Уже солнце садится...

Галина Юхманкова
Из детства.
Уже солнце садится. Прохладно становится. Ноги мыть надо. Или подождать…. Большие тени от деревенских домов и садов ложатся на дорогу. Красиво очень. И усталое заходящее солнце снизу подсвечивает мясистую июльскую листву берез.  Ой, трава стала совсем холодная. Все равно за обувью идти не охота. Доставать маленькое ведерко, черпать в бочке воду….Нет, пока и так нормально. Ну, подумаешь, ноги мерзнут. Вон сейчас начнем играть в пионербол, и согреются. Ой, нет, не начнем. Дед веревку нашу отобрал. Бельевую. Которая вместо сетки у нас  висела. Вон дед идет…И что с того, что она порвалась? Мы же её связали же! И всего-то в двух местах порвалась. Почему-почему. Да потому что забор старый. Из старой ржавой «рабицы». Такой корявый весь…. Мы же не виноваты. Ну, зацепилась. Да белье может и на заборе же сохнуть! И пожалуйста, и иди, жалуйся….
Мам, да нормально еще, не холодно! Ладно, ладно, сейчас обуюсь. Может, мне прямо в бочке ноги вымыть? А что, они чистые, только ополоснуть, и все. На что бы встать? Ой, нет, столик качается, упаду еще. Какая же вода в бочке теплая! Здорово. Что? А почему это я должна для всей малышни воду набирать? Пусть сами. И ничего я не самая старшая, вон Женька всего на год меня младше. Пусть она сегодня воду черпает. Тоже мне.
Так приятно после прохладной травы в теплые шерстяные носки влезать! Просто наслаждение. Что там кричат? А, на чай вечерний зовут. Тоже хорошо. Нет уж, я всем помогла, пусть теперь ведро на место кто-нибудь другой вешает. Я что, служанка?
  Ух ты, сушки! Разуваться? Ну вот, только что кеды зашнуровала…Я так пройду, они у меня чистые. Вот же, смотрите, вот, подошвы какие все белые! Да и  пожалуйста, и вымою завтра полы. Все равно, кроме меня никто их не моет. Все прикидываются маленькими. А противные ихние тетки и не заставляют. Все только меня заставляют. Вот не буду мыть. Как хотите. У меня каникулы.
Люблю сушки. Могу сразу штук двадцать съесть. Нет, больше. Почему это хватит? И ничего не буду я толстая. Это ваш Паша уже вон толстый. Вот ему и запрещайте. Он вон уже килограмм этих сушек слопал.  И никому я в рот не смотрю.  Вот я и делаю ему замечание. Вам можно, а мне нельзя? Я же большая, сами же говорите! Конечно, у него есть мама. Хорошо, тогда пусть его мама завтра сама с ним и носится. И на речку, и на Гришину гору.
Надо бы костер вечером пожечь. Хлеб будем печь, сидеть до утра….Почему нельзя? Ну, пусть кто-то из взрослых с нами посидит. Какие дела? В даче весь вечер просидеть? Весь-весь вечер? Что, прямо все-все заняты? И ладно. Мы и сами можем. Одни. Кто это маленький? Ага, как в Дальний лес одних нас отправлять – так мы большие. А как на речку купаться или на костер – так мы маленькие? Что вы за люди-то такие, взрослые! Да уж разберитесь вы, наконец! И нетушки. И не буду  я извиняться. А я и не дерзила.  Ой, ну и подумаешь. А я тогда завтра не буду вашу морковку полоть.
Ага, испугались, выделили нам одного взрослого. Вот то-то же. Пойду куртку возьму теплую. И сапоги. Роса. Эй, а где моя длинная желтая куртка? Как это – Жене отдали? Это моя же куртка! А мне что надеть? Вот эту, маленькую, с рукавами до локтя? Чтобы меня комары закусали? Нет уж, отдавайте мне мою курточку. Потому что моя. И ничего я не жадная. Это моя куртка. А другие неудобные. Вот пусть она эту маленькую и берет. И сама ты жадина.
 Эх, хорошо, тепло. Курточка моя длинная, с капюшоном, можно вообще и зимой даже целыми ночами в ней сидеть. Место надо занять пойти у костра. Спиной к Гришиной горе не люблю сидеть. Вдруг кто оттуда снизу вылезет. Страшно. Вот мое место – спиной к бане. И до дачи близко, если что. Так, надо хлеб взять. Лучше белый. Да я не есть, не есть. Я его печь буду на огне! Много? Ну, я же на всех беру. Не только себе. Эй, ну что такое опять! Мое место уже заняли! Нет, там мне неудобно сидеть, я здесь привыкла.  Тогда сам иди за хлебом. Я тебе не дам.
Интересно, сколько времени сейчас? Спать сильно хочется. Хлеб пожарили, костер угасает. Да нормально мы сушняка насобирали, достаточно. Просто он как-то быстро прогорел. У деда дрова можно взять. И что, он ведь уже спит себе давно. И теть Нюра его тоже давно спит. Кто со мной?  Тише, что вы так топаете? Да тихо же! А ты не видишь, что ли, что тут ведро стоит? Вот чтобы я еще раз всю эту малышню с собой на дело взяла! Ничего, два поленца донесешь, не развалишься. Только под ноги смотри. Так, а тебе на четыре. Я тоже четыре возьму. Все, тихо, пошли назад!
Спать хочется – просто жуть. Хорошо мы все-таки ночью посидели. Летучую мышь видели, летела под гору. Найти бы завтра их гнездо. Ох, хлеб горелый выпрыгивает. Объелась.  Душно-то как в даче. Ну, зато тепло.  Да не шумлю я, я тихо! 
Который час? А, светает уже ….Так спится хорошо….Спать, спать….Да что там за окном ширкает-то? Что еще за шум и бряцанье? Спать мешают….А, ну да, конечно. Это же дед наш уже встал. Ни свет ни заря. Ага, отоспится себе днем, да еще и ночью покемарит. А в четыре утра – конечно, уже ходить вокруг дома начинает. И ходит, и ходит туда-сюда. Тяпками гремит, лопатами, ведрами.  На огороде ничего сам не делает, всё мы.  Зачем ему лопаты и тяпки-то? Да что ж он все ходит-то! Ой, а вдруг специально? Вдруг узнал, что мы вчера дрова у него стянули! И ходит, ждет, когда наши родители встанут. А если сейчас начнет в окно стучаться??? Фуф, ну, ушел вроде …. Апчхи. Спасибо. Нет, и ничего я не простыла. Это аллергия. Дача за ночь отсыревает. Вон у меня и нос уже забился. Сыро. Хорошо хоть, что одуванчики уже давно отцвели. Не май месяц. А то в детстве в школе некоторые дураки дразнили за опухшее лицо и глаза-щелочки. Конечно, обидно, а ты как думаешь?
А папа что, уже встал? Не заметила. Уже пошел погреб дальше копать? А другие где, дядя Боря, дядя Лёня, дядя Володя? Спят еще? Просто они все лентяи. Лодыри. А мой папа – нет. Мой папа - работяга. А почему же они еще спят, если тоже работяги? Почему это папа должен один все делать? Погреб-то общий. Да и все остальное тоже общее. Грабли, ведра, тяпки. Только вот чинит все это почему-то только мой папа. Остальные приедут, покопают себе, сломают все что можно. И уезжают в свое Болшево довольные. А папа ремонтирует потом. И что, что они далеко живут? Все должно быть по-справедливости. Сломал  - сам и чини. Тоже мне, нашли себе раба. И ничего я не ворчу. Мне за папу обидно.
Пойду, посмотрю, кто еще встал. Надо на Гришину гору идти, гулять. И щавель нужен для щей. Тетки обещали сварить. Тоже такие они хитрые! Мама на огороде тяпает, а они все трое на кухне толкутся. Что, щавелевые щи так сложно делать? Ух ты, погреб уже такой глубокий! Да не подхожу я близко, не подхожу. Тоже мне, командир. Только что пришел, и уже тут командует. А мой папа уже почти весь погреб сделал, пока вы все дрыхли. 
Фу, вчерашняя картошка на завтрак. Не буду. Вот другие пусть и едят себе. А я колбаски с хлебом. Неа, полоть потом будем, сначала на Гришку пойдем. Дед идет. Что-то он громко там кричит…..Ой, ну все…Кто ему рассказал про дрова-то? Вот же орет….Наверняка это всё тетька Нюрка! Злая она такая! Блины у неё вкусные, но зачем-то она кресты над всеми дверями нарисовала. Страшные, углём. Бррр…Ну, дед разошелся…. Да, взяли мы четыре полешечка вчера, взяли. Совсем маленькие четыре поленца! У  тебя их же вон, целый сарай! До крыши забит! Вот же орет….Конечно, и родители все на его стороне. Как хлеб печеный кушать – так они с удовольствием. А мы теперь и виноваты. Ну и будете сами вечером воду из пруда в бочку таскать. Пожалуйста. Мы им и воду натаскай, и полы вымой, и грядки прополи. А они нас еще и ругать! И сами идите за своим щавелем.
Айда  в старый дом, к дедушке Мише? Там такие качели! Прямо над оврагом летаешь! И что, что его нет дома? Мы же не в гости, а на качели только. И вообще там интересно. Рядом живет колдунья Гвоздичка. Её в деревне не любят. Но она нашего деда боится. Он однажды её чуть не прибил насовсем. А наш дед – он такой. Если его рассердить, то он может. А он очень рассердился. Гвоздичка порчу какую-то навела на нашу бабушку. Давно когда-то. После войны.  Приходила в дом, а потом бабушка и заболела. Так дед с топором пришел к Гвоздичке. Та сразу все исправила. И бабушка наша выздоровела.  Только я её все равно не видела. Ни разу. Она умерла уже. Интересно было бы к Гвоздичке залезть…..но страшно. Нет, не полезем. Да-да, про колодец в огороде у деда Миши помним. 
Сейчас моя очередь качаться. Почему это я должна уступать? Ну и младше, ну и что? Очередь тут. И все по-честному. Ну и жалуйся своей мамочке, пожалуйста! Ябеда-корябеда-соленый огурец, по полу валяется, никто его не ест! Ну и иди.
Нет, Серёжка сам домой ушел. Никто его и не прогонял. Он хотел без очереди на качели. Ничего мы не должны ему уступать. А я говорю, что не должны. Ой, ну, пообзывались немножко. Да он вообще противный. Чуть что – жаловаться бежит к мамочке. И хорошо, пусть один играет.
Мам, мы на речку. Папа с нами идет. Нет, Мишу не берем. Сама с ним иди. Я купаться хочу, а не за ним присматривать. И так никакой свободы нет. Вечно за вашим Мишенькой надо смотреть. Даже по деревьям не полазишь нормально! Да он же ноет вечно! Такой нудный. Да потому что не может на дерево забраться, как мы все. Вот и стоит под деревом. И ноет, ноет. Да ничего подобного! Я ему не прислуга. И что? Не такая уж я и старшая, только во второй класс иду. Ну и вот.
Видели, какие у деревенских самострелы? Здоооровские….Прямо как настоящие винтовки. И стреляют шпонками. Далеко так….Надо тоже такие же  себе сделать. Ой, да просто! Деревяшку берем, выпиливаем автомат. Ну, чтоб приклад был. И дуло толстое. К дулу примотаем проволокой трубку. И дверную защелку с резинкой пристроить. Делов-то. Да вон, сколько досок валяется у погреба. Нет, я себе только сделаю. А вы сами. Большие уже. Вон еще одна пила валяется. То есть ножовка. Ну, не важно. Бери и пили. Нет уж. Ишь, лентяй какой. Вон все сами делают. Чур, моя защелка – на дедовском гараже. Только отвертку надо у папы взять. На туалете еще есть защелка. Вот только трубу где тонкую добыть? Ладно, дед спать ляжет после обеда, пойдем к нему в сарай. Что-нибудь найдем. Да там полно у него железок разных!
Хорошо, хорошо. Да ничего не случится с этой морковкой. Да ничего она не заросла! Сейчас идем…Вечно эти взрослые влезут не вовремя. Нам самострелы надо выпиливать. А они тут со своим огородом пристают! Я вообще морковку не ем. И лук не люблю. Жуков на картошке вчера же мы только собирали! А что сразу «Галя»??? И вообще, я только маму слушаюсь. Как это вы все нам как бы мамы? Ну, родные, да. Не буду я вас называть мама Таня. У меня одна мама. Нет, а почему другие могут лодырничать, а я должна на огороде жариться? Да знаю я, как они пропалывают… Десять минут посидят на грядке, и все. И пошли дурака валять. А я доделывай все за ними. И почему это мама моя никогда за меня не заступается ? Я как будто чужая ей. А ведь это совсем не честно - всегда меня заставлять все делать. Вон все тетки за своих-то горой стоят. А моя - ну хоть бы раз за меня заступилась бы. И ведь я-то всегда права! А на меня еще и кричат все.  А она стоит в сторонке, как будто меня и не знает. Молчит. Не вмешивается… Ой, а может быть, она и взаправду мне чужая? Точно! Меня же, наверное , в роддоме перепутали! А вот бы нашлись мои настоящие родители. И чтобы они обязательно богатые были. С машиной и собакой. И никаких тогда грядок!
Да нормально я все прополола, нормально. Фу, всё, пошли на Гришину гору. Э, нет, рыхлить – это уже вы сами. Такого уговора не было! Полью вечером. Все, у меня другие дела.
Так, малышня, все начали искать трубку железную для самострелов. Все видели, какая нужна? Несите все, что найдете. А там разберемся. Вот ведь вроде бы железяк всяких полным-полно, а нужной-то и нет. Нет, эта тоже не подходит, очень толстая. Это же вообще труба водопроводная. Ого! А вот это отличная трубка. Где нашел? В дедовской терраске? Спрятана была? Ну еще бы, я тоже бы такую спрятала. Вся гладкая, гнутенькая, витая, как штопор. И толщина что надо… А блестит-то как! Надо теперь большую ножовку найти. Распилить, чтобы всем хватило. Дед, а есть у тебя такая ножовка специальная, которая металл пилит? Да мы тут самострелы делаем. Нашли вот железяку какую-то.  Надо её попилить. Дед, что это с тобой? Нет, мы её нашли. На улице. Не брали мы у тебя! Что ты опять орешь? Ой,  идемте-ка быстрее отсюда. Деду , кажется, как-то не хорошо. 
Какой еще змеевик? Вот этот? Это же трубка железная для самострелов. Нашли. Нет, мы не брали. Мы и вообще не знаем, что это. Мы нашли же…...Идем себе, а она валяется. Честное слово! А для чего это? Ну и ладно. И забирайте. Мы себе еще что-нибудь найдем. Даже и получше. И самострелы сделаем. И будем по окнам пулять. Вот тогда узнаете, как на нас орать. Эх, а все равно, как же жалко! Такая отличная трубка была…
Ну вот, дождик с утра. Чем бы заняться? Телевизор плохо показывает. Пойду по лужам поброжу.  Надела, надела я носки. Ого, бочки уже все полные. Здорово, не надо воду в них теперь таскать. И скорее бы в роднике нашем под горой трубу сделали, чтобы воду на огород качать. Но там у нас болото. Оно все в себя утаскивает. Уже вторую бочку туда вкопали. А она снова в песок ушла. Птицы запели. Значит, дождь скоро кончится. Только вот все равно сыро. Никуда дальше огорода не пойдешь.
Откуда у меня в кармане катушка ниток? А, вспомнила, мы же хотели паутину делать. Надо остальных позвать. Ох, мы сейчас и накрутим на калитку такую знатную паутинищу! Как все удивятся-то. Открывают калитку – а хода нет! Здорово будет. Точно. Так, малышня, запутывайте плотнее. Кто маленький – тот внизу. Мы – где повыше. Вот сейчас кто-нибудь на колодец пойдет, а здесь – сюрприз!
И что мы такого сделали-то? Ничего не перевели нитки. Вон, у всех катушки еще полные, можно еще хоть два входа запаутинить. Ну, я придумала, и что? Вы же в карты нам играть не разрешаете. Что нам еще делать-то? Да нету, нету уже этого пластилина. Где-где…. Бочки мы им украсили. Бочки все ржавые, страшные. Мы на них узоры лепили. А это-то почему нельзя? Ничего он не расплавится на солнце. Ну, если и расплавится, что такого? От одежды можно и отстирать. И зачем вообще к бочке прижиматься? Ладно, ладно. Уберем сейчас нитки. И пластилин отдерем….Тоже мне. Вот ничего нельзя!
Ура, солнышко вышло. Только купаться сегодня холодно. Завтра пойдем. Завтра выходной, все из города поприезжают. Пойдем вечером в футбол с деревенскими играть. Только они, конечно, никакие все не деревенские. Такие же они, как и мы. Живут все в городе. И все равно мы почему-то «городские», а они – «деревенские»….
Ну и жара с самого утра. Наверное, гроза будет. Пошли все на Ключик, а? Только сначала на последних дубах шалаши поделаем. А то у деревенских же есть где-то шалаши, а у нас еще нет. Хорошо утром на Гришиной горе. Земляники много. Вкусная! Вот бы такую на огороде посадить. Один сахар! Вкуснотища. Нет, за малиной не полезу. Там крапивы море. Ну вот, кто-то тут костер жёг. Смотрите! И бревнышко наше сожгли! Как мы теперь на дубы-то будем забираться? Вот же гады какие! Ладно, пошли дальше. На Ключик. Водички холодной попьем. Бррр, как здесь холодно-то. Заросли какие! И свет дневной совсем  почти не проникает. Ну и черемухи тут растут! Вот же толстенные!  Из-за них и солнца не видно. Тихо здесь, и прямо таинственно очень. Смотрите, какие я камушки нашла в ручейке. Красивые. Эй, малышня, куда, куда! Вам нельзя в воду не лезть. Иначе  в следующий раз дома останетесь, ясно? Ого, сколько здесь шелкопрядов на черемухе. Все деревья прямо в паутине белой. Фу, даже гусеницы жирные внизу висят. Как бы в волосы не попали… Нам еще не кричат там обедать? Что-то есть захотелось.
 
И зачем обязательно есть первое? Я не люблю суп. Маленьким - надо. Но я-то уже во втором классе! Дайте мне картошки с котлеткой. На футбол же мы пойдем все сегодня, да? Не знаю, во сколько. Вечером. Да мы едим, едим. Сейчас уже освободим вам место. Какие эти взрослые нетерпеливые. Поговорить уже не дадут.
Здорово, дядя Боря в футбол будет за нас играть, и дядя Лёня. Маленьких не взяли. Затопчут еще. Кто же тут коров-то на поле пускал? И как играть теперь? Одни лепёхи лежат коровьи. Я, чур,  на воротах. Не хочется что-то бегать по этому навозу.  Давай, давай, бей по воротам деревенских! Эх ты, мазила бабашкин…Бегают только, а гол забить не могут. Тоже мне, взрослые еще называются. Обидно. Я-то два гола уже пропустила. Даже и не знаю, как так вышло. Пусть кто-то другой теперь на ворота встает. И вообще, так нечестно. Деревенские все почти взрослые. А у нас все еще не очень. Роса появилась. Плохо. Трава скользкая стала – ужас просто! Ох ты…Что такое-то? Я живая? Это я упала нечаянно. А кто упал прямо мне на голову? Дядя Боря поскользнулся? Ничего себе голова у меня крепкая! Только затрещала немножко…. Я прямо слышала. А ведь дядя Боря тяжелый, наверное, килограммов шестьдесят….И со всего маху ведь сел! Нет, что-то мне больше не хочется в футбол играть. Ну его. Очень неприятно, когда на твою голову падают.
За малиной завтра идем? В Дальний лес? Ура! С перекусами?
Я сплю. Нет, не хочу я еще вставать. Темно же еще. Зачем вставать-то? А, малина….А почему так рано? Как же далеко этот Дальний лес... Ого, вот это сосна вывороченная! Корни с целый дом. Зато уютно. Можно шалаш сделать. Иду, иду. Мелкая какая малина. Много, но мелкая. Еще и перебирать её потом... Может, пора привал сделать? Кушать хочется. 
Ух ты, за нами дядя Лёня на машине приехал! К самому лесу. Здоровско. Жарко уже. И устали все малину эту собирать. А куда тетя Таня сядет? Нас же одиннадцать же человек. И все в один «Москвич»? Ой, а я тоже хочу в багажнике ехать, как тетя Таня! Там ,наверное, так здорово! Домик такой прямо уютный.
К деду идти? У деда же целый малинник перед домом! Зачем еще его идти угощать? Лесная малина потому что….Так много ему, ого ? А нам что останется? Ладно, ладно, иду.  Ай, ай, петух-то дедовский клевачий такой! И как с ним только  куры живут. Брысь, уйди. Кыш, кыш! Мне нравится, конечно, на воротах больших стоять. Тут доски такие широкие поперёк прибиты. Ноге удобно. И качаются они здорово. Люблю качаться на воротах. И петух не допрыгивает, ага! Злится так, прямо как дед. Иди, иди к своим курицам уже.
И ничего я не сломала ворота! Я от петуха забралась. Откуда я знала, что петля там одна совсем проржавела….И не качалась. Нет, не качалась! Мой папа все починит.
Пап, а ты куда идешь? За инструментом…Я тоже с тобой в сарай-гараж. Сколько же  тут всего интересного! Не буду, не буду трогать. Да зачем это все деду?  Ой, паааап, ну мне очень же нужна эта старая фара от «Запорожца»! Не знаю, зачем. Но очень нужна. А тебе она зачем? Для цветомузыки? А, ну  тогда ладно, бери. Мне нравится цветомузыка. А какого цвета будет? Свекольного? Знаю, знаю, марганцовкой покрасишь. А можно я покрашу? Ой, ура!
Кто со мной в Подосинки? Тогда одевайтесь. Нет, там крапива и ветки, в шортах и футболке нельзя. Васильков сколько в поле! Потом букет соберу. Вон там давайте в Подосинки спустимся, там заросли поменьше. Ничего себе тут высота какая! И спуски крутые. Забираться обратно будет тяжело. А ручья совсем здесь и нет, смотрите. Прохладно зато. И птицы не поют. Почему, интересно, не поют? Что ты нашел? Ого, жуть какая! Ребя, смотрите, Ванька череп козий нашел. Ух ты, гладенький такой….Рога какие! Домой забрать? Нет, лучше бросить. Да взрослые же не разрешат. Вы же их знаете…Так, надо найти глину белую. Как зачем? Поделки лепить. Её тут раньше много было, дядя Ваня мне рассказывал. О, нашла, нашла! Ничего себе, и вправду белая. Из такой как раз делают всякие глиняные игрушки. Свистульки там дымковские, фигурки разные. Раскрасить – и вот здорово будет! Как покупная. Набирайте, набирайте. Снимай куртку, в нее будем накладывать. А потому что твоя самая прочная, она же из перлонда. И не промокает. А здорово здесь, да? Солнце через листву едва проглядывает, и овраг этот такой глубокий….Ладно, пошли обратно. Мы еще же воду из пруда обещали натаскать.
Вот почему так неудобно всё устроено? С пустыми ведрами – под горку. А вот как с тяжеленным полным ведром – так в горку тащись! Неудобная у нас тут деревня. Одни горы и овраги. По сколько ведер надо принести? Ладно, по десять – это не много. Хорошо, хорошо, знаю. В пруду омуты страшенные.  А зачем тогда нас туда отправляете за водой? Ничего я не развожу. Что такое демагогия-то? Да я просто спросила же…Сколько камыша на том берегу пруда… Только достать неудобно. Там одно болото. Вот посмотреть бы на омут, как он крутит. Что-то ничего тут и не крутит.  Может, и омута никакого тут нет. Выдумки только одни. Вон ветла старая. Так толстый сук сильно разворотило молнией, как лодка стал. Широкий. Там бы посидеть. Ну, я все! Десятое ведерко! Только в колодец старый загляну. Покосившийся весь такой этот колодец, страшный даже немножко. Мох на нём растёт… Ой, ну и пожалуйста!  И рассказывай взрослым! Ну и ябеда! Вон другие не ябедничают.  Они  тоже в колодец заглядывают. А ты - трусишка и ябеда. Вот объявим тебе бойкот – будешь знать тогда.
 А колодец-то и впрямь весь гнилой. Наверное, еще при богачах строили. Вдруг обвалится … Всё, всё, ну-ка, отошли все быстро!
Ну вот. Опять дождик моросит с утра. Зачем вчера воду таскали? Сейчас с крыш натечет, даже через край. Берите удочки, малышня, пошли на рыбалку. Нет, на пруду всегда деревенские сидят. Да и верхоплавок там нет. Мы на речку. Там в дождик много верхоплавок . Все голодные такие, на крошки бросаются. С ветлы старой, которая над речкой, ловить будем. Сначала страшно по ней от берега забираться. А дальше она широкая, и висит, как качели. Почти до середины реки. Вот так!  Не, не свалимся мы. Мы все ловкие.
Да ничего не поймали сегодня. Только вон Пашка двух мальков поймал. Хлеб плохой. На червя надо. И удочки надо новые делать. Эти какие-то старые уже.
А зачем лестница-то на чердак стоит? А мы тоже хотим. Как куда, на чердак же! Ну, раз лестница-то стоит, мы и полезли….Нет, провода не будем трогать. Что мы, глупенькие, что ли совсем?  Осторожно, лестница мокрая. Скользко немножко. И у деда тут вообще все страшно. И провода еще оголенные. Ой, слышите, слышите? Птенцы ласточкины вон там, в гнезде под крышей кричат. А ласточки  - вот они, на провода сели. Мокнут под дождем. Переживают. Куда, куда ты полез???? Нет, нельзя, нельзя их доставать! Ни в коем же случае! Их потом мама кормить не будет. Почему-почему. Потому что ты руки не мыл.
Ой, а здорово-то как на чердаке! Дождик по крыше себе барабанит. А здесь сено, сухо и душно очень. И кофты еще здесь какие-то старые. А это что? Каблук какой-то. Босоножки рваные в сене, и сапоги без молнии…..А зачем деду столько сена-то? Коровы же нет. Смотрите, смотрите, игрушки какие-то! Машинки пластмассовые, зверюшки…Заберем, конечно, заберем. Ну, пригодятся для чего-нибудь. И что, что все ломаные? А мы их возьмем, да и на костре расплавим. Капелки сделаем. Как? На палку нацепим - и в костер. Не знаю, зачем. Просто интересно смотреть. Они плавятся здорово очень. И прямо огнём начинают капать.  Почему нельзя? Да не будет пожара, мы же аккуратно же. Да не загорится ваша баня! Апчхи! Апчхи! Апчхи! Ой, все, я обратно слезаю.
Мам, а здорово, когда зарницы, да? И так хорошо со старого крыльца на них смотреть. Вон как располыхались над Дальним лесом. Ничего еще не поздно. Давай еще посмотрим. Комаров же нет. Ого, видела, как полыхнуло? Вот это да….
Купаться, купаться, ура! Все наши идут! Вот сейчас там будет веселье! Давайте наперегонки с горки к речке. Кто первый.
А что это здесь дачники с того берега делают? У них должны быть свои лягушатники. И мостик этот наши делали. И вообще, пусть катятся….И без них народу – не протолкнуться. Пап, пап, смотри, я уже на том берегу! Ладно, сейчас поныряю за ракушками, и вылезу. И ничего не синие. У меня губы всегда такие. Я мерзляк потому что. Видели, видели, как мой папа с тарзанки сиганул? И не выныривал как долго! Аж до самого мостика под водой проплыл. Это мой папа.
Эх, на речке-то хорошо! Искупался – и греться на берег…Ой, а времени сейчас сколько, кто знает? Да не может быть! Эй, эй, быстро, все из воды, быстро! Бежим,бежим домой скорее! Скорее же! Да вот, вот твое полотенце. Как, как что! Там же уже «Четыре танкиста и собака» начались!
Все вместе за грибами на Ключик?  Чур, я беру желтую пластмассовую корзиночку. Мам, а этот гриб съедобный? Нет, я такого еще не видела. Как-как называется? Подорешник? Дурацкий какой-то….рыжий весь. Скользкий. Вот лисички я люблю собирать. Сразу полная корзинка! И червяков в них нет. Знаю много полянок на Ключике, где лисички. Они солнце любят. Но не сильное. Их как раз вот тут много всегда. Где колея древняя от машин осталась. Тут потому что старая дорога Калужская была. По которой еще Кутузов из Москвы давно очень отступал. А Наполеон с французами за ним наступал. И деревня наша тогда и появилась. Потому что всем спать надо было где-то.
А лисичек  тут – море. Белые грибы тоже красивые. Но их едят червяки. А я червяков боюсь. Фу. И кузнечиков. Да вообще все насекомые противные почему-то. Вот  кошки или кролики хорошие. Я их люблю. И лис тоже люблю. Они пушистые потому что. И цвет красивый – рыжий. Что там тетя Валя кричит? Ого! Норы лисьи в овраге? Ура, ура, сейчас лису поймаем! Нет. А что сразу я? Я не полезу. Там темно. Пусть вон мальчишки лезут. Мы с Женей вообще девочки. Девочки по норам не лазают.
Фуф, устала я за грибами ходить. Зато земляники наелась. И дяде Ване принесла на травинках. Целых пять травинок насобирала. Чем бы заняться-то? Хорошо бы клад найти какой-нибудь. Брошки там разные, колечки блестящие с камнями драгоценными… Наверняка этот клад где-то здесь и зарыт. Французы его случайно забыли. О, точно! Знаю, где клад есть. У деда в малиннике. Там и место подходящее – крапива одна. Спит же дед? Саш, иди, загляни в окно. Мы тебя подсадим. Ну что, спит? Здорово!  Совочки все взяли? 
Пуговицы какие-то все попадаются. Осколки от чашек, тарелки битые. Банки консервные. Нет, это не старинные. Тогда не было таких еще. Проволока алюминиевая…точно, для шпонок как раз пригодится. Пооткусываем кусачками и загнем.  Когда самострелы свои доделаем. Ну, может, завтра и доделаем.
Что-то такое круглое попалось, интересное что-то. Так. Надо почистить. Ого! Монета! Монета! Я монету нашла! Нет, не царская. И не иностранная. Тридцать второго года. Советская. Зато большая. Пять копеек. Надо дальше искать. Так интересно!
Конечно, мы за молоком сходим. В Жуковку. Вот только ноги сейчас все вымоем, и сходим. В Жуковке всегда котят много. А собак совсем нет. Гуси раньше были в Жуковке очень клевачие. Гонялись за нами всегда. Теперь что-то не видно их. Наверное, умерли.  Красиво как вокруг. Идем поверху, по тропинке. Внизу речка наша с ветлами. Солнце садится. Даже от травы теперь тень на тропинку ложится. И воздух уже не жаркий. Вечерний воздух, свежий.
Можно котят ваших погладить? Ой, маленькие какие! Пушистые! Жалкие такие! Да нет, нам не разрешают. Вообще-то у нас дома в городке есть уже кот. Он без глаза одного. И у них в Болшево кот тоже есть. А у других родители почему-то против.  Не знаю сама даже, почему. Молоком здесь у вас так вкусно пахнет. И навозом немножко.
А лопата такая длинная зачем? Смешная такая. Что чистить? Родник наш чистить? Ух ты! И мы с вами! Не будем, не будем близко подходить, хорошо. Там же болото кругом, да-да. Ух, как  неудобно-то такой длиннющей лопатой песок выгребать. Вон как все наши взмокли.  Да, они все такие сильные. Это же наши папы! Только дед один не выгребает. Ишь ты, стоит, покрикивает. А сам бы попробовал бы! Только  и знает, что командовать себе целыми днями,  да спать. Да и он вообще маленький такой, дед наш. С меня ростом. И худой такой - жуть.  Вся одежда на нём  прямо висит. Но сердитый очень. Потому что маленький, наверное.
Кого, кого там в песок засосало???? Дядю Борю? Совсем засосало-то? А, не сильно, только по сапоги….Не бегите, не бегите. Только по сапоги.
А через болото у деревенских - шалаш. Им-то удобно снизу деревни туда ходить. А у нас – болото. Вот найти бы их второй шалаш. Где-то недалеко они его сделали, прямо в земле. Землянка называется. Пошли искать? Нет, на нашей Гришиной горе нету шалаша. Мы искали уже. Где же он может быть-то? Может, где к речке спуск?  Ого, не люблю я здесь лазить. Очень гора здесь крутая. И держаться совсем не за что. Кустов потому что нет. Только липы толстенные. А внизу  - болото. Пиявки там есть. Жирные такие, длинные, черные. Гадость. Только бы туда не свалиться. А то они как вопьются под кожу….
А, смотрите, смотрите! Вот же она, землянка! Вот это да…Я такую ни разу не видела. Она же прямо настоящая! Какие в войну были! Часть горы срыта, там бревна вкопаны, крыша тоже из бревен. И сверху – земля. И вообще никак не увидеть землянку. Ни сверху, ни снизу. Если только прямо вплотную подойти. Как вот мы сейчас подошли. Пойдем внутрь? Жутко, ага. А вдруг там как раз деревенские сидят? Они нас побьют еще ….Но мы же маленькие. Не побьют. Открывайте.
Ну, красота-то здесь какая! Стол деревянный, скамейки крепкие. Лампа керосиновая на столе. Не трогать! Откуда у тебя вообще спички? В детском садике нашел? Ага, конечно….Нет, ничего не будем поджигать. Нет, и костра не будет. Все, уходим. Вдруг кто придет сейчас?
Какая красочка красивая, оранжевая такая! Не краска? А что? Как-как называется? Олифа….И название красивое очень. А зачем? Что завтра будем красить? «Запорожец» будем красить? Весь-весь? Он что, весь будет прямо оранжевый? Ааааа, днище только…Ладно, все равно здорово! Ой, а дядя Ваня на чем же пока будет ездить? На мотоколяске своей старой из гаража, да? Ну, жалко….Я бы на ней покаталась бы. Такая она смешная, мотоколяска эта. Даже и на машину не похожа. Как ненастоящая. Только три колеса у неё, и то какие-то маленькие. Как у самоката. И места внутри мало совсем. Зато крыша тряпичная убирается, если вдруг жарко. И задвигается обратно, если, например, дождь пошел. Мне мотоколяска эта очень-очень нравится. А дяде Ване вот «Запорожец» больше нравится. И папе моему тоже. Папа на нем ездить учится. В городке у нас, где ФИАН и людей нет. А я всегда с папой езжу. Потому что мне запах от бензина очень нравится. И журналы с правилами движения нравятся очень. Такие там картинки красочные! Машины разные цветные. И знаки дорожные такие все круглые и треугольные. Яркие. Вот бы их вырезать и наклеить бы куда-нибудь ….
 
А где вы будете «Запорожец» красить-то? На эстакаде? А почему не на эстакаде? Как это – сначала переворачивать машину? На один бок переворачивать? Ого….А эстакада у нас хорошая. Широкая, крепкая. Она прямо у дороги стоит, в малиннике. Только не за забором, а прямо на улице. Но все равно там только мы играем. Это же наша эстакада. Вокруг малинника дорога есть, маленькая такая. «Вокруг помойки на завод» называется. Не знаю, кто назвал.  Я там училась на велосипеде кататься двухколесном. Не страшно падать совсем. Трава большая, и не больно поэтому. А с эстакады еще малину удобно есть. Когда тетя Нюра не видит.
Мам, а почему тетя Нюра злая такая? И головой всегда трясет….И что – старая? Дед вон тоже старый, а не трясет. Несчастная она? А почему? Одинокая потому что….А зачем же она тогда вас из дома выгнала, если ей одной-то одиноко? Жили бы вы все вместе. И тогда головой бы она не трясла так….И что, что вы ей не родные. Она же теперь тут живет. А я еще видела, как она с нашей грядки морковь дергала. У неё своих же грядок полно. А она – с нашей…. Скорее бы завтра. «Запорожец» наш «на попа» будут ставить. Это не на человека такого, конечно. Это так на бок называется.
Ой, народу сколько собралось! И соседей всех позвали. А наши папы сами, что ли, не справятся? Ну да, когда больше народу, то проще. Отошли, отошли мы уже подальше. Поднимают, поднимают за один край нашу машинку,смотрите! Только бы она не упала бы. Там как раз папа мой стоит. Здорово как! Поставили на один бок. Подперли досками, чтобы не перевернулась. Правильно. Давайте, давайте скорее красить! Я тоже хочу! Почему это еще нет? Дырки в днище надо заварить? А что, откуда там дырки-то…. Ух ты. И вправду дырки. Да такие большие. Моя рука даже пролезет. И откуда появились-то? А как это – заваривать? А, это таким аппаратом, где маски страшные? Ладно, конечно, не будем смотреть. Что мы, дурачки, что ли. Это же вредно смотреть на сварку. Это только в маске можно….
Красивое дно получилось. Совсем без дырок. Оранжевое такое. Я тоже помогала! Дядя Ваня теперь так обрадуется! Он же только на машине ездит. Ходить потому что не может. Болеет. Прыгнул в речку, когда молодой совсем был. И позвоночник свой сломал. Мне его очень жалко бывает. Он у нас хороший очень. Добрый. И живет с нами. Потому что у нас в квартире три комнаты. А у тёти Раи только две. И у тёти Тани две. А у тети Вали вообще одна только. Мне нравится, что дядя Ваня всегда книжки мне читает. И в «виселицу» мы с ним играем, когда родители в кино ушли. Это надо слово по буквам угадывать. Кто не успел – тот «виселица». Я люблю в коляске дяди Ваниной сидеть. Там большие колеса, и сиденье мягкое.  Так кататься по комнате здорово! Мне бы такую.
Только иногда я на дядю Ваню злюсь очень здорово. И обзываюсь дураком. Он говорит, что я пятками по полу сильно стучу. А я не специально. Я хожу просто так. Потому что босиком.  И еще он кошек совсем не любит. Ему всегда почему-то кошачья шерсть попадается в рот. А мне вот – никогда….
У тёти Нюры тоже кошка есть. Муська. Очень красивая. Пушистая. Только она нас боится почему-то. И деда нашего тоже боится. Он её не любит. Хотя она мышей хорошо ловит. И на крыльцо складывает. А раньше на подушку деду их приносила. Она мышей из подвала носит. Подвал в доме очень большой. Мы туда любим спускаться. За картошкой там, или за огурцами. Только не одни, конечно. Со взрослыми. Там большие закрома для картошки, моркови, свеклы. Много закромов. Стены кирпичные. Холодно там всегда. Даже сейчас, летом. Мне нравится в подвале. А печка в доме почему-то не нравится. Грязно очень на ней. Сухари всегда там какие-то сушатся. Крошки острые очень.
Ну и жарень же сегодня! А купаться нас одних не пускают. И взрослые все чем-то заняты. Ну и пусть. ….Давайте в брызгалки играть. Берите все свои банки из-под шампуней и - айда, полезли на бочку дедовскую. Только осторожно, чтобы не сорваться. И не перегибайтесь через край. Мырнёте еще в неё, и не достанешь…Бочка  полная как раз.
 У меня флакон от шампуня. Самый большой. И пахнет очень вкусно. Я могу даже до крыши добрызгать. Ну, мы сейчас и разрисуем стену водой! Водичка прохладная. Пузырьки из баночек бегут весело – это вода потому что набирается. Хорошо-то как! Вот, смотрите, у меня выше всех вода брызгается!
Да тёть Рай, да почему нельзя брызгать-то? Мы же не на людей же. Как это - вода зацветет? От грязи? Так у нас и руки-то чистые. И банки вообще от шампуней! Еще быстрее зацветет…..Эх, ничего-то тут нельзя. Глупые какие каникулы…
Смотрите, смотрите, там коршуны над полем кружат. Красиво. Такие большие. На мышей охотятся. Вон, замер один на месте. Прямо не двигается. Как будто висит. Идем на Гришину гору. Луки себе срезать. Наши все поломались. На Гришиной горе хороший орешник. Ровный. Можно и удочку сделать, и лук. У меня ножик складной есть. Сейчас засечки сделаю на палке с двух сторон, и леску натяну. Готово. Еще стрелы надо наломать. И наточить как следует. Будем на коршунов охотиться. Давай, давай помогу.
Вечер уже. Прохладно стало. На скамейку перед домом идем сидеть. Ой, как раз и бабушка Лена Еленина соседская гулять идет. Она вся большая такая. И передник  у неё большой. На животе всегда висит. А там в кармане - конфеты. Угощает нас всех. Добрая бабушка! Мы её любим очень-очень. У неё и кошка тоже добрая. Росы-то как много… Завтра снова жарко будет. И солнце тоже хорошо село. Не в тучу.
Ну вот, и все эти приметы врут! Дождик с утра капает снова. Противный, мелкий. И душно так! А Паша с Женей что там читают? Правила учат? По русскому языку? А зачем? Ведь каникулы…... Да, эти я знаю правила. «Жи и ши с буковой «и». Только это глупости все. Как почему? Потому что зачем «и» писать, если там «ы» слышится-то? Ну, вот и глупости. И кто только правила эти напридумывал. Ленин, наверное. Вот дурак какой. Напридумывал, а нам одно мучение теперь….
 
Скорее, скорее на улицу. Тётя Клава баллон выкатила. Прыгать будем.  Баллон огромный, черный. Из огромного колеса его вытащили. От какого-то самосвала, самого большого в мире. «Урал», кажется, называется. Ну, не знаю. А прыгать на нем здорово.  Аж дух захватывает. Мы все тут прыгаем. И старшие, и малышня всякая. Ай, горячо уже пяткам. Нагрелся уже баллон на солнце. Переворачиваем. Не свалиться бы, а то ногу вывернуть можно нечаянно. Напрыгаемся, и будем в серединке сидеть. Придумывать что-нибудь. И игрушки никакие не нужны. Хорошо!
Ой, мне же еще пол надо в кухне вымыть.  Чуть не забыла тут с вами. Ладно, кухня маленькая, я быстро. Тоже мне, наставили тут всего. Банки какие-то, ведро большое с водой. Кипятиться вода, что ли? Кипятильник в ведре висит. Пузырьков вроде нет. Интересно, горячая или нет…Потрогать пальцем? Ого! Палец из воды прямо как вытолкнули! Вот это да! И палец не мокрый совсем…И вода такая….густая как будто. Как мёд. Хотя с виду – совсем обычная. Из колодца. Наверное, кипятильник-то работает все-таки. Ага, точно! Вон, в розетку под потолком включен. И как меня током-то не стукнуло? Ладно, пойду обратно на баллон прыгать.
Днем на жуков идем. Они к обеду все на картошку вылезают. Просыпаются. Голодные. Дайте керосину, в банку консервную немного налью. И жуков туда. Они из керосина не могут вылезти. Из воды, например, очень даже запросто вылезают. Очень хитрые эти жуки. И живучие – ого! Американские потому что. Люблю, как керосин пахнет. Как в гараже. Надо же, полосатых жуков сколько. Даже больше, чем красных.  А это чья тут банка с жуками в картошке? Эй, кто вчера банку тут оставил? Она и упала еще….Жуки все из неё уже сбежали.
За кукурузой пойдем? Ну и что, что далеко. Зато путешествие. И речка там мелкая. Ручеёк прямо, а не речка. Среди старых вётел течет себе…Камешков там красивых много-много. Идем, пока еще не очень жарко. Мы и перекус взяли. Помидоры, соль и хлеб. И нормально. Только, чур, не отставать!
Вот это кукуруза! Высоченная….Эй, от меня не отходить. Заблудитесь еще. Тут это запросто. Нет, я есть не буду. Не люблю я кукурузу. Меня тошнит после неё почему-то. А вот собирать очень люблю. И вот эти «волосы» кукурузные мне очень нравятся. Как мочалка или парик. Здорово. В куртки складывайте, в куртки. Так, все на месте? Давайте перекусим, и домой. А здоровское путешествие получилось!
Мы же отпросились! Мы же сказали, что идем на самое дальнее поле. За кукурузой же! А почему я должна его с собой брать, Мишу этого? Он вообще маленький еще. Не дошел бы. Изнылся бы весь.  Ага! Мы так один раз уже с ним ходили. На Ключик. Так и не дошли. Он устал быстро. И назад запросился.  Ну конечно! Из-за него поход отменить надо было? Еще чего! Наглость-то какая! И ничего я не должна! И вообще, он противный. Вечно ему игрушка нужна именно та, что у меня в руках. Не дать если - орать начинает сразу. А отдашь, так ему она уже не интересна становится. Ему  уже другая нужна, которой я уже играю. Снова ноет. А я вот и не отдаю. Пусть орет хоть до утра. Вот так. Хватит. Конечно, он плакать начинает. Мама прибегает. Называет меня фашистиком и вообще никчемной сестрой.  Сами вы все фашистики. И никчемные. Только Мишеньку своего любите. И вообще я вам не родная. Мои родители настоящие меня перепутали в роддоме. Они вот хорошие, добрые. А вы - злыдни. Ну и целуйтесь со своим Мишенькой.
А пошли за маком сушеным? К тёте Нюре. У неё такие огромные головки маковые на гардеробе сушатся!  А мак сухой – ох и вкусный! А я знаю, я залезала туда. Видела. На гардеробе, около окна. И зачем он ей-то? Она же и булки с маком не печет никогда. 
Так. Вы здесь оставайтесь. У двери. Караулить будете. Если кто пойдет – сразу кричите! Так. В доме, кажется, никого? А-а,  нет! Дома эта тётька Нюрка! В комнате своей с иконами сидит. И зачем ей эти иконы все?  Жалко как…Ладно. В другой раз обязательно залезем.
Почему нам мак нельзя есть? Он же вкусный. Так у неё полно этого мака!  Вот глупости какие! Не даст она. Потому что жадная. И просить не стоит. Лучше тайком взять. Не воровство. И ничего не воровство! Это приключение. И вообще, что это вы её защищаете? Всех самых противных защищаете. А нас только ругаете….И не буду я вас слушаться. Вы своим детям говорите. А я вас не слушаюсь. Не вредная я. И ничего я не злая. Я просто на вас всех с детства сердитая. Почему-почему. Потому что мучали меня вы все в детстве. Вот почему. Себе-то детей тогда еще не завели. Ко мне все приставали….Как? А кто мне всегда колготы узлом связывал? А щекотал меня кто всегда, а? Конечно, я тогда одна была на вас всех.
Что это там привезли? Вон, вон, в грузовике. На улице. Красные такие баллоны. Большие. А, газ привезли? Для плит газовых? А не взорвутся? Нет, я не буду учиться их включать. Неа. Я боюсь. И розеток я тоже боюсь. Потому что как только провод от телевизора втыкаю, так из розетки сразу огонь синий вырывается. Дым. Треск стоит – жутко! Замыкание называется. Я очень замыканий этих боюсь. А вот и не верьте. Всегда у меня розетки замыкают. И дома в городке тоже. Я и утюг даже боюсь включать. Все розетки у меня дома сломаны. Папа постоянно чинит. А и не знаю, почему.
Шалаш, шалаш! Будем делать шалаш в черёмухе. Черемуха густая, заросли целые, и корни даже из земли свисают. Потому что там горка. У всех будут «квартиры» и на ветках, и на земле. Два этажа как будто. Чур, моя черемуха вот эта, самая толстая. Где веток побольше. Надо только лопату взять, чтобы в земле у корней вырыть.  И брёвнышки принести, чтобы сидеть.
Вечер. Идем в «вышибалы» играть на улицу. Я самая ловкая, меня трудно выбить.
А мы крота дохлого нашли. Пашка нашел. На Гришиной горе, внизу. Около третьих дубов. Там немножко болото, но не сильно. Кротик маленький такой. Пушистый, черный. Прямо как бархатный. Конечно, Пашка ноги промочил. Я же и говорю, что там чуть-чуть сыро. Да ничего страшного. Переобуется.
Мам, а что это за еще одна бабушка в дедовском доме сидит? Старая совсем. Это кто? Кто-кто? Тёти Нюрина мама? Как это? Тёть Нюре самой же почти сто лет же. А это еще и её мама? Аааа, не сто. Шестьдесят всего…..Ну, это почти столько же. Интересно как. И совсем они не похожи. Тётя Нюра большая, толстая, злая такая. И глаза всегда на выкате. А эта бабушка маленькая, сухонькая вся. Тихая. И глаза у неё добрые. Только усталые очень. Мне её жалко почему-то. Сидит она себе в уголочке за холодильником, на стуле. Целый день сидит грустно и молчит. Согнулась вся. Руки сложила, и думает. Не спит? Нет, не спит. Руки какие у неё страшные. Большие, сухие все. Как кора на дубе. А колечко на пальце какое красивое! С камушком фиолетовым. Попрошу её, может, подарит?
Пчелы, пчелы у соседей роятся! Я первая услышала, что гул какой-то стоит. Разбегайтесь все быстро! Пчелы сейчас злые. У них охранники специальные есть. Летают и на всех нападают. Если в волосах запутается – все, обязательно укусит.  Даже и спокойно если идешь – все равно нападет. Надо убегать, прятаться. А то вон дядю Володю тогда укусила пчела. Он распух даже весь. В больницу его отвезли. В больших очках тети Наташиных. Чтобы не так страшно было. А мы в гардеробе прячемся. В даче. А дед наш пошел к соседям. Ругаться. Ну и задаст он им сейчас! И правильно! Пчел надо на хуторе разводить. Где людей нет. А не в деревне. Ох и кричит же наш дед как! Даже на другом конце деревни слышно. Он у нас молодец.
Идем с папой на речку. Загорать. Надолго, даже с перекусом. И малышня вся с нами. Потому что на лягушатник идем. Там мелко. И плавать они будут учиться. У всех круги надувные, красивые.  На лягушатнике песочек посередине. А если вбок отойти – там уже ил один. И пиявки.  Плескаемся кто громче. Потом - на покрывало, греться.  Улитки на осоте высохшие. Это после дождя их нанесло. Собирать не буду. Они пахнут плохо. Пап, а давай завтра на другой  лягушатник сходим. Который у хуторского мостика, а? Почему нельзя? Собаку дохлую там нашли? Зараза в воде может быть? Ничего себе…
Сидим на костре. Ночь. Прохладно, конец июля.  Звезды уже падают. Надо желания загадывать. О, вон одна упала, чур, моя! Загадаю себе много золотых колец. Чтобы на каждом пальце по кольцу было! А вон спутник ползет по небу. Медленно так. Красиво очень. А идемте Краинских пугать? Они, небось, тоже костер сейчас жгут. Что такие все ленивые-то! Ну и что, что на другой конец деревни. Мам, а почему они – Краинские? Это фамилия у них такая? Аааа, потому что на краю деревни живут….А вас как в детстве называли? Галины? Потому что бабушка была – Галя, да? Как это она не Галя была? Агафья? А я и не знала даже….Ого, еще и Еленины – потому что бабушка Лена? А еще кто? Сонины, Верины….Здорово. А вот Коровушкины и Лисицыны? Это уже настоящие фамилии…..Понятно. У Лисицыных дом красивый. Большой. Каменный. Мне очень нравится. Деревянные дома я не люблю почему-то. А вот каменные люблю. Два этажа там у них раньше было? И чайная у них там была даже? А, до революции еще. Здоровско…А куда сейчас все это делось? Заставили разобрать? Кто их заставил-то? Власти заставили? А почему так? Почему нельзя, чтобы чайная была, и чтобы два этажа было? Вот еще, глупости какие! Что за власти-то такие дурацкие! Это же не ихний же дом. А Лисицыных. Как же так-то? Я бы не стерпела!
Змея воздушного идем на поле запускать. Папа купил. Такой этот змей красивый, желтый в полоску. И хвостов много, шуршат приятно так. Хорошо, что ветер на поле есть. И сильный. Вон, вон как змей сразу взвился вверх! И ныряет, ныряет прямо в воздухе! Ого, а сколько васильков-то в поле! Я лучше букет буду собирать. Змей, конечно, тоже интересно. Нот васильки такие красивые!
Не, я просто в душике ополоснусь.  Потом. Когда все попаряться. Нет, я париться не буду. Не люблю вообще баню. Все тётки голышом сидят, как не стыдно? И такие все толстые-претолстые. Противно даже. А уж духота там какая! Я сразу задыхаюсь. А вот душ я люблю. Очень даже.
Хорошо, с утра идем в Клоково. Там старое кладбище. Но я его боюсь. Не люблю. Зато там родник такой! Чистый-чистый. Холодный, как лед! И камешки красивые на дне. У меня все карманы уже набиты. А еще там школа старая. Два этажа всего. Кирпич серый. И мох везде на стенах. От старости. Вот бы там полазить! Но не разрешают….Там мама моя училась.
Давайте в бадминтон играть на улице. Пока ветра нет. И ничего ракетки не плохие. Вот так руками сетку поправь, и воланчик не будет застревать. Эх, да, у меня тоже застревает….Надо ракетки новые. Ну, ничего, так тоже можно. Главное, чтобы волан на березе не застрял. Если, например, на яблоню упадет – туда залезть можно. Конечно, дед ругаться будет….А вот береза высокая. Если на березу упадет - вот тогда уже точно все. Туда никто не залезет уже.
А это чья фотография у деда в комнате висит? Его родителей…Понятно. Такие одинаковые. Ну, похожи друг на друга. Лица вытянутые, худые. Вообще все старички одинаковые. И бабушки все на одно лицо. Ну, только глаза различаются. Есть узкие, а есть выпуклые. А где эти его родители жили? Здесь, в Конюшково? А где? Это где такое село - Милеево? Под Хвостовичами….Смешные названия какие. А мы давай туда поедем? Ну, просто посмотрим. Почему родни там не осталось? Куда угнали? В Германию? А, это когда война была….И бабушку Агафью тоже угнали? Ничего себе…. Вместе с дядей Ваней и дядей Сережей? Ого….Ну да, они тогда же как я были, школьники. И еще трое детей маленьких тогда у бабушки было….А где они сейчас? В лагере умерли, от дизентерии….Жалко как…Маленькие ведь совсем. И всех-всех из Милеева угнали? А вернулась только бабушка и дяди мои? Вот гадские немцы-то какие! Их всех надо убить.
 А зачем людей в Германию угоняли? Аааааа, чтобы они там работали. А бабушка там что делала? Помидоры выращивала? Прямо в лагере выращивала? И домой нельзя было уйти?
Так ведь и после войны бабушка же в поле работала. За трудодни какие-то. И тоже домой нельзя было уйти….А потом что было? Американцы лагерь освободили? И почему бабушка в Америку не уехала? Как это -  зачем. Там же интересно! И одежда у них красивая вся.  И дома такие большие, двухэтажные, каменные.  И машины….А, домой ей очень хотелось… А я бы вот уехала….И ничего я не глупая. Здесь все некрасивое, а там – красивое.
Айда на трактор старый. Играть будем. Жалко, что он не заводится. И борона у него сзади есть. С рычагами. Там лазить здорово. Дедушка наш трактористом был раньше. И председателем совхоза. И телевизор купил, когда мама еще маленькая была. Телевизор маленький такой был. С тарелку размером. Ни у кого в деревне телевизора не было. А у деда нашего - был.
А ты где спички взял? На кухне стащил? Ребза, на Гришину гору идем, костер жечь. Сашка спички стащил. Молодец какой! И вон игрушек старых наберите. Будем капелки делать. Палки там наломаем, орешника везде полно. Здорово как капает, шипит еще так! Только далеко от костра не носите. А то еще пожар будет….Ой, ой, Пашка себе на ногу, на ногу прямо  капнул! Что делать? Случайно, конечно, капнул. Ничего себе, даже ботинок насквозь прожег! Скорее домой бежим. У него же нога вся распухла уже! Ну и достанется нам….
Ногу теперь ему отрежут????? Как???? Ничего мы не брали…. Спички? Нашли. На Гришиной горе. Дрова насобирали. А с ногой Пашкиной….Ну, это случайно так получилось же. А ногу-то ему ведь не отрежут же, нет?
Дождь снова на улице. О, здорово, тетя Таня нам читать будет. Мы и сами все, конечно, умеем. Но слушать тоже интересно. Успенского, Успенского давайте читать. Про дядю Федора. Очень смешная книжка, просто замечательная! Тетя Таня сама смеется  сидит, аж до слез.  Я вообще читать очень люблю. Сказки нравятся разных народов. Немецкие особенно. Потому что там все по-справедливости. Злодеи всегда получают по заслугам. Их всегда казнят. Как положено. Сделал если плохо – все, будешь наказан как следует. Оторвут руки и ноги. А русские сказки не люблю. Там всегда злодея поругают-поругают, и отпускают на все четыре стороны. Это неправильно. Вон в «Царе Салтане» ткачиха и повариха сколько гадостей сделали. А их просто взяли, да и отпустили. Нет. Так нельзя. Это не по-честному.