Волга-рав и Каспий. Мордовская легенда. Пересказ

Максим Антошин
Давным-давно в стране Высокого Солнца, на юге, жил могучий богатырь по имени Каспий. Роста он был огромного, грудь и плечи имел широкие. При этом красив был Каспий как никто другой: лицо смуглое, волосы густые, чёрные, глаза карие — взгляд насквозь пронзает. Ездил богатырь Каспий на огромном вороном коне, столь же могучем и столь же красивом, как его наездник.
А неподалеку от Каспия, в сторону страны Белой Ночи, на севере, жил другой богатырь по имени Рав. Он также был могуч, тоже очень высокого роста, может даже, выше Каспия, и тоже очень красив: станом стройный, как сосна, светловолосый, а глаза голубые, как ясное весеннее небо. Был он таким тяжёлым, что ни один конь не мог выдержать его. Ходил пешком, и когда шёл, земля дрожала под его ногами.
Жили богатыри до поры, до времени в мире и согласии. Но пришла и поселилась неподалеку девушка, тоже высокая, сильная, и при этом красоты неописуемой. Люди говорили, что красоту ее можно было бы сравнить, пожалуй, с красотой утренней зари. Звали эту девушку Волгой.
Увидел её Каспий и сказал:
— Эта девушка моя. Я женюсь на ней.
Встретил её могучий Рав, и тоже сказал:
— Это моя половина, я женюсь на ней.
Долго спорили богатыри, но так ни о чём и не договорились. Тогда Рав сказал Каспию:
— Давай спросим у самой девушки.
Пришли они к Волге и спросили, за кого из них она выйдет замуж?
— Я пойду за самого сильного, — ответила девушка. — Мне нужен сильный муж, чтобы дети были здоровыми и такими же сильными.
— Я сильнее! — сказал Каспий.
— Это ещё нужно проверить, — ответил Рав.
Сошлись тогда в схватке два могучих богатыря. Так бились они, что земля дрожала, тучи на небе раскачивались, рыбы ушли на глубину, птицы улетели высоко в небо. Силён был Каспий, но Рав оказался ещё сильнее. Победил он богатыря Каспия.
Тогда Волга встала рядом с Равом, а побеждённый, хмурый Каспий вскочил на своего вороного коня и ускакал в страну Высокого Солнца.
А Рав и Волга зажили счастливо. В первый же год родились у них две дочери Ока и Кама. А потом родился сын Большой Иргиз, затем Сок, Сура. Потом родилась дочка, точь в точь на отца похожая. О ней говорили: «Это сама Ра» — и тогда имя ей дали Самара.
За долгую жизнь много детей у них родилось, у детей тоже дети родились. В роду Рава и Волги сыновей-дочерей, внуков и правнуков было больше четырехсот.
А смуглый красавец Каспий жил один. Ни жены, ни детей у него не было. Завидовал он Раву и ругал свою судьбу, за что тогда она не помогла ему победить Рава.
«За это время я стал более богатым, более сильным, чем Рав, — думал он. — Теперь я имею право владеть самой красивой женщиной, Волгой».
Призвал тогда Каспий своих помощников. Песчаные бури, ветры-суховеи, зной, жара — все пришли к нему.
Повёл свою рать Каспий на земли Рава. Далеко зашёл.
А Рав не стал дожидаться, пока злой Каспий иссушит суховеями его земли, переломает бурями леса, сам вышёл навстречу Каспию и вступил с ним в бой.
Долго сражались богатыри. Ни на шаг не отступил Рав. А Каспий всё пятился, пятился и наконец, загнал его Рав в огромную глубокую впадину. Вокруг — горы каменные — больше некуда Каспию деваться. Тут-то Рав и ранил Каспия в грудь. Полилась из раны не кровь, а иссиня-зелёная вода. Столько набралось воды, что заполнила она всю впадину. Подул тогда свирепый ветер, побежали по глади воды высокие седые волны — злился, негодовал побеждённый Каспий.
Это огромное скопление воды люди назвали Каспийским морем. Во всем похоже оно на своего прародителя: хмурое, суровое, а начнёт бушевать — идут большие волны по его поверхности.
Недолго после смерти богатыря Каспия прожил и Рав. Умер он от ран, или просто старость подошла, никто об этом не знает, но как только перестало биться его сердце, тут же умерла и Волга. Недаром в таких случаях люди говорят, что жена — половинка мужа и что на двоих у них одна душа.
Весть о смерти Рава и Волги разлетелась по всей земле, от Каспийского моря до страны Заходящего Солнца. Горькими слезами заплакали дети, внуки, правнуки и праправнуки Волги и Рава. Все они пошли к родительскому дому, и вслед за ними тянулись реки, речушки и ручейки. А когда они пришли, катилась за ними прекрасная широкая река. Приняла эта река в себя тела Рава и Волги и стала могучей, как Рав, и красивой, как Волга.
С искренним восторгом смотрели люди на эту реку, и каждый по-своему выражал его. Одни говорили: «Величавая и красивая, как сама Волга», и называли реку Волгой; другие видели в ней силу и благородство Рава и говорили: «Точно как Рав» и называли Равом. А впадает эта прекрасная река в море, которое люди назвали Каспийским.