Нераскрытое Убийство

Алекс Суханов
Рассказ ( из серии «Австралийская История»)


Когда в 1770 г. капитан Кук открыл юго-восточное побережье Австралии,  он объявил все обнаруженное им британским владением и назвал его Новым Южным Уэльсом.
 Вскоре после плавания Кука в Англии было решено колонизировать открытую им страну. Британская корона стала рассматривать новую колонию, как тюрьму под открытым небом и именно поэтому первоначальное освоение Австралии происходило в форме организации там каторжных поселений.
26 января 1788 года капитан Артур Филлип, назначенный губернатором Нового Южного Уэльса,  основал поселение Сидней-Коув, ставшее предшественником г. Сиднея. С его эскадрой на материк прибыли первые европейские поселенцы – 850 заключенных и 200 солдат и вплоть до 1986 года Англия посылала сюда своих преступников-заключённых, очищая свои переполненные тюрьмы.

Несмотря на своё уголовное прошлое, современная Австралия является одним из самых безопасных мест на земле по количеству убийств и других тяжких преступлений.
Сейчас любое убийство в стране становится главной новость дня и довольно быстро раскрывается полицией, а убийц отправляют за решётку на всю оставшуюся жизнь.
Но бывают и редкие исключения, как например, это нераскрытое убийство, произошедшее  в 1970-е годы, по воспоминаниям дочери, очевидцев и свидетелей.
***
ТЕРРИ УИЛЛЕС: - Я хорошо помню этот день. Думаю, было около 9.30. Шел дождь, но я выглянул в окно и увидел полицейскую машину, припаркованную рядом с полем для гольфа. Что-то просто заставило меня пойти и проверить, и я наткнулся на довольно удивительную историю.
Убийство мадам Ширли Финн в 1970-х годах является одним из громких нераскрытых преступлений нашего государства. Есть давние обвинения в том, что члены полиции несут ответственность за ее смерть.
(Выдержка из интервью 2008 г.)
Репортер: Вы хоть представляете, кто убил Ширли Финн?
Полицейский Берни Джонсон: Не имею ни малейшего представления.
Репортер: Вы убили Ширли Финн?
Берни Джонсон: Нет!
Даже бывший премьер штата Рэй О'Коннор был вынужден публично отрицать какую-либо причастность к этому делу.
Это было убийство женщины в возрасте 33 года, матери 3-х детей, застреленной хладнокровно кем-то.
ЖАКЛИН, её знакомая:
- Почему она умерла через три дня после того, как она пришла ко мне домой, когда она сделала это (Жаклин приложила палец к голове, чтобы имитировать оружие) передо мной в гостиной? Она сказала, что кто-то угрожает ей.
БРИДЖИТ, дочь:
-Есть люди, которые знают, кто убил мою мать. Я хотела бы, чтобы они предстали перед судом. Я бы хотела, чтобы они всю жизнь сидели в тюрьме.
 
Джульет Уилз, журналистка и автор: -Впервые я встретила рассказ о Ширли Финн в 2002 году. Я работала журналисткой на Первом канале в Перте, и коррупция в полиции тогда была всего лишь кайфом. Но убийство Ширли Финн на протяжении десятилетий было убийством, о котором все говорили. Я стала пристальнее приглядываться к делу. Я начала копать. Мне казалось, что это было самого высокого уровеня, политически санкционированное убийство в истории Австралии. На самом деле я не верила, что слухи могут быть правдой, но я думала, что это история, которую действительно стоит исследовать.
 
БРИДЖИТ, дочь: - Однажды в 2004 году зазвонил телефон, и это была Джульет, и она сказала, что искала меня. Я была очень удивлена, когда Джульет позвонила мне, потому что я ничего не слышала о своей маме в течение 30 лет. Однажды она сказала, что пишет книгу об этом преступлении.
Джульет Уилз: -Когда я познакомился с Бриджит, я не могла поверить, от скольких трагедий страдает эта девушка. Мало того, что она потеряла свою маму, она потеряла почти всех, с кем была близка.
БРИДЖИТ:- Моя дочь Анджела попала в автомобильную аварию и умерла в 1996 году.
Джульет Уилз:- Бриджит была действительно настороже, когда я впервые встретила ее. Я имею в виду то, что у этой девушки не было причин доверять кому-то. Я думаю, что знаю практически все о ее жизни, как она чувствовала себя невероятно подведенной. Я не хотела давать ей ложную надежду, но я сказала ей, что считаю -это было невероятное несчастье, и что полиция пыталась скрыть убийство её матери, и я была полна решимости разобраться в этом. Для меня было очень важно, чтобы все было в моей книге.
(Вот одна выдержка из этой книги)
Джим Кеннисон: Значит, у них есть все эти деньги, и их нужно было отмывать, и это то, что делала Ширли Финн и это были деньги и политика. И другие деньги известных деловых людей.
Джульет Уиллс: Значит, она фактически отмывала их для ряда людей?
Джим Кеннисон: Да, очень важных людей. На самом верху.

Джульет Уиллс: -Чем больше я узнала о Ширли Финн, тем больше беспокоило меня установление масштаба коррупции в этой истории. Я была так разочарована тем, что это так мало относилось к жизни этой женщины.
ХЕЛЕН, подружка: -Я впервые встретила Ширли летом 1958 года. Мы жили вместе. Ширли была резкой, яркой, но она была чрезвычайно лояльна, чрезвычайно лояльна. Она помогла бы вам эмоционально и финансово, если бы могла. Я просто любила ее за то, что она была. Ширли объяснила мне, что у нее были проблемы с семьей с 13 лет.
Джульет Уилз: -Ширли, когда ей было около 14 лет, вступала в сексуальные отношения с намного более старшим мальчиком, которому было  20 лет, и она была поймана полицией. Ее вытащили перед мировым судьей, и она отправилась работать в католические прачечные, и это был поворотный момент.
БРИДЖИТ, дочь: -Ей приходилось стирать белье, грязную одежду, простыни для мотелей, больницы. И она, очевидно, работала очень долго. Идея состояла в том, чтобы очистить её душу. Я думаю, что все было наоборот.
ХЕЛЕН: -Ширли сказала, что это ужасно. Она ненавидела это, и она несколько раз убегала оттуда. Полиция находила ее и возвращала обратно. Но они, очевидно, сделали и другое. Она сказала мне, что они на самом деле приставали к ней, и это произошло пару раз, и она очень огорчалась по этому поводу.
БРИДЖИТ: -Она получила потом работу в магазине одежды в Перте. Пока она работала в магазине одежды, она встретила моего отца Деза. Он был в авиации.
ХЕЛЕН: -Она просто решила, что хочет выйти замуж. Я думаю, что она хотела стабильности. Это то, что она искала. И она хотела, чтобы кто-то сказал ей, что ее любят.
БРИДЖИТ: Моей маме исполнилось 16 лет, когда она вышла замуж за моего отца. У нее появился сын Стивен, когда ей было 16, потом -Шейн -в 17 лет и я -в 18. Она была просто потрясающей мамой для меня.
ХЕЛЕН: Дез, её муж, был очень агрессивным и очень громким, очень пугающим. Это была не радостная атмосфера, и она сказала: «Я влюбилась в Деза. Это не то, что я думал, что это так будет. Ширли искала выход из положения. Она хотела лучшей жизни для своих детей и для себя.
Джульет Уилз: -Это было в конце 60-х годов, и это был бум в Перте. Это был первый по-настоящему большой горнодобывающий бум. Труд был тяжёлый. Рабочие были  главным образом были мужчины, и работники секса, конечно, были гарантированы в том, что будут в горячем спросе. Ширли была очень сообразительным бизнесменом, и она открыла публичный дом. Она поняла отличную финансовую возможность в том, что секс был большим увлечением в 60 годы, включая рисование на голой или полуобнаженной женщине.

КИРИЛ АЙРИС, БЫВШИЙ ЖУРНАЛИСТ: - Там было множество эскорт-агентств, массажных салонов, публичных домов. Была сделана попытка взять всё это под контроль. Полиция получила полномочия контролировать проституцию. Они могли выбирать, каким девушкам разрешено работать в качестве проституток.
Джульет Уилз, журналист и автор: -На бизнес Ширли напали два детектива, одним из которых был Берни Джонсон. Этот рейд стал настоящим изменением игры для Ширли. Ей была предоставлена возможность войти в систему содействия полиции. Она стала владельцем борделя, и она стала одной из трех важных мадам в Перте.
ДЖОРДЖ, бывший любовник: -Когда я встретил Ширли в конце 60-х, ее брак с Дез закончился. Она должна была заботиться обо всем, о поддержке детей, а также выходить на работу. Все полагались на Ширли. Мне нужно было спонсировать мои гонки на мотоциклах. Ширли хотела спонсировать меня, и это было началом. Мы стали де-факто парой и прожили вместе несколько лет. Она только что открыла публичный дом на улице Уильяма. Ширли «ухаживала» за полицией, которая каждую неделю желала получать свою долю. Это была значительная сумма - несколько сотен долларов. Она обычно ходила на тихое небольшое пространство, и она садилась в свою машину. Я видел, как Берни Джонсон приходил и садился в её машину. Так она однажды сказала: «Он ползает, как собака-полукровка, и получает свою зарплату».
ХЕЛЕН: -Когда я узнала, что делает Ширли, я была потрясена. И я сказала ей: «Ширли, я не понимаю, как вы можете работать в этом незаконном бизнесе, не обращая внимание полиции». И она сказала: «Полиция знает об этом. Я плачу ей, чтобы остаться в этом бизнесе, и я им хорошо плачу ». Я сказала: «Но Ширли, какое влияние это скажется на ваших детях?» И она ответила: «Забавно, что вы должны это говорить. У меня есть этот повторяющийся сон, что я лежу в канаве, а мои трое детей смотрят на меня сверху вниз». Я сказала Ширли, что это может стать реальностью.

Джульет Уилз, журналист и автор: -Ширли действительно видела законность в том, что принадлежит людям, и то, что ее прекрасный дом в прекрасном пригороде придаст ей законность, которой она очень, очень жаждала. Она видела, что у людей с деньгами была возможность и уважение, и для нее было не так много возможностей.
БРИДЖИТ: -Это был самый красивый дом, который я когда-либо видела до сих пор. Моя мать рассталась с Джорджем и жила с женщиной по имени Роуз Блэк.
ДЖУЛЬЕТ: Она действительно любила прекрасные вещи в жизни. Она делала огромные суммы денег, но все это скоро заглохло. Она задолжала больше чем сто тысяч долларов налоговой инспекции, и полная выплата долга требовала бы отдать один актив, который она больше всего ценила, и он был в опасности -это ее семейный дом.
ЛАРРИ, бывший работник: -До того, как я стал секс-работником для Ширли, я был ее водителем. Я знал, с кем она виделась, с кем она встречалась. У Ширли был роман с Рэем О'Коннором, тогдашним полицейским министром в правительстве штата. Раньше я вез их в Кингс-парк или я брал их с собой на реку Свон, и мы там парковались, а в девяти случаях из десяти у них была бутылка вина. У них было приятное время, и когда Ширли попала в неприятности с налоговиком, она пошла к нему. Я знаю, что она подошла к нему и попросила его о помощи, и фразу, которую я услышал была такой: «Если я схожу, ты слетишь со своего поста».

Джульет Уилз, журналистка и автор: -Она не хотела потерять свой дом - ее самое ценное владение. Сильнейшим козырем Ширли было знание о грязи, которое у нее было о людях в городе. Ширли собиралась назвать имена в налоговых слушаниях, если не получит никакой помощи. Я встретилась с женщиной, которая фактически увидела Ширли за несколько дней до налогового слушания.
ЖАКЛИН: -Ширли пришла в дом, чтобы поговорить с моим тогдашним партнером Доном Маком. Первое, что она сказала: «Донни, я ухожу. На этот раз я ухожу. Я сказал Оуэну, что собираюсь встретиться с налоговым департаментом во вторник, и я не собираюсь гадить вокруг - я собираюсь называть имена». Дон спросил ее: «Что он сказал об этом?», И она ответила: «Он велел мне заткнуть рот и не «стучать».
Оуэн Лейч был помощником комиссара полиции. Оуэн сказал ей, что собирается представить ее важному человеку: «Я хочу, чтобы ты оделась очень, очень мило. Не одевайтесь пошло. Оденься красиво, как напоказ. Этот парень поможет тебе».
БРИДЖИТ, дочь: -В воскресенье 22 июня, у нас был шашлык около 6.30 с мамой и Розой. Вероятно, около 8 мама предложила мне идти спать. По-видимому, моя мать попросила Розу тоже покинуть дом той ночью, потому что у нее была встреча с кем-то, которую никто не должен увидеть.
Джульет Уилз, журналист и автор: - В 9.40 дочь соседа была на улицу и увидела Ширли в блестящем халате с кошельком. То, что произошло дальше, неясно. Мы знаем, что она поехала в Королевский гольф-клуб Перта, и это находится на очень коротком расстоянии от ее дома, и там она, похоже, встретила своего убийцу, потому что к полуночи она была мертва.

ТЕРРИ, ЖУРНАЛИСТ: -Мы были первой командой новостей. Было около 9.30 часов, и мы остановились за полицейской машиной, и они ждали, пока прибудут брезенты, чтобы прикрыть место преступления, прежде чем они продолжат свое расследование. Поэтому я подошел. Это был американский седан. Я обошел вокруг и со стороны водителя заглянул внутрь и увидел тело женщины в роскошном халате. В то время я никогда не задавался вопросом, как мне разрешили ходить по месту преступления, но позже я понял, что это немного странно. Они никого не впускали на место преступления - репортера или кого-то еще, - но я смог ходить.
Джульет Уилз, журналист и автор: -Ширли была казнена четырьмя выстрелами прямо в голову с близкого расстояния. Это взбудоражило сообщество. Это было очень публично, и оно предназначалось для запугивания.   
Жаклин: Я была так напугана, если я пойду и поговорю с полицией, они собираются слушать. Но какого из них выбрать? Они все одинаковые? И я сказала себе: «нет, у меня двое детей, я должна защищать своих детей, и я не могу ни к кому обратиться, я должна молчать».
Джульет Уилз, журналист и автор: Следствие полиции, которое последовало за этим, похоже, не смогло проследить за несколькими ключевыми выводами. Менее чем через год после убийства полиция передала дело следователю, указав, что не было реальной перспективы найти убийцу и что надо закрыть расследование. Я три года разговаривала с таким количеством людей по поводу убийства Финн. К 2005 году я записала более 30 различных интервью и собрала обширный материал.
БРИДЖИТ : -Джульет действительно нашла людей, у которых были утверждения об этой ночи, новая информация, новые доказательства.
ДЖУЛЬЕТ : -Я разговаривала со свидетелем, который проезжал мимо места преступления утром.
ДЖОН, СВИДЕТЕЛЬ: -Было около 6.30 в очень влажное и ветренное утро в понедельник, и здесь слева я заметил две машины, припаркованные примерно в 20 или 30 метрах от поля для гольфа. Только слева на стоянке под углом был большой белый автомобиль Додж с двумя открытыми дверями, припаркованными прямо рядом с зеленым автомобилем. Я сообщил эту информацию. Сержант прямо сказал мне: «Большое спасибо за то, что вызвали, но у нас уже достаточно информации об этом». Трудно было понять, что они не будут заинтересованы в том, чтобы хотя бы выступить с заявлением.
ДЖУЛЬЕТ : -Я разговаривал с Рэем О'Коннором, который в то время был министром полиции. Конечно, он позже стал премьером, а затем был заключен в тюрьму за скандал со взяточничеством. Утверждалось, что у него были отношения с Ширли Финн.
(Запись беседы )
Джульет Уиллс: Как вы относитесь к постоянным слухам о том, что вы были связаны с Ширли Финн?
Рэй О'Коннор: Это шутка. Видишь, я даже не встречался с Ширли Финн.
Джульет Уиллс: Вы никогда ее не встречали?
Рэй О'Коннор: Нет.
Джульет Уиллс: Были люди, которые говорили, что у вас с ней были близкие отношения.
Рэй О'Коннор: Никогда не встречал ее.
Джульет Уиллс: Вы знакомы с Берни Джонсоном?
Рэй О'Коннор: Да.
(Заканчивается запись)
Джульет Уилз, журналист и автор: Я говорил с Берни Джонсоном, который был детективом. Он был также первым детективом на сцене на следующее утро после убийства.
(Запись беседы)
Берни Джонсон: Мы пошли туда, я знал, что это машина Ширли Финн, что это была Ширли Финн.
Джульет Уиллс: Что пришло в твою голову?
Берни Джонсон: Мысль, что пережил ее (смеется).
(Заканчивается запись)
ДЖУЛЬЕТ: К началу 2005 года я собрала важные доказательства, и я полагала, что при решительном полицейском расследовании это преступление могло быть раскрыто. Поэтому мы с Бриджит представили следователю совместное заявление в надежде получить расследование, и передали все материалы, которые мы собрали за эти годы.
БРИДЖИТ : -Мы получили ответ, что недостаточно доказательств. Я почувствовала себя выпотрошенной.
Джульет Уилз, журналист и автор: -Я собрала ящики и коробки с заявлениями, и положила их в заднюю часть гаража, запечатала пленой и закрыла ящик, и я подумала: «Я не хочу, чтобы меня втянули обратно в это дело» Эта темная история! Мы с Бриджит потеряли контакт на протяжении многих лет, и я работал над новостями - это был 2012 год, и я не делала ничего в этой истории целую вечность. А Бриджит написала очень длинное, сильное, страстное стихотворение о душевном страдании от потери ее мамы и о мучениях, которые никогда не знаешь. И это просто на самом деле дошло до меня, и я действительно, помню, как звонила ей и сказала, что она должна начать говорить.
Теперь дочь Ширли Финн впервые высказалась, отчаявшись, чтобы полицейские материалы о смерти ее мамы были переданы для независимого расследования.
Бриджит: -Я просто хочу, чтобы запрос или другое государство взяли на себя полицейские досье.
Джульет Уилз, журналист и автор: -Было фантастично, что Бриджит смогла выступить перед СМИ и вернуть историю в центр внимания, но нам нужно было сохранить ее там. Я выпустила свою книгу об убийстве Ш.Финн, и в результате с нами связался сотрудник полиции Брайан. Он ушел на пенсию, но он провел 40 лет на работе.
БРИДЖИТ : -Брайан сидел на важной информации в течение 40 лет, и то, что он сказал нам- просто сдуло нас.
Джульет Уилз, журналист и автор: -Брайан рассказал нам, что он видел Ширли Финн, маму Бриджет, в полицейской столовой ночью перед убийством в компании двух детективов.
Когда он узнал об убийстве, он пошел прямо к старшим офицерам, чтобы сообщить, что он видел. Он сказал, что был сбит с мотоцикла и ему угрожали - ему сказали -закрыть рот или он будет убит.
БРИДЖИТ : -Это была новость на первой полосе. Это просто сногсшибательно, и каждый день это просто становится более сногсшибательным.
ДЖУЛЬЕТ :- Бриджит и я представили еще одну просьбу о дознании, и я думаю, что горы информации, которую мы собрали, и очень тревожных откровений, которые она содержала, поэтому следователю было очень трудно игнорировать всё это.
Более чем через 3 десятилетия после того, как проститутка из Перта была застрелена, дознание, наконец,  больше не останется в тайне.
БРИДЖЕТ : -Когда я получила известие, что расследование будет проведено, я сразу же позвонила Джульет, и я сказала: «Угадай, что?»
Джульет Уилз, журналист и автор: Она сказала: «У нас есть это, у нас есть расследование». Я думала, что это не может быть реальным, что мы потеряли надежду, что мы перестали верить, что кто-то будет слушать нас.
ХЕЛЕН, ДРУГ: - Я думаю, что это расследование абсолютно необходимо для Бриджет. Ей нужна справедливость для ее матери, и, прежде всего, ей нужен покой для самой себя.
БРИДЖЕТ: -Наконец, у меня может быть мой день, и люди могут  быть допрошенными, о чём их не спрашивали раньше. Это дало мне огромное чувство надежды. Это хорошее чувство - очень хорошее чувство!
***
Предполагается, что новое расследование убийства Ширли Финн состоится позднее в этом году. Полиция штата снова проведёт проверку двух расследований в связи с этим убийством в 2005 и 2014 годах. В заявлении комиссар полиции сказал, что он «приветствует предстоящее рассмотрение этого дела, особенно, если оно может помочь наконец-то решить этот вопрос».