и покоя. Повторюсь, в этом ювелирная точность. А если бы ''с'' было на две больше, это был бы вульгарный свист, или посапывание спящего человека. Красота в соблюдении меры, в пропорциях. Чувствуется рука гения даже в этом. Кто ещё мог так же ответить?!!

***

 Книгу "Слово об Олесе"  можно приобрести в храме Косьмы и Домиана у Долгорукого, в Столешниковом переулке. Объём 400 страниц, с мистическими иллюстрациями собственного опыта автора Федорова Мистика.

Сергей Федоров Мистик  Проза.ру  XlV глава Отзывы на творения Олеси Николаевой
http://www.proza.ru/2017/03/14/721

http://www.proza.ru/2017/03/02/1359  - Xlll
http://www.proza.ru/2018/08/14/1628 - Анонс книги
http://www.proza.ru/2016/12/06/784 - XIl
http://www.proza.ru/2016/11/17/241 - Xl
http://www.proza.ru/2016/11/01/1286  - X
http://www.proza.ru/2016/10/18/1080
http://www.proza.ru/2016/10/10/560
http://www.proza.ru/2016/11/30/1332
http://www.proza.ru/2016/11/29/1848
http://www.proza.ru/2016/04/22/1760
http://www.proza.ru/2016/11/27/1585
http://www.proza.ru/2017/02/16/390