Караваджо. Игроки в карты

Алина Алексеева-Маркезин
  Караваджо Микеланджело Меризи.Игроки в карты. ок 1594.Размер картины 90 x 112 см, холст, масло. Музей иcкуccтв Кимбелл, Форт-Уэрт, Теxаc.

       Работа является важной вехой в творческой биографии Караваджо. Он написал её в начале своей независимой карьеры, вскоре после ухода из мастерской Джузеппе Чезари в январе 1594 года, где занимался рисованием «цветов и фруктов», оформляя детали картин, массово выпускавшихся мастерской.

     Великий Караваджо велик и в малом – в своей жанровой картине "Игроки в карты", двое мошенников обыгрывают простодушного, неопытного юношу в карточной игре, одной из разновидностей покера.

      Пожилой шулер стоит за спиной у поглощённого игрой юнца, подглядывает в его карты и подаёт условные знаки своему молодому сообщнику. Рука сообщника за спиной, он готовится вытащить из своих панталон заранее заготовленную карту по тайному знаку подельника.

     Перчатки старшего мошенника выглядят странно – на них срезаны кончики, для того, чтобы лучше чувствовать краплёные карты.

    Оба мошенника одеты в пёстрые костюмы с множеством мелких деталей и узоров, на поясах – короткие ножи, на головах – шляпы с яркими перьями.

     На лице у молодого шулера выражение простодушия и даже лёгкой глупости. Всё сделано, чтобы отвлечь внимание играющего с мошенниками мальчика от «закулисных» трюков.

      Картина наполнена чрезвычайным психологизмом, связывающим трёх персонажей в единое целое, хотя каждый из них исполняет свою роль в разыгрывающейся драме

       Это вторая жанровая картина Караваджо, написанная им после «Гадалки», значительно расширившая репутацию художника, в то время небольшую. Реалистичные сюжеты «Гадалки» и «Шулеров» из уличной жизни внесли свежую струю в тогдашний мир живописи и привлекли внимание к высокому мастерству начинающего художника, проявившемуся в изображении мелких деталей, таких как перчатки с отверстиями для пальцев у пожилого шулера и напряжённый взгляд юного.

     Теме шулерства посвящено множество картин различных европейских художников, одной из самых удачных считается картина «Обман в Клубе Тузов» французского живописца Жоржа де Латура, хранящаяся также в галерее Кимбелла.

      «Шулера» Караваджо, явившие собой смесь жестокого реализма и венецианской изящности, имели большой успех, чему немало поспособствовал Орси, провозгласивший появление нового стиля и всячески поднимавший репутацию Караваджо. Сохранилось свыше 50 копий и вариантов картины, сделанных другими художниками, включая Жоржа де Латура, выполнившего собственную обработку темы.

        В 1627 году после смерти владельца полотна кардинала дель Монте картина "Игроки в карты" была инвентаризирована среди прочего его имущества, но затем была утеряна. Местоположение картины было неизвестно в течение долгих лет, она была случайно обнаружена в европейской частной коллекции лишь только в 1987 году.