Нравст. аспект содержания басен, читаемых детьми

Константин Берёзин
Хочется откликнуться на статью Ивана Портнова «Сатана там правит бал».

Похожие мысли высказывали некоторые дореволюционные педагоги, например, К. Д. Ушинский. В одной из статей он, защищая свою хрестоматию «Детский мир», говорит, что в других хрестоматиях, в отличие от «Детского мира», приводятся довольно грубые народные сказки, которые могут на детей дурно повлиять. «Утверждать, что дитя в этих сказках должно изучать только форму, не увлекаясь содержанием, значит требовать невозможного от ребёнка, для которого содержание всегда дороже формы».

В связи с этим он немного критикует басни Крылова (которые были очень распространены, да и сам Ушинский, следуя традиции, некоторые из них включил в «Детский мир»): «...басни, обличающие самые скрытые и тонкие пороки людей и социальные грехи и несправедливости всякого рода, пишутся не для детского возраста. В этом отношении отрицательное направление басен можно считать скорее вредным, чем полезным для детей».

И не только К. Д. Ушинскому приходили в голову такие мысли.

Одна из воспитанниц Царскосельского женского училища для девиц духовного звания вспоминает (речь идёт о событиях примерно начала 1870-х гг.), как она готовилась отвечать наизусть басню Крылова «Стрекоза и Муравей». (Басня, как известно, заканчивается тем, что Муравей обращается к бездельнице-Стрекозе: «Так поди же попляши!») Начальница училища Надежда Павловна Шульц не позволила этого. «Когда она прослушала, нашла, что эта басня безнравственна, бесчеловечна. Как можно допустить гибель ближнего с таким злорадством! Не позволила мне отвечать эту басню, а заменила ее другою, из своей тетрадки, подобною, но с иным концом...»

Ссылка на статью, вызвавшую отклик:

http://www.ug.ru/archive/68753




.