Мысли... ч163

Новиков Борис Владимирович
Почему узкий специалист «подобен флюсу»? Потому, что это субъект, которому недоступны, а, посему, и неведомы смысло-жизненные, гуманистически-экзистенциальные и общекультурные, социальные смыслы и измерения его собственной (строго говоря – отчужденной) деятельности. Это – определенный, ограниченный, зашоренный etc. человек. И точно такой же является и его деятельность: не выходящая за пределы, заданные правилом, матрицей, штампом, эталоном, инструкцией, предписанием, приказом, командой etc. Это субъект, не имеющий внешней возможности, и, как следствие – не способный жить в качестве субъектности – как носитель самодеятельности, ибо ему недоступен режим перманентного выхода за предел – распределение. И уж тем более ему недоступна жизнь нормального человека: творчество. Творчество как распределение самодеятельности и самодеятельное распределение.
***
Где сходятся общественность и индивидуальность? В коллективности.
Коллективность: форма переплавки субъектности в общественность и общественности в субъектность.
***
Коллективность – непосредственная, – нормальная, – форма (общение) производства и воспроизводства социальных взаимодействий (общественных отношений).
***
К власти не приходят. К власти приводят.
На минуточку. До второй мировой войны Великобритания была не только «владычицей морей» и «империей, над которой никогда не заходило солнце» колонии превосходили метрополию в сотни раз по численности населения и во столько же раз по территории (1913 г.: 480 млн. чел. и 31 878 965 км. квадратных).
Главное: фунт стерлингов был, – единственной, т.е. безраздельно господствующей, – мировой резервной валютой!
Ну, и где они нынче: метрополия, владычица, господство etc. вкупе со своим фунтом? В караганде. Одно чванство только и осталось. Да фантомные боли. Со времен Бреттон-Вудса. И кто придушил GВ? И чьими руками?
***
«Свобода – это не извне добываемое или привносимое условие человеческой деятельности, это имманентный характер самой деятельностной сущности человека – сущности человека как самодеятельного субъекта. Свобода – лишь внутренняя способ­ность, адекватная уровню прогрессирующего развития и богат­ства этой сущности. Она не является ни «свободой от» чего-то, от какого-то чисто внешнего ограничения, потому что все соци­альные ограничения воспроизводятся лишь самой же человече­ской деятельностью, ни «свободой для» чего-то, потому что может иметь цель только в самой себе. Человек вступает в «истинное царство свободы» в той мере, в какой безотносительное к каким бы то ни было заранее данным масштабам тотальное развитие всех его подлинно человеческих сил становится самоцелью». [Батищев Г.С., Деятельная сущность человека].
***
Распределение, – как момент распределения самодеятельности, – как фактор перманентного снятия определенных (ставших) форм творчества, определенных форм, – и содержания, разумеется, – действительной культуры, является способом выхода за пределы любой ее (культуры) ставшей формы (и содержания).
***
Логикой творчества, логикой созидания и использования действительной культуры есть логика диалектическая, содержащая в себе в снятом виде логику здравого смысла и логику рассудочную, являющуюся логикой возникающего, разворачивающегося и разрешающегося, – осуществляющегося, – диалектического противоречия.
***
Постмодерн, это, по существу – демодерн. А, в сущности, – дерьмодерн.
***
Тоталитаризм – превращенная форма тотальности.
***
Донаука (не могу) – недомысел.
Наука (могу и хочу) – промысел.
Антинаука (не хочу) – умысел.
***
Гуманизм действительный основывается уже не на логике истины, но на логике правды. В ней, в снятом виде – и праведность, и справедливость.
***
Деструкция, деконструкция, декомпозиция etc. – идеология, техника и технология преднамеренной, – злонамеренной, – культурной деградации, свития, разрушения. Вырождения.
Реконструкция, восстановление, композиция etc. – распревращение. Репревращение. Восстановление. Возрождение.
***
«Совлечение превращенных форм» – Г.С. Батищев.
«Распревращение» – Г.Б. Новиков.
Репревращение – я.
***
Промышленность – материализация промысла.
***
«Неудачи – это то, что делает тебя успешным» (Назар Коваленко, КПИшник). На уровне азов диалектики – неплохо. Но успех – это всего лишь реакция на неуспех, на неудачу. Как возрождение – на вырождение. Главное – не останавливаться в своем развитии, – целостного, нормального, – человека.
***
«Если в 15 лет ты смешивал водку с пивом, то в 30 ты будешь смешивать песок с цементом. Лопатой» (Анекдот).
…И, параллельно – одеколон со стеклоочистителем, антифризом etc.
***
«О, Критон, я должен Асклепию петуха» (Сократ).
***
Чем различаются талант и гений в кантовской интерпретации? Пропиской. Первый прописан в обыденности, второй – в горнем мире. Первый, – и то в очень лучшем случае, – способен на сочувствие, второй, – в форме практической всеобщности, – на сорадость.
***
Интеллектуал живет по истине, интеллигент – по правде.
***
Классика – это культурная вечность, свернутая в мгновение, и культурное пространство – в локус, в место. Это хронотоп (время – место), содержащий в себе все культурное пространство – вечность.
***
Подлинное не может прийти через вышколенность, подлинное приходит через понимание и любовь. (Парафраз Ошо).
***
«Новейший вариант хорошо вооруженного обывателя – это вышколенный функционер институциональной Науки – и – Техники. Он – существо вполне модернизированное, со всех сторон механизированное, сугубо профессионализированное. Если вы скажете ему, что он слуга Капитала и т.п., он заявит в ответ, что вы неправомерно пытаетесь затянуть его в область метафизики, в нечто потустороннее и мистическое для его знаковых сциенц-систем и техно-информационных кодов. Никакого касательства к метафизическим вопросам он не имеет и иметь не может. Правда, он готов утилизировать абсолютно все… Даже метафизический трактат о бескорыстной любви может ему пригодиться, если только предварительно вы ему переведете сей трактат на язык, понятный автомату для продажи газированной воды. Если же не можете…, то ему нет абсолютно никакого дела до капитализмов, феодализмов и каких бы то ни было измов.
Он весь целиком и исчерпывающим образом СПЕЦ. Он только регулярно, исправно и эффективно функционирует «ОТ и ДО», строго в пределах научно-технических задач. И только эти задачи есть нечто существующее для него – готовые задачи, взятые совершенно безотносительно к их культурно-историческим (или, – ему это все равно, – анти-культурным и анти-историческим) смыслам, безотносительно к категориям и критериям нравственного разума (или, пускай, безнравственного анти-разума). Но поскольку эти задачи принимаются извне, – от Социального Заказчика, – как некие предзаданные условия, то, по существу, это не задачи, а лишь задания. Будучи готов активно выполнять любые задания любого Заказчика, СПЕЦ тем самым являет собой коварную слепо-безответную силу, могущую эффективно способствовать самым чудовищным злодеяниям, если не гибели человечества» (Батищев Г.С., Активность? Не чересчур активная попытка побеседовать с читателем – В кн. Батищев Г.С., Философско-педагогические произведения, в 2-х т.т., т.І, Бийск, 2015, стр. 437-438).
***
«Во всемирной истории нет такой ценности, которая бы не подверглась подменяющей и обесценивающей утилизации. Нет такого творчества, из результатов которого не попытались бы сделать вместо колыбели новым исканиям могильную плиту над ними. Нет такой идеи, которую не втискивали бы в мертвящие рамки канонического образца. Однако, каким бы все заполняющим тиражом не размножался какой-нибудь очередной канон-образец, какую бы массово-повторительную и рутинно-системную мощь не обретали омертвленные результаты прошлой деятельности, как бы внушительно не претендовали выхолощенные утилизаторские подделки на всеподавляющую единственность, – не в них, а вопреки им всем вместе взятым совершается смысловое движение истории. И никаким макроструктурным, количественным могуществом социальных вещей не загородить, не вытеснить, не умертвить той общественной истории людей, которая, по словам К.Маркса, есть «всегда лишь история их индивидуального развития» (Батищев Г.С., там же, стр. 438-439).
***
«Управляющий человек живет в смятении; управляемый людьми живет в печали» [Ошо, Пустая лодка].
***
«Три психа в психбольнице ловят рыбу в унитазе. Подходит врач:
– Клюет?
Двое отвечают, что клюет, а третий говорит, что нет. Врач видит, что третий выздоровел, и пора его выписывать. Перед выпиской другие психи его спрашивают:
– А почему ты сказал врачу, что не клюет?
– Я что, по-вашему, дурак, рыбные места показывать?» [Анекдот].
…Из троих, двое – постмодернисты, один – постнеомодернист.
***
Чем заканчивают перманентные реформаторы? Имитаторы по профессии, ходячие симулякры, субъекты свития? Тем, что получают пинок под место наибольшего скопления, – концентрации, – интеллекта. Там же у них и честь, вкупе с совестью, локализована.
***
«Все пошло на потребу, все пошло на разврат…» [Услышаное].
***
«Контроль над детьми – это контроль над будущим» [Мишель Уэльбек, Покорность]. Субъекты свития это добре знают.
***
Політика як професія.
У неї не йдуть, у неї вводять. До неї не приходять, до неї приводять. З неї не йдуть, з неї виводять.
Чи є винятки? Є. Які лише підтверджують правило.
Закон.
***
«Ты думаєш, что действуешь, а это тобой действуют» (И. Гёте).
***
Еще вчера он пытался накормить трамвай сеном, а сегодня уже на полном серьезе «идет в политику»: «дядя, дай порулить». Иногда, – для создания антуража «демократической власти», – дают. Рулит…
Ну, т.е. вполне уверен, что рулит.
***
« – Пап, а почему вот эта клякса на холсте стоит 10 миллионов долларов?
– Сынок, клякса стоит пару центов, остальное идет на зарплату полчищам искусствоведов и экспертов, которые объяснят нам всем, какой глубинный смысл, творческой прорыв и гениальное наитие в этой кляксе и почему она должна столько стоить» /Народная мудрость, изреченная устами младенца/.
…В сущности, такую же кляксу, – только в виде букофф, – представляет собой все, – все, – неспонтанное мифотворчество. И процесс, и результат. В полном объеме. Во всем его корпусе. Вернее, само мифотворчество неспонтанное представляет собой индустрию по изготовлению клякс, а вот продукция, результат ее – это самое оно. Ну, в смысле: самые они – кляксы.
Вот только орава заказчиков, «художников», экспертов, критиков, ведов, продюсеров, спонсоров и т.п. «ценителей», ну, и, само собой – потребителей, числом поболе будет.
***
Что хуже: загонять палкой в рай, или ковать счастье на головах несчастных?
Скажете (подумаете): и то, и то: плохо и недопустимо.
…Следовательно, оставаться в аду и перманентно быть несчастным?
Да, грамотешки маловато. Здравомыслие и рассудочность здесь не помощники. Если ими ограничиваться. Образовывать себя надобно. Вначале – материалистической диалектикой, как инструментом. Затем – действительным гуманизмом – как проектом. И – придет понимание, и появится умение: отличать культурную реальность – от действительности. И – возможность осуществлять выбор.
***
«В нашем идеале нет места насилию над людьми» (В.И. Ленин, ПСС, т.30 с.122).
***
«Вы можете любить, но если для вашей любви необходимы усилия, если ваша любовь того типа, о котором говорит Дейл Карнеги в «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», если у вас такая любовь, то она не может быть настоящей. Вы управляете ею. Тогда даже дружба – это бизнес.
Остерегайтесь Дейлов Карнеги; это опасная публика, они разру­шают, (они опошляют. – Б.Н.) все, что истинно и подлинно. Они показывают вам, как завое­вывать друзей, они обучают вас трюкам, техникам, они делают вас умелым, они дают вам «ноу-хау».
Но в любви нет «ноу-хау» и не может быть. Любовь не нуждается в тренировке, а дружба – это не нечто, чему нужно обучаться. Выу­ченная дружба не будет дружбой, она будет самой обычной эксплуа­тацией – вы эксплуатируете другого и надуваете его. Вы неправдивы, – неестественны, это деловые взаимоотношения – бизнес» [Ошо, Пустая лодка].
***
Опредмечивание-распредмечивание – осуществляющееся диалектическое противоречие по переводу субстанции в форму культуры. Это – социальное взаимодействие – общественное отношение. Деятельность. Несвободная, отчужденная, творчество.
***
Деятельность – способ производства и использования (потребления) реальной культуры.
Творчество – способ производства и использования (потребления) действительной культуры.
***
«Талант стреляет точно в цель, которую видят все, а гений попадает в цель, которую не видит никто» (Народная мудрость).
***
В основі концепту «сталого розвитку» – відмова розвитку… у поступальному векторі розвитку, ідея «увічненої сучасності». Себто – модус звиття. Ну, треба ж насолодитись плодами «кінця історії», насолодитись чужими плодами, «відтягтись», зробити «кайф» вічним.
Та, щось у цьому «кінці історії» кінці з кінцями не сходяться. (Ні теоретично, ні, тим більш – практично. Не кажучи вже про чуттєві виміри. Про етичні разом з естетичними… Он, і Фукуяма вже його, цього свого «кінця», поквапом зрікся… Натомість зайнявся розведення «кінців» нових. У них з цим дуже просто: «парадигма така». То істина одна, вже не кажучи – правда, а у глупоти як і у кривди – меж немає).
***
Творчество – свитие – распревращение.
Рождение – вырождение – возрождение.
***
Две «мировые войны», объявленные мировой философии: позитивизм (во всех его личинах), со сверхзадачей: «очищения… культуры от всех метафизических примесей – пережитков инструментального, нетехнологического отношения к миру. Не только народный фольклор, но и классическая литература, изобразительное искусство, философия в своем качестве «нестрогой науки» должны были потесниться (в идеале – быть утилизированными, исчезнуть. – Б.Н.) в пользу сугубо позитивного знания, прямо и непосредственно конвертирующегося в эффективные технологии» (А.С. Панарин) и постмодернизм, вознамерившийся растворить в «царской водке» тотального произвола, тотальной антикультуры, по технологиям деконструкта, в режиме свития все, включая и те, которые пощадил позитивизм, результаты и опыт культурного, – поступательного, – развития земной цивилизации. И, в первую очередь, разумеется, иммунную систему этой цивилизации – ее, – научную, – философию. Кино (с «мировыми войнами») не случилось. Ну, то есть хэппи энд у них, – обеих, – не случился. Случился облом. Оглушительный и позорный.
Ну, а локальные, региональные, «гибридные», прокси и пр. философские войны еще определенное время (как и войны обычные) будут «иметь место быть». По историческим меркам – очень короткое время. Ибо: «есть время свиваться и есть время распревращаться»…
И будет, – есть, – вечность – творить.