Знаток

Виктор Мясников
          Закончив работу, я взглянул на часы и понял, что опаздываю. Рабочий день давно кончился, можно было давно уйти, но уж больно интересная попалась неисправность. В моём автосервисе давно такой не встречалось. В конце дня привезли очередного клиента на буксире, и он полчаса жарко рассказывал, какая у него зверь-машина, и как ему не повезло сегодня. Аккуратным допросом было выяснено, что прямо на ходу мотор стал тянуть всё хуже и хуже, потом задёргался и заглох. Естественно, в среднем ряду и на перекрёстке. Снова начался было рассказ о том, как ему удалось выбраться с перекрёстка живым, и что ему это стоило.

Пришлось предложить ему удалиться в буфет, чтобы подкрепиться и снять напряжение. В итоге он дал себя уговорить и удалился, оставив нам ключи. Мы принялись за дело, которое обещало быть непростым, поскольку двигатель был инжекторным, с кучей управляющей электроники. Так и получилось. Чтобы оживить этот мотор и вернуть ему былую резвость, пришлось крепко пошевелить мозгами, но мы не подкачали. Обнаружив полностью закоксованный регулятор холостого хода, и поймав на переходных режимах сбой двух датчиков, мы заменили их, завели двигатель и, прогнав его через мотор-тестер, решили перепрограммировать  контроллер, поскольку до нас, судя по всему, в нём покопался какой-то хакер и «перешил» ему память.

Получили добро клиента, который уже размяк после буфета и вида работающего мотора. Я отпустил своих ребят и погрузился в дебри настроек. Да так и не заметил, что рабочий день пролетел. Когда я, наконец, нажал на программаторе кнопку «ентер», часы пропикали шесть раз. Кошмар! Вечером мне предстоял поход в гости, куда опаздывать было совсем нехорошо.

         Счастливый владелец порыкал преобразившимся мотором, ещё больше расцвёл, получил ключи и помчался в кассу, а я быстро помыл руки и переоделся. Теперь – только бегом!

         Я выскочил на бульвар, поднял руку, надеясь на чудо, и оно свершилось. Из потока серых машин вынырнул частник на потёртой «шестёрке» и притормозил возле меня.
- Куда? – спросил небритый водитель.
- До Тёплого стана – сунул я ему заготовленную фразу, - но быстро!
- Договорились, - согласился частник, - садись!
- Пятьдесят, - сказал я, одновременно понимая, что мне было бы лучше дождаться, пока он сам назовёт цену, но было поздно, сумма была озвучена.
- Садись, я сказал, - нетерпеливо и повелительно скомандовал водитель, - здесь стоять нельзя!

         Я сел. Мотор взрыкнул, мы стартовали, а я хлопнул дверцей, но она не закрылась.
- Сильнее! – последовала новая команда, - Там замок нужно подрегулировать, два болта на десять ослабить и приподнять чуть – чуть.

         Рассказывая о замке, мой возница снова резко газанул, переключил передачу и, едва разогнавшись, смело влился в поток. Сзади взвизгнули тормоза и кто-то недовольно гуднул. Водила нажал на газ, но машина разгонялась плохо, дёргаясь и недовольно всхрипывая коробкой передач. Я оглянулся. За машиной тянулся сизый конус выхлопа.

- Карбюратор переливает, - не дожидаясь вопроса, объяснил шофёр, - надо поплавок опустить. Там язычок подогнуть, и всё.

- Да, это несложно, - зачем-то сказал я, чтобы поддержать разговор, хотя дело было не только в карбюраторе. Судя по масляному цвету дыма, кольца тоже требовали замены.

- Нет, тут нужно знать! - безапелляционно среагировал мой собеседник, энергично работая рычагом, - карбюратор – штука тонкая, не каждый сможет! Я этих карбюраторов повидал сотни.

         Он посмотрел на меня исподлобья, словно проверяя мою готовность усомниться в его словах и возразить. Но возражать не хотелось. Я опаздывал, и потому просто молча посмотрел на часы.

- Не переживай, успеем, - успокоил меня водитель, резко перекладывая разболтанный руль, - машина у меня – зверь, домчим в момент!
- Не сомневаюсь, - я сделал над собой усилие, - да и времени у меня, вообще-то, вагон, можно не торопиться.
         Не обращая внимания на содержание нашей беседы, водитель притопил газ до пола. Мотор жалобно заголосил, из-под капота послышались звонкие перестукивания. Явная детонация, зажигание было выставлено слишком ранним для плохого бензина.

- Мотор тоже надо знать! - наставительно сообщил он мне, безжалостно продолжая топтать педаль газа, - А то многие думают, что они всё изучили. А до настоящего профи им ещё плыть и плыть. Вот я, например, …

         В это время впереди вспыхнул красный глаз светофора. Поток машин начал скапливаться перед линией «стоп». Мой возница бросил мучить акселератор и нажал на тормоз. Нашу колесницу потянуло вправо, спереди раздался заунывный визг. Похоже было, что колодки с одной стороны стёрлись до металла.

- Или вот, скажем, тормоза, - продолжал он гнуть своё, - ведь никто не знает, как можно прокачать тормоза в одиночку. А вот мне помощник не нужен. Я всегда прокачиваю один. Трубочку с клапаном взял, штуцер открыл, и всё, дави резко, отпускай плавно. Наука!

         Он поднял палец, подчёркивая значение науки, но руль тут же самостоятельно провернулся вправо, машина приготовилась боднуть соседку, и быть бы беде, но водитель заученным движением резко крутанул руль влево, дотоптал тормоз до пола, и мы остановились. Глянув в окно, я увидел справа испуганно-настороженное лицо водителя вишнёвой «девятки», которого судьба разместила рядом с нами в соседнем ряду. Мне внезапно захотелось пройтись пешком, подышать воздухом, или, на худой конец, просто посидеть на скамейке в сквере и съесть мороженое. Я с завистью посмотрел на пешеходов, пересекающих наш перекрёсток. Они никуда не спешили. Им чужда была сложная наука о карбюраторах и тормозах. До профи им было плыть и плыть.

- Понакупят, понимаешь, иномарок, - продолжал ворчать, как ни в чём не бывало мой возница, - двигун в шесть горшков, инжектор там, абээсы всякие, эйрбаги, а сами машину толком и не знают, ездят себе как дятлы!

         Светофор мигнул жёлтым, загорелся зелёный. С хрустом врубилась первая передача, снова газ до пола, и мы в сизом выхлопе двинулись дальше. Мимо прошелестел вылизанный до блеска «Запорожец», двигатель у него довольно урчал, чувствовалось, что он был настроен как скрипка. Постепенно разогнавшись, мы пристроились за ним.

- Раритет! – сказал я, чтобы отвлечь своего водителя от мрачных мыслей о дятлах.
- «Запор»-то? – хмыкнул тот, - фигня, а не машина! Воздухан масляный, радиатора нет, с печкой проблемы. Намаешься с таким. Уж я-то этих машин навидался, поверь. На всех поездил. И делаю всё сам, не отдаю в руки всяким «Дядям Васям».

         Он включил левую «моргалку» и, сменив полосу, стал пытаться достать «Запорожца». Но это было не просто. Мотор явно не тянул. Улица пошла на подъём, и мы ощутимо начали отставать от потока. Сзади свистнули тормоза, и опять коротко вякнул клаксон.

- Знаете, - произнёс я, - у вас, похоже, лампочка поворотника перегорела. Левая.
- С чего ты взял? – удивился водитель.
- Сигнал на панели мигает слишком часто.
- Так это реле такое. Там, ведь, не просто так, а специальное реле. Тепловое, с биметаллической пластинкой. Я таких реле повидал…, уж поверь. А то все думают…

         Договорить он не успел. Справа сзади вылетел чёрный «Мерседес» и, чуть притормозив, уравнял скорость с нами. Его левое стекло опустилось, и оттуда полился поток отборного мата. Взбешённый водитель в чёрных очках грозил нам кулаком и, показывая назад, крыл нас почём зря.

- Поворотник включай, козёл!!! – проорал он напоследок и, дав газ, унёсся вперёд.
- Сам козёл! – запоздало огрызнулся мой знаток, - Очки нацепят и не видят ни хрена!
         Всё, больше я уже не мог. Не мог поминутно давить на воображаемый тормоз и обливаться холодным потом при манёврах. Он меня достал своей угробленной машиной и своим тоном превосходства.

- Говорил же я вам! – мне так и хотелось заорать, - Не работает левый поворотник! И реле это так устроено, что начинает частить при обрыве. Это сразу видно! Он ведь мог вас протаранить, век бы не расплатились!
- Ты чего? – водитель, похоже, искренне удивился, - Чего ты? Подумаешь, лампочка. Там два винта крестообразных отвинтить, и всё. Надо лампочку купить и вставить.
- Это не поможет, - мрачно сказал я, - остановитесь здесь, пожалуйста.
- А чего здесь, до Тёплого Стана ещё…. И что не поможет?
- Я в магазин зайду, - соврал я, уже успокаиваясь, - торт купить надо.
- Так я подожду.
- Нет, нет, спасибо! – я протянул ему деньги.
- Что ж, хозяин – барин!

         Я стоял на тротуаре и уже не думал, что опаздываю. Я смотрел, как отчаливает и удаляется от меня этот автокорифей. Сзади было видно и неработающий левый поворотник, и угарный сажевый выхлоп изношенного мотора, оборванный брызговик и лысую резину. Не знавшая элементарного ухода несчастная машинка с трудом втискивалась в поток, заставляя окружающих шарахаться и тормозить. «Тут кольца поменять, и всё!» - пронеслась мысль. Но тут же вслед за ней: «Нет, не поможет!»

Конец

                Курск – Обнинск
                Февраль 2006г.