Кибуцы Израиля или легко ли жить в раю

Аникеев Александр Борисович
      На фото: тот самый сарай первого кибуца, который был снесён ветром.

      Кибуц — сельскохозяйственная или мелкопромышленная коммуна в Израиле, характеризующаяся не столько общностью средств производства, сколько общностью средств потребления и некоторым равенством в удовлетворении насущных потребностей при их удовлетворении, а также требованием к общественно необходимому труду, который необходим для удовлетворения этих потребностей.

      Кибуцы – это особенность Израиля, ибо именно в этой стране появились первые  сельскохозяйственные коммуны, которые на первых порах характеризовались общим имуществом и равенством всех ее членов в труде и в потреблении производимых средств для жизни. Но сейчас уже есть несколько видов кибуцев. Кибуцы в Израиле делятся на общинные, традиционные, городские кибуцы и на обновлённые, в которых прошло только частичное обобществление внутреннего уклада.

      Эти частичные изменения в кибуцах произошли вследствие изменений в израильском обществе, вследствие изменений в законах о кибуцах, которые затрагивают как уклад их жизни, так и их участие в нынешней экономике Израиля. Сегодня в нескольких городах Израиля здравствуют и развиваются несколько городских кибуцев. Городские кибуцники на основе трудовой кооперации в виде некоторой изоляции от городских властей как отдельный городской муниципалитет, селятся в одном доме или в нескольких соседних домах при  соблюдении некоторых принципов кибуцной системы жизни: у них собственные ясли и детский сад, совместный досуг, общая казна, столовая, система экономической взаимопомощи, свой магазин при столовой, куда вход по специальным пропускам и т.д. Вряд ли это явление станет быстро распространяться, но сам факт их возникновения говорит о том, что разговоры о смерти кибуцной идеи пока преждевременны. 

      (Принцип китайских городских общин пяти обеспечений -

       http://www.proza.ru/2011/12/01/923)

       Роль кибуцев в создании государственности Израиля оказалась очень велика и главной их задачей было создание класса земледельцев, которые были бы способны обеспечивать еврейское население страны всей необходимой сельскохозяйственной продукцией, но кибуцы Израиля с этой задачей прекрасно справились. В относительно короткий период времени, новые репатрианты, новые жители кибуцев, только часть которых проходила специальное обучение и подготовку в учебных фермах, создали в Израиле мощное высокопродуктивное сельское хозяйство, которое по производительности и качеству продукции не уступает странам с развитой многовековой традицией земледелия и животноводства.

       Многие считают, что кибуцы Израиля это объединения типа советских колхозов, но это далеко не так. Они очень отдалённо напоминают советские колхозы, ибо кибуц — это не просто тип трудовой занятости с хорошо отлаженной, справедливо и планово организованной системой трудового соглашения и социального благополучия его жителей, но и своя индивидуальная система распределения социальных благ и получаемых доходов, определенный образ мышления и, как следствие, своего неповторимого образа жизни.  Современные кибуцы Израиля не похожи один на другой, в каждом действуют свои собственные, коллективно устанавливаемые, уставы и правила, а с течением времени они могут значительно меняться и подвергаться коррекции. Кроме того, далеко не все современные кибуцы занимаются исключительно сельским хозяйством, не менее распространены общины, специализирующиеся на промышленной переработке сырья, на туризме, на мелкосерийном промышленном артельно-кооперативном устройстве производства с сильными связями и договорами с крупными промышленными предприятиями из разных стран мира и прочее. 

      Кибуцы зародились в Израиле в первых годах XX века. Они стали инициативой молодёжи, прибывшей на "Землю Обетованную" во время второй волны репатриации. По большей части, это были юноши и девушки из Восточной Европы, многим из которых были близки идеи справедливого устройства общества, что согласовывались с идеалами еврейских пророков, мыслителей и философов  социально справедливого устройства общества. Кроме того, молодые люди видели в сельскохозяйственном труде залог возрождения и развития еврейского народа и хотя современные кибуцы очень сильно отличаются один от другого, изначально молодёжные объединения базировалась на общих принципах. Первое и самое главное — принцип коллективного владения и управления всеми средствами производства, но никак не личным имуществом друг друга! А вот равенство в правах, в свободах, в соблюдении определённой дисциплины и в потреблении необходимого каждому для своего морально-нравственного, интеллектуально-духовного и физического развития это обязательное условие в жизни всех кибуцников!

       Все решения по жизни и развитию членов общества в кибуце принимались коллегиально, женщины были уравнены в правах с мужчинами, а деньги, заработанные кибуцем, тратились на общественные нужды. Таким образом, предполагалось, например, что у членов кибуцев не возникнет необходимости строить личное жильё — оно будет строиться на общественные средства и выделяться общиной, деньги необходимые на образование детей и здравоохранение тоже будут общественные,  вместо индивидуальных кухонь общие столовые, где каждый член общины за свой общественно необходимый труд на общих основаниях имеет право на доступное для всех членов коммуны питание. Планировалось, что зарплату члены кибуцев будут получать на такие нужды, как одежда и личные необходимые каждому принадлежности в местном магазине как, например, в армии.

      В ряде молодёжных объединениях считали, что лучше, если дети живут, воспитываются и получают полноценное питание и образование в школе местного кибуца, общаясь с родителями по выходным, а их воспитанием занимаются квалифицированные  педагоги по типу  круглосуточных детских садов или школ продлённого дня.

      С точки зрения труда все оказалось тоже крайне непросто, ведь превратить голую пустыню в цветущий сад — сложная задача даже для опытного агронома, а тут за дело взялись юноши и девушки, многие из которых о сельском хозяйстве знали лишь понаслышке. Тем не менее, если к началу Первой мировой войны  кибуцев было всего восемь, то по официальной статистике 2001-го года в стране насчитывалось около 220 кибуцев, в которых проживало более 115 000 человек!

      Коммуна, возникшая в 1910 г. недалеко от озера Кинерет, позже названная "Дгания", что значит пшеница, считается первым кибуцем. Начальные условия жизни в нем были тяжелейшими - палатки, каторжный труд от рассвета до заката, и более чем скудная пища. Все это усугублялось еще и тем, что еврейские поселения в Палестине периодически подвергались нападениям арабов. Поэтому кибуцам приходилось отвлекать силы и средства на создание отрядов самообороны и строительство оборонительных сооружений. Юрий Штерн: "В победе в войне за независимость в 48-49 гг. способность трудящихся кибуцев отстоять свою территорию и защитить границу, эта способность себя продемонстрировала, доказала и оказала очень серьёзное влияние в победе Израиля". Кибуцы дали стране многих крупных военных и политических деятелей. Пять из двенадцати премьер-министров Израиля: Бен Гурион, Леви Эшколь, Голда Меир, Шимон Перес, Эхуд Барак - были членами кибуцев. Все те великие люди, которые стояли у истоков этого государства, так или иначе, стояли и у истоков кибуцного движения…

     Когда-то на земле кибуца "Дгания" выращивали целых пять сортов пшеницы. 90 лет спустя "Дгания" по-прежнему на месте, но пшеничных полей здесь практически не осталось. В наши дни гораздо выгоднее выращивать финики. Рабочий день в "Дгании" начинается в 5-6 утра, заканчивается в 5-6 вечера. От принципа ротации рабочих мест в этом и во многих других кибуцах давно отказались. Кибуцникам даже позволено теперь работать на стороне, но свою зарплату они обязаны вносить в общий котел. Главные статьи дохода "Дгании" - финики и рабочие органы для бурильных установок. Их производят на небольшом заводе, где трудятся в основном мужчины. Сфера же обслуживания - вотчина женщин. Кибуц полностью содержит своих членов - их на сегодняшний день 350. Из общей кассы оплачиваются питание, содержание квартиры или дома, детский сад, прачечная и химчистка, медицинское обслуживание, спорт, культурные мероприятия, туристические путёвки. Плюс ещё идет зарплата. Эйприл, работница кибуца "Дгания" говорит: "Деньги нам переводят раз в три месяца. Сумма зависит от того, как долго ты живёшь в кибуце. Я зарабатываю 1 000 шекелей в месяц, но это потому, что мне всего тридцать лет. Если бы у меня были дети, я бы получала в два раза больше".

      Дом члена кибуца мало похож на те лачуги, в которых ютились первые поселенцы. Это просторные апартаменты, в которых есть и цветной телевизор, и хорошая стереосистема, и кондиционер. На кухне - посудомоечная машина и микроволновая печь. Ужинают современные кибуцники, как правило, дома, в кругу семьи. А завтракать и обедать по-прежнему предпочитают в общей столовой, хотя сегодня это не обязательно. Образование - тоже забота кибуца. Эйприл продолжает: "Молодой человек или девушка, прошедшие обязательную службу в армии, могут получить высшее образование в израильских вузах за счёт кибуца. Мы идём на это сознательно: отучившись, молодежь возвращается, и таким образом число квалифицированных специалистов у нас год от года растёт. Конечно, кто-то может не вернуться, но таких единицы".

      Не только от обязательных совместных трапез, воспитания детей вне семьи и постоянной ротации работников отказываются сегодня кибуцы. По мере расширения и усложнения производства они все больше отступают от главного принципа - все делать своими руками. Финиковые плантации "Дгании", например, обрабатывают в основном гастарбайтеры. Труд их гораздо дешевле, чем труд членов кибуца. В условиях жесткой конкуренции это становится решающим фактором. Страны Восточной Европы с их дешевой рабочей силой сегодня сильно теснят Израиль на рынке сельхозпродуктов. Поэтому кибуцам, чтобы выжить, приходится расширять сферу деятельности. Почти все они обзавелись разными производствами, часто весьма сложными. Основной вид деятельности кибуца "Маабарот" - производство детского питания. За счёт этого "Маабароту" удалось пережить "смутные девяностые" и сделаться одним из самых преуспевающих кибуцев в Израиле.

     Недалеко от него находится кибуц "Бет Зера". Он производит фильтры для очистки воды. Покупают их во всем мире. Создание современного производства, как правило, требует значительных капиталовложений. И это заставляет кибуцы объединять свои силы. Животноводческий комплекс "Рефет Хефер" принадлежит двум кибуцам: "Мааборот" и "Хаоген". Во всем комплексе, о размерах которого я просто не берусь судить, но поверьте, они впечатляют, работает всего восемь человек. Собственно, больше и не требуется, поскольку практически полностью весь этот комплекс компьютеризирован. Даже на вымя коровы доильный аппарат надевается без участия человека. Телят в животноводческом комплексе тоже обслуживает автомат. Гениальное изобретение животноводов - аппарат автоматической выдачи корма телятам. Принцип работы прост: теленок подходит в специальный загон, который находится за стеной. У него на шее висит датчик. По нему компьютер считывает данные теленка, определяя тем самым, сколько корма ему нужно. Корм - сухое молоко - из бака поступает вниз аппарата, где находится миксер. Перемешивается с водой и уже поступает в соску к телёнку.

     А первый кибуц основали молодые люди из семей религиозных евреев, приехавшие сюда из Российской Империи и которые поначалу стали культивировать пшеницу. Хотя на самом деле, молодые люди изначально не собирались заниматься общинным хозяйством, они прибыли на Землю Обетованную, чтобы работать на еврейских фермеров. Но, поскольку все они были бунтарями, то трудиться на кого-то им не захотелось, и они решили создать свою коммуну, чтобы работать на себя без какой-либо эксплуатации. Хотя все молодые люди были родом из религиозных семей, в коммуне было решено отказаться от семейных религий и новой религией приняли взаимовыручку, стремление к равенству и справедливости в общественной жизни, праведный труд и полное равенство во всех вопросах  коллективного благополучия, а уже через труд и равенство — воспитание человека нового типа!

      Молодые люди попросили у Еврейского Национального Фонда на год участок земли на том условии, что если выполнят условия договора с Фондом, чтобы оставили участок им для дальнейшего использования. Они справились и сейчас этот кибуц выглядит, как цветущий сад, но изначально здесь была почти безжизненная земля и хотя она и была в долине озера Кинерет,  ветер в этой области Израиля подчас поднимается настолько сильный, что даже первый сарай, построенный пионерами движения, был снесен шквальным порывом ветра.
      Основатели кибуца жили в нечеловеческих, по современным меркам, условиях. Вместо нормальных домов — глиняные бараки с парой окон, иногда питались только кашами и овощами,  а в качестве рабочей одежды использовали купленные у арабов мешки, в которой прорезали дырки для головы и рук. Но эти тяготы не имели принципиальное значение и несмотря на нестабильную политическую обстановку, недружественные отношения с соседями арабами, на антиеврейскую политику многих стран, на препятствия со стороны природы и на негативный человеческий фактор в среде самих евреев, сплоченность членов кибуцев, их целеустремленность, взаимовыручка в трудную минуту, а также хорошо организованное плановое ведение трудовой деятельности, помогли в итоге пережить трудности и выйти из них с наименьшими потерями. Что-что, а считать, планировать и показывать свой соревновательный характер при  работе в коллективе единоверцев евреи всегда умели хорошо.

      Вот что рассказывает Тамара Гальсар, внучка Мириам Барац,  одной из основательниц первого кибуца в Израиле. «Моя бабушка была особенной, идеалистка, очень яркая и самостоятельная личность. Она родилась в Украине, в городе Богуслав. Её родители были не в восторге от того, что она решила посвятить себя труду, и даже один раз вывезли её обратно в Российскую Империю, но она вернулась. Вначале она была тут единственной девушкой, но, между тем, очень бодро отстаивала собственные интересы. Например, она хотела заниматься коровами и, хотя все мужчины были против, сумела отстоять свое право на это. В целом, все основатели нашего кибуца были людьми, которыми двигала идея, мечта о прекрасном будущем, поэтому и трудности переносились ими легко. У них была общая столовая, кстати, это и сегодня один из символов кибуца, место для танцев вечером, а ещё место, где они могли спорить и обсуждать волнующие их вопросы. Они жили идеями, а в этом случае на бытовых трудностях уже не фиксируешься».

      За год молодые люди преуспели и оставили землю себе, так в Израиле и возник первый кибуц.  Кстати, Тамара рассказывает, что в первые годы браки в кибуце были под запретом. «Моя бабушка была единственной женщиной здесь, и, конечно, поначалу все они вместе решили, что романов она ни с кем заводить не будет. Но потом она познакомилась с моим дедом, и, несмотря на то, что многие были этим недовольны, раввин поженил их. Собственного жилья у них, конечно, не было, они жили в общем доме с остальными членами кибуца, представляете, на что была похожа их личная жизнь», — смеётся Тамара. Когда в кибуце стали появляться и другие женщины, члены общины решили: бог с ними, с браками, но, давайте, хотя бы не рожать до поры до времени детей. Но эта идея тоже была проигрышной в 1913 году Мириам родила сына — Гидеона, который стал первым ребёнком кибуца. «Во время беременности моя бабушка продолжала работать, как и остальные члены кибуца, — рассказывает Тамара, — кормила младенца грудью, а поскольку оставить его было не с кем, она ставила кроватку прямо в коровнике, где и трудилась».

      Когда в 65 лет кибуцник выходит на пенсию, он может уже ни о чем не беспокоиться: коммуна обеспечит всем необходимым. В кибуце  до сих пор живы две основательницы кибуца — 102 и 106 лет. Светлые головы, живут самостоятельно, вполне ещё хорошее для такого возраста здоровье. Ещё бы, ни стрессов, ни проблем. Сыты, одеты, отдельные комнаты в хорошем доме, тихие прогулки в тени деревьев и ещё деньги на карманные расходы.

      В кибуце работает общественная столовая, где по расписанию трижды в день накрывается шведский стол. На каждого члена кибуца ежемесячно выделяется общая для всех сумма денег на еду и из её расчёта готовят необходимое количество завтраков, обедов и ужинов. Но сегодня уже не обязательно, как раньше, питаться только в общей столовой. Можно перенаправить эти деньги в местный магазин, каждый месяц на эту сумму набирать необходимые продукты и готовить дома. Это будет несколько дешевле, но более трудоёмко, но это уже проблемы человека, а не кибуца.

       Сегодня в этом кибуце  проживают 300 взрослых и 120 детей, хотя кибуц до сих пор исповедует правила коллективного хозяйства и общественной ответственности, с 2005 года его члены могут наследовать жильё, а вот зарплату до сих пор все получают равную, независимо от профессии и квалификации,  как было и раньше, что многих высококвалифицированных работников не устраивает. Здесь по решению общего правления кибуц оплачивает обучение детей, выросших здесь, до степени бакалавра, а также полностью покрывает все медицинские расходы даже в том случае, если члену кибуца необходимо поехать лечиться за границу. Что любопытно, первый кибуц Израиля изначально придерживался следующего принципа: все члены сообщества — не серая масса, а разные индивидуальности, однако, по убеждениям его основателей, по настоящему мудрая личность лучше всего развивается в коллективе, а в том случае, если на человеке лежит ответственность не только за себя, но и за окружающих, то по традициям кибуца более сильный всегда помогает слабому.  «Так происходит и до сих пор, — говорит Тамара. — Мы стараемся учитывать мнения всех членов общины, именно поэтому обсуждение того или иного вопроса у нас может длиться несколько лет. Но, что поделать, пусть мы все разные личности, но чтобы сохранить наши общие ценности, мы обязательно должны уважать мнение абсолютного большинства и это есть основа наших принципов справедливости».

      Никто из членов кибуца не вправе владеть личным автомобилем. Автопарк тут общий: 80 машин на 300 человек. Если кому-то требуется ехать в город, достаточно отметить в электронном журнале учёта номер взятого автомобиля. Бензин оплатит кибуц. На территории самой коммуны машины никому не нужны. По дорожкам разъезжают велосипедисты, а рядом со взрослыми важно крутят педали малыши. Серьёзные бабушки передвигаются на трехколёсных креслах с мотором, а мамы толкают по асфальтовым дорожкам лёгкие детские коляски с толстощёкими младенцами.

      На территории кибуца есть школа, а на высшее образование (бакалавриат) каждому студенту выделяют деньги соответственно стоимости обучения в выбранном вузе Израиля. Но учиться можно и за границей. Тогда выплачивается усреднённая сумма, а недостающие деньги студент вносит сам. Если выпускник решит после учёбы не возвращаться в кибуц, деньги отдавать не надо. Если же возвращается — предоставляют комнату и помогают устроиться на работу.

      Жилищные условия зависят от членского стажа. Молодоженам выделяют квартиру в одном из общих домов. Когда старшему в семье исполняется 40 лет, "Шаар-ха-Голан" строит для них отдельный дом со всеми удобствами и мебелью по их заказу стоимостью в полмиллиона шекелей (больше 8 000 000 рублей).

       Есть сейчас у кибуца и свой завод по производству труб для подогрева полов. 51% акций принадлежит кибуцу, остальные 49% распределены между его членами в зависимости от кибуцного стажа. Дивиденды с этих акций в общую кассу не сдаются: их можно потратить на личные нужды. Кроме того, каждый член кибуца, независимо от должности, получает определённую сумму на карманные расходы. Как говорит Нурит, «на одежду, мороженое и кино».  Можно выбрать товары в кибуцном магазине: в конце месяца часть карманных денег будет ему перечислена. Удобно, ведь цены здесь ниже, чем в городе, — на территории кибуца нет налогов и поставка по взаимовыгодным договорам.


                СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ КИБУЦ.

       Что касается социалистического кибуца, который был основан 21 марта 1937 года молодыми людьми из "Ха-шомер Ха-цаир"  — всемирной сионистской организации, которая придерживалась социалистических принципов, расположился он у подножья Голанских высот и даже удостоился отдельной записи в Википедии!  Ведь это один из самых успешных на сегодняшний день кибуцев Израиля, который, в отличие от многих, продолжает практически неукоснительно следовать первоначальным принципам общественных молодежных объединений, а приехали  туда юноши и девушки из Чехословакии и Польши.  Сегодня на территории в 500 гектаров, где ещё в 30-х годах прошлого века была мертвая пустыня, выращиваются бананы, авокадо, финики, миндаль и зерновые культуры. Знаменит кибуц и разведением птицы, главная специализация — куры, но также кибуц занимается и животноводством, здесь разводят дойных, мясных коров и телят. Кроме того, в этом кибуце производят и мёд, на территории, принадлежащей кибуцу, устроена гигантская пасека и теплицы, где снимаются по два, а то и три урожая ягод и овощей.

       Когда попадаешь на жилую территорию Sha’ar HaGolan, первая и самая живая ассоциация, что это дачный посёлок. Невысокие деревянные домики, вдоль которых проложены аккуратные дорожки, а по ним неторопливо гуляют молодые мамы c колясками. Мы приехали в Sha’ar HaGolan днём, так что на улочках кибуца немноголюдно — все взрослое население на работе. Одна из старейшин кибуца — бодрая и жизнерадостная Нурит Катзирай. На вид Нурит не дашь больше 50 лет, но, на самом деле, ей уже за 70 и она была в числе первых поселенцев кибуца. Нурит говорит, что первые годы, само собой, были самыми сложными, ведь молодые люди, приехавшие сюда, не имели ни малейшего понятия о сельском хозяйстве. Но опыт — сын ошибок трудных, в результате, привел их успеху, и сегодня этот кибуц считается одним из самых богатых в Израиле. Более того, сегодня в кибуце Sha’ar HaGolan открыт и отель, где останавливаются туристы.

      О том, что касается жизни по правилам кибуца, Нурит готова рассказывать бесконечно. «У нас есть собственная столовая, где могут питаться все жители кибуца как в санатории,  свободно пользоваться прачечной, библиотекой и даже собственным бассейном. Что касается жилья, то всё оплачивается из фонда кибуца - за электричество, воду и прочие коммунальные услуги. Квартиры или дома молодые пары получают в рамках разработанной жилищной программы, с возрастом и с развитием семьи улучшая свои жилищные условия. Живём как в санатории, только работа с 6 утра до 18 часов вечера»   В Кибуце все решения принимаются на открытом голосовании, наследование домов в социалистическом кибуце пока запрещено, ведь это противоречит уставу коммуны и зарплату все получают одинаковую, из-за чего, к сожалению, порой возникают проблемы. «Грустно, но сегодня среди жителей кибуца встречаются и паразиты, то есть, те, кто получает зарплату как и все, а работать на совесть не хочет, — говорит Нурит. — Этих людей мало, но они страшно раздражают. Мы пытаемся воздействовать на них, проводим воспитательные беседы и открыто высказываем им свое пренебрежение, но пока жёстких решений по отношению к ним не принимали, но уже предупреждали, у нас есть разные меры воздействия к лодырям, вплоть до общественного суда со строгим наказанием по его решению со снижением зарплаты, ведь она как премия за хороший труд при полном социальном обеспечении за работу в кибуце. И нельзя забывать, что самая действенная мера против лентяев - воздействие сплочённого трудового коллектива!».

      В плане автотранспорта действует система car sharing — в собственности кибуца определённое количество машин, которыми могут пользоваться члены общины. Все, что нужно — оставить заявку в системе и указать на какой промежуток времени вам нужен автомобиль, а заправить транспортное средство можно на бензоколонке, которая также принадлежит кибуцу и для его жителей бесплатная. Есть у членов кибуца и отпуска, и пенсии, правда, многие пенсионеры кибуца продолжают трудиться, занимаясь общественной деятельностью. Сама Нурит занимается связями с общественностью, а её супруг, который, несмотря на солидный возраст, до сих пор ухаживает за общественными коровами. Образование детей также оплачивает кибуц, правда, только до степени бакалавра, но, в сравнении с той же Европой, это ого-го, как много. Более того, дети кибуца на время обучения вне кибуца получают и денежное пособие — около 1000 $, а решение, относительно того, хотят они продолжить дело своих родителей или нет, молодые люди принимают, отслужив в израильской армии. «К сожалению, ни одна из моих дочерей не захотела остаться в кибуце, ведь у них всех мужья из города», — говорит Нурит. При этом, что любопытно, в Sha’ar HaGolan изначально действовала та самая система воспитания детей, при которой дети жили при школе, но сейчас эта система упразднена по решению большинства коллектива кибуца.

     Есть в кибуце и свой дом престарелых, где проживают не только жители кибуца. Если в доме престарелых оказывается свободная комната, то её могут на время сдать постояльцу со стороны. «Идея дома престарелых не в том, чтобы отселить стариков от детей, — говорит Нурит. — Тем более, мы же все живём вместе, по соседству, так что дети приходят к своим бабушкам и дедушкам несколько раз в день, то есть, в разы чаще, чем в том случае, если вы живёте в одном городе. Просто, как показывает наш опыт, пожилым людям необходим постоянный контроль состояния здоровья, определенный тип питания и экстренная медицинская помощь. Все это они и получают здесь и условия у них не хуже, чем до пенсии, только на работу ходить не надо. К тому же, здесь пожилые люди не чувствуют себя одинокими или бесполезными, например, они вместе присматривают за малышами, постоянно общаются друг с другом, ну и родственники к ним заходят каждый день. В целом, думаю, именно поэтому у нас в кибуце очень высокие показатели средней продолжительности жизни — самой пожилой даме, которая сейчас живёт в нашем доме престарелых, уже 108 лет».

     В ответ на вопрос, как сегодня можно стать членом кибуца, то, оказывается, все просто и, одновременно, сложно. Для того, чтобы войти в общину претендент, во-первых, должен быть не старше 35 лет, во-вторых, после подачи заявки он должен взять на год отпуск и переехать жить в кибуц — на испытательный срок. За год и сам человек сможет понять, подходит ли ему такой образ жизни, и коммуна сумеет как следует приглядеться к кандидату. «Но 77 % желающих первичный отбор проходят», — говорит Нурит. Сегодня в кибуце проживает немногим более 500 человек (взрослые и дети), что, опять же, по словам Нурит, оптимально, ведь если численность жителей кибуца "Шаар-ха-Голан"  станет слишком большой, это повредит прозрачности существующей здесь системы общественного управления.


                КИБУЦ "EIN GEDI"

      С одной стороны — безжизненные Иудейские горы, с другой — соленое Мертвое море, между ними, на месте прежней пустыни, — оазис: двухэтажные домики теряются среди молодых баобабов, «шагающих» бенгальских фикусов и других тропических растений. На полив этого сада идёт вода из ручьев Давид и Аругот и минерального источника Эйн-Геди, в честь которого и названа коммуна.

     70-летний пенсионер и ветеран кибуца Мани Галл рассказывает. «В молодости мы думали, что земли и воды будет достаточно для сельского хозяйства. Потребовалось 15 лет, чтобы понять, что надо заниматься другим бизнесом, но было поздно, успели понаделать долгов. Когда живёшь в бедности, — рассуждает Мани Гал, — разумно делить все поровну, когда делить особо нечего. Правило «каждому по потребностям» было выполнить легко, пока потребности были скромными. Но потом люди начали оглядываться на других и захотели жить лучше.  Чтобы повысить уровень жизни, кибуц влез в долги. В домах появились телевизоры, чайники, кофеварки. Но зарплаты были небольшие, приходилось выбирать, что приобрести. Люди стали считать и сравнивать, кто сколько зарабатывает в общую кассу. Принцип равенства дал трещину: в 2001 году зарплата стала дифференцированной, людям разрешили приватизировать дома. Но несмотря на все изменения, Эйн-Геди остается кибуцем: все решения принимаются на коллективном собрании, есть система общего хозяйства (все 210 членов — владельцы гостиницы, спа-центра и завода), кибуц поддерживает доход каждого члена выше прожиточного минимума за счёт пособий.

      Именно последний пункт стал самым привлекательным для людей со стороны.  Когда работников не хватало,  пробовали решить вопрос через программу подъёмных пособий, по которой Израиль даёт возможность жить и работать в кибуцах. Надеялись, что так найдутся новые молодые члены коммуны жадные до работы. Но стали прибывать совсем другие люди,  те, кто боялся принимать правильные решения, стремился не трудиться, а получать пособия. Но пособие полагается только члену кибуца, стать которым может только гражданин Израиля не старше 35 лет, отслуживший в армии и не имеющий судимости или долгов. Кроме того, в зависимости от правил конкретного кибуца, в кассу общине надо либо выплатить порядка 60 тысяч шекелей (1 миллион рублей), либо переписать на неё имеющуюся собственность, либо отработать на хозяйство несколько лет. После испытательного срока на коллективном собрании голосуют за или против нового товарища.  Отказывают редко,  все-таки очень не хватает молодых  рабочих рук да и кризис ещё не закончился.  Что касается туристического бизнеса, то изначально все думали заниматься сельским хозяйством, но в 80-х годах поняли огромный потенциал туризма и резко сменили курс», — продолжал рассказ Мани Галл.

        Действительно,  его коммуна расположена неподалёку от Масады, дворца царя Ирода и символа борьбы за свободу. Когда известного израильского археолога И. Ядина, возглавлявшего в шестидесятых годах археологическую экспедицию на Масаду, спросили: «Что было для вас самым сильным потрясением во время раскопок древнего дворца царя Ирода?», он, не задумываясь, ответил: «Остраконы с именами повстанцев, с помощью которых они бросали жребий, решая, кто же из них останется последним выжившим и поможет умереть своим братьям по оружию».

       Поэтому сегодня кроме сельскохозяйственных угодий и ботанического сада прибыль кибуцу приносит завод минеральных вод, спа-центр и заповедник с водопадами и развалинами древнего храма. К пляжам Мертвого моря курсируют автобусы.   Расположенный прямо на побережье Мертвого моря, этот кибуц больше всего напоминает пятизвёздочный спа-отель: в саду высятся баобабы и пальмы, куда ни глянь — везде экзотические цветы, между которыми порхают разноцветные бабочки. Прямо в саду устроен спа-комлекс и бассейн с лазурной водой, на деревянной террасе стоят шезлонги. Хотя кибуц "Ein Gedi" по-прежнему во многом следует правилам молодёжных объединений прошлого, например, все решения здесь принимаются коллегиально, а образование детей до степени бакалавра оплачивается из бюджета коммуны, но, тем не менее, он прошёл значительную модернизацию. Члены кибуца давно приняли решение о том, что теперь их дома наследуются, да и заработная плата здесь у всех разная и зависит от результатов квалификации труда.

      «Поначалу мы все жили очень бедно, так что коллективное хозяйство и равное распределение доходов были оптимальным решением, — продолжает рассказ Мани Гал. — Потом уровень нашей жизни вырос, и люди захотели более индивидуального подхода. Появилось понимание, что если мы не будем расширяться и менять условия оплаты за  труд на более справедливые, то все развалится. Более 10 лет мы обсуждали то, как будем модернизировать систему,  а все изменения вносились постепенно и лишь в том случае, если абсолютное большинство было согласно с решениями. Но даже сейчас мы следуем, что называется, духу кибуца — жить вместе и помогать друг другу. Как показывает практика, так проще жить. К примеру, моя дочь, когда выросла, приняла решение покинуть наш кибуц, но потом сама стала членом другого молодёжного кибуцного объединения, которое живёт по схожим правилам» - закончил рассказ старик.


                РЕЛИГИОЗНЫЙ КИБУЦ SDE ELIAHU.

      При словосочетании «религиозный кибуц» у всех в голове вырисовывается вполне определённая картина: мол, религиозное образование, постоянные молитвы и следование традициям в крупном и в мелочах. Но, как показало наше посещение кибуца "Sde Eliahu", мы ошибались практически во всем. Конечно, религиозному воспитанию детей здесь уделяется огромное внимание, помимо обычной школы малыши глубоко изучают Тору, ну и, конечно, правила шабата и кашрута тут соблюдаются неукоснительно.  Поэтому кибуц "Сде-Элияху" считают религиозным кибуцем, он был основан в 1938 году,  и первыми на полях высадили семь плодов Святой земли, указанных в Торе: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. Изображениями именно этих растений украшены стены местного детского сада. Казалось бы, это противоречит идее первых кибуцев, отказавшихся от религии ради строительства нового мира.
     В остальном же кибуц "Sde Eliahu" можно без преувеличения назвать не просто прогрессивным, а инновационным предприятием, причём, не только по меркам Израиля, но и по общемировым критериям,  как считает 43- летняя Ронит Яакоби, специалист по связям с общественностью, сейчас люди вновь заинтересовались кибуцным движением. Иностранная молодежь приезжает в ульпаны — центры по изучению иврита, местная увлекается агротуризмом и волонтёрской работой на полях.— Сегодня жизнь многих проходит в Сети Интернета, людям не хватает живого общения. У нас же здесь лучшие средства от одиночества — общая для всех религия, да ещё и наука.  В кибуце 270 взрослых и 210 детей, — рассказывает Ронит. — Мы стараемся привить детям важные жизненные принципы: надо трудиться и учить Тору. В остальном даём полную свободу.

      На разных сторонах главной площади кибуца возвышаются, как два символа, здания общей столовой и синагоги. Ронит гордится тем, что в синагоге тоже соблюдаются принципы равенства: две субэтнические группы евреев — ашкеназы и сефарды — молятся под одной крышей. В кибуце считают, что религиозные разногласия можно забыть, если есть общее дело. Таким делом стала работа на местных полях. В начале 1980-х член кибуца Марио Леви задумался, как избежать обработки полей ядохимикатами. Было много проблем с вредителями и сорняками, но от химии страдал урожай. Марио доказал, что можно решить проблемы естественным путем.
 
       На кибуцной машине вместе с Ронит проезжаем мимо финиковых плантаций. Среди деревьев мелькают белые домики для сипух и пустельги, которые охотятся на мышей- полёвок днем и ночью. В тени лениво отмахиваются от мух ослики — они поедают сорняки. Но главная гордость Сде-Элияху — Bio-Bee, один из крупнейших в мире комплексов по разведению полезных насекомых. Здесь выращивают земляных шмелей, опыляющих парниковые растения, разводят боевых клещей, клопов и ос, паразитирующих на урожайных вредителях. Таких полезных насекомых затем продают на плантации по всей стране и даже за границу.  «Нам постоянно нужны молодые специалисты. Ведь столько областей натурального сельского хозяйства требуют разработок. А кибуц для такой деятельности — лучшее место, — говорит Ронит. — У нас не нужно думать о бытовых вопросах: учё=ные могут полностью посвятить себя исследованиям. Это и привлекает к нам молодежь — возможность творить и общаться, не отвлекаясь на быт.»

      Сегодня в кибуце проживает 270 взрослых и 210 детей. Исторически Sde Eliahu специализировался на сельском хозяйстве, в чем значительно преуспел, сейчас здесь выращивают бананы, авокадо и финики, но сегодня не менее важное направление деятельности кибуца — разработка биологической системы защиты растений и массовое производство полезных насекомых, которые являются альтернативой вредным ядохимикатам. При кибуце открыта лаборатория BioBee, которая работает уже 25 лет, а её услугами постоянно пользуются фермеры практически из всех стран Старого и Нового света.

      Но, прежде чем попасть в лабораторию BioBee, отправимся в поля. Изначально эти земли были совсем не приспособлены для сельского хозяйства и дело не только в климате и почве, но и в огромном количестве сорняков, насекомых-вредителей и грызунов. От первых, вторых и третьих поначалу пытались избавляться с помощью химии, но вскоре осознали неэффективность этого метода и решили заняться биорегуляцией зоны. От швейцарцев переняли метод неглубокой вспашки почвы, а сорняки начали частично оставлять, ведь совсем без них урожайность падает. На территории же, где культивируются банановые пальмы, развели ослов, которые питаются как раз сорняками, а заодно и, так сказать, в процессе питания удобряют почву естественным путем.
        Проблему с мышами в Sde Eliahu тоже решили весьма оригинально: на плантациях развели соколов и сов, которые теперь живут здесь в специальных домиках, что красуются на пальмах и выглядят, как привычные всем нам скворечники. Соколы охотятся на мышей днем, совы — ночью, словом, все при деле.

        А вот лаборатория BioBee специализируется на разведении самых настоящих полезных насекомых, которые помогут фермеру увеличить производительность сельскохозяйственных культур в среднем на 25 %, и позволят, если не отказаться, то хотя бы снизить количество используемых химических удобрений. Насекомых в BioBee разводят самых разнообразных, но два главных «хита» лаборатории: крупный земляной шмель бомбус и стерилизованные плодовые мухи. Со шмелями вот в чем фокус — это насекомое опыляет томаты, огурцы, перец, баклажаны, землянику и другие овощные и ягодные культуры, произрастающие в защищенном грунте. Поскольку тельце земляного шмеля крупнее, чем у других подобных насекомых, он трясёт цветок сильнее своих собратьев, в результате повышается опыление, и, как следствие, производительность плодовых культур возрастает почти на 25 процентов.

       Со средиземноморскими фруктовыми мухами — совсем другая история. Они — вредители, которые снижают урожайность, но совсем избавляться от них категорически нельзя. Поэтому, чтобы не нарушить биосистему, но при этом сократить популяцию плодовых мух, в BioBee придумали следующий трюк. В лаборатории выводят личинки самцов мух, затем с помощью радиации самцов стерилизуют. Потом стерилизованных самцов мух выпускают на свободу, самки вступают с ними в контакт, но не размножаются. Таким образом, популяция мух уменьшается, но при этом полностью они не истребляются, и все это, можно сказать, почти натуральным образом. Сейчас BioBee отправляет стерилизованных мух и полезных шмелей на экспорт в специальных коробках, которые очень похожи на обыкновенные ульи. Правда, так просто заказать себе 3 тонны шмелей или 5 миллионов мух в лаборатории нельзя. Вначале на ферму заказчика приезжает агроном из BioBee, он анализирует: каких насекомых можно использовать в той или иной местности, а каких — нельзя, и какое количество полезных насекомых допустимо для той или иной зоны. Кстати, любопытный момент, с недавних пор предприятие BioBee открыло свое представительство и в России, так что, кто знает, может, в скором времени и наши агрономы начнут активно применять на практике израильские изобретения.

       В остальном же кибуц "Sde Eliahu" по своему устройству очень напоминает социалистический "Sha’ar HaGolan". Здесь также всем жителям предоставляется жилье, существует система "car sharing" с автомобилями, все медицинские расходы оплачиваются из общественного бюджета, а дети получают за счёт кибуца образование до степени бакалавра, причём, учиться они могут и за границей Израиля. Решение о том, остаться в кибуце или нет, дети принимают уже после армии. Система принятия в кибуц новых членов — тоже стандартная, год живёшь и работаешь в общине, к тебе присматриваются, а затем уже принимают решение, возраст кандидатов — до 35 лет.

         
                ЭПОХА ОБНОВЛЁННОГО КИБУЦА.

     Около десяти лет назад началась эпоха «обновленного кибуца». От полного и всеобщего равенства, а также от былого аскетизма пришлось отказаться. Теперь в большинстве кибуцев помимо коллективной собственности есть и частная, когда земля и крупные средства производства — общие, а личное хозяйство кибуцника его частная собственность и при помощи её он может что-то заработать от внекибуцной деятельности, к тому же члены кибуца стали получать дифференцированную зарплату после выполнения своих основных обязанностей в кибуце, а доход от внекибуцной деятельности оставлять себе, вместо того чтобы сдавать её= в «общий котёл». Однако кибуцное братство, кибуцная солидарность и кибуцная гордость никуда не исчезли, что обеспечивается хорошими социально-бытовыми условиями жизни трудящихся кибуцев и совместно проведение разных праздников и различных спортивных и прочих мероприятий.

     В настоящее время только часть кибуцев сохранила традиционную форму уравнительности, остальные стали разделять свои хозяйства на коллективную и частную собственность, но с общими законами своей социально-экономической жизни. Высший орган управления в кибуцах — общее собрание, которое еженедельно на голосовании решает текущие вопросы. Большинство кибуцев сегодня владеют заводами, научились изготавливать обувь, одежду, разную фурнитуру, запчасти, занимаются лечебным, оздоровительным и гостиничным бизнесом связанным с туризмом.


      Сегодня израильские кибуцы преуспевают во многих отраслях,  но в их истории были и тяжелые моменты. Кибуц Хацерим, к примеру, в 1950-х пережил «соляной кризис»: выяснилось, что земли, на которых расположился кибуц, сильно засолонены и на них почти ничего не может расти. Кибуцники не сломались: решив никуда не уходить с выделенного им места, они сумели промыть всю свою почву!  В результате Хацерим сегодня — одно из немногих мест в мире, где выращивают таинственное растение с экзотическим названием  хохоба  или  жожоба  (она же, выражаясь научно, симмондсия китайская), из которого можно производить технические масла и биотопливо для дизелей, на что всегда есть свой спрос.

      Появилось в кибуцах такое уникальное явление, как волонтёрство из-за рубежа. Кибуцный дух идеализма притягивает молодых энтузиастов со всего мира, причём далеко не только евреев. Начиная с 1960-х они прибывали в кибуцы, чтобы поработать несколько месяцев и заодно познакомиться с Израилем изнутри. Сотни тысяч бывших добровольцев (в том числе Боб Дилан, Саймон Ле Бон, Джерри Сейнфелд и другие знаменитости) и десятилетия спустя вспоминают kibbutz experience как лучший период своей жизни.

      И в кибуцах волонтеров тоже вспоминают с теплотой, в особенности «шведских доброволиц», выделявшихся как цветом волос, так и весьма либеральным поведением и ставших притчей во языцах. Вернувшись в свои страны, волонтеры навсегда стали израильскими послами доброй воли, а примерно 1 400 из них и вовсе связали свою судьбу с еврейским государством, оставшись жить в кибуце. Интересно, что в последние годы в кибуцы снова потянулись тысячи добровольцев, причём из таких экзотических стран, как Эквадор, Венесуэла и Южная Корея.

    Все, кто бывал в кибуцах, замечали особую, свойственную только этому виду поселений, планировку и архитектуру. Многие сравнивают кибуцную планировку с планировкой отельных комплексов или пансионатов: в центре общественная зона (столовая/ресторан, кинозал, бассейн, библиотека и т.п.) с непременными лужайками, цветами и зеленью; вокруг неё не менее зеленая жилая зона из одноэтажных и двухэтажных домов; далее — блоки хозяйственных построек, сады, поля и пруды. Только в последние годы исследователи архитектуры осознали, что кибуцная архитектура и градопланирование уникальны — они были таким же инструментом построения нового идеального общества, как и принципы коллективизма.  Только первые кибуцы возникали стихийно, без плана построек, а затем созданием кибуцных поселений стали заниматься ведущие архитекторы того времени: Рихард Кауфман, Леопольд Кракауэр, Лота Коэн, Арье Шарон и Шмуэль Местечкин. Сегодня скромную на вид кибуцную архитектуру ставят по значимости в один ряд с творениями других адептов функционального минимализма, таких как Ле Корбюзье и Нимейер.
 
       Сегодня никого не удивляет, что кибуц — уважаемый на мировой экономической сцене партнер. Так, в октябре 2010 года кибуц "Шамир", расположенный на севере Израиля, продал 50 % принадлежащего ему предприятия "Shamir Optical Industry" всемирному концерну «Эссилор» за огромную по кибуцным — и не только по кибуцным — меркам сумму в 130 миллионов долларов. Ещё- не так давно подобное слияние (с одной стороны крохотный кибуц, с другой — транснациональная корпорация) нельзя было бы назвать иначе как неравным браком, но сейчас оно выглядит вполне естественно.

       А флагманом кибуцной промышленности заслуженно считают компанию  «Нетафим»,  обладателя патентов на капельный метод орошения, без которого весь Израиль выглядел бы каменистой пустыней. И не только Израиль — ведь теперь кибуцные методы орошения помогают озеленить десятки стран мира, ну а заодно и кормят те три кибуца, которые производят поливные системы: Хацерим, Магаль и Йифтах.

       Если к новым рыночным условиям кибуцы приспосабливаться научились, то проблемы социальные, такие, как синдром третьего поколения, стоят перед ними очень остро. Первое поколение кибуцников было поколением энтузиастов, готовых на любые лишения ради торжества идеи. Второе, воспитанное на этой идее, воспринимает еёх как нечто непререкаемое. А вот третьему, выросшему уже в потребительском обществе, принципы коллективизма во многом оказались чужды. И кибуцам приходится с этим считаться. Эйприл по этому поводу говорит: "Будущее у кибуцев есть, просто очевидно, что всем, так или иначе, придётся подстраиваться под конъюнктуру рынка". 

       Но это ли нужно делать? Смею заметить, что буржуазный образ жизни основанный на рынке и товарно-денежных отношениях без учёта интересов всего населения страны со временем приводит страну к ещё большим потрясениям, к ещё большему обнищанию миллионов и к обогащению единиц, с чем миллионы мириться не хотят. Может быть спокойная работа в кибуцах по 12 часов лучше, чем потогонная восьмичасовая работа на заводе, но если на заводе или в сфере услуг в городе можно работать по восемь часов при тех же социальных условиях жизни, то человек будет стремиться работать в городе и иметь больше свободного времени для личной жизни, а не в кибуце. Но как временная школа жизни, возможно, это не будет лишним попробовать каждому...

       Могу только заметить, что кибуцы это образцовый пример того, что если право на труд и вознаграждение за него одних людей не соответствует праву на труд и вознаграждению за него других людей, то это значит только то, что законы в обществе не соответствуют принципам справедливости!   Ибо основное  правило справедливости требует, что при реализации прав и свобод одних людей не должны нарушать основные права и свободы других лиц.  В данном случае нарушается право как на восьмичасовой рабочий день, так и на право на его сокращение за тяжёлую физическую работу в тяжёлых климатических условиях без доплаты за это.

      Если сравнивать условия работы банковских и прочих подобных им служащих, предпринимателей, чиновников и прочих ростовщиков от прибавочного труда наёмных трудящихся, чей доход за восьмичасовой рабочей день часто в несколько раз выше, чем у других наёмных трудящихся, то это несомненно есть условие явной социальной несправедливостью! Или их счастье в том, чтобы делать несчастными других? А поскольку в данном случае трудящиеся кибуца являются наёмными трудящимися у государства за аренду земли, то необходимо бы сделать так, чтобы сельскохозяйственные кибуцы множились и развивались на государственном уровне, а не сокращать их число ради прибыли при труде в других отраслях производства, если не стремиться к дефициту и подорожанию сельскохозяйственной продукции!  А для позитивных явлений в экономике необходимо формировать плановое производство базовых средств для жизни и их распределение по количеству населения ВСЕЙ СТРАНЫ относительно равномерно, от относительного равенства рабочего времени, по принципу формирования равной оплаты за равное количество труда, внедряя фиксированную доплату только за повышение квалификации ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ  ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ.  Сделать так, чтобы качество жизни всего населения страны зависело от квалификации труда каждого на благо своего народа!!!  В противном случае о равноправии и социальной справедливости и речи быть не может, а только о справедливости БУРЖУАЗНОЙ, при которой буржуазия в силу стихии рынка, анархии производства и коррупции ВСЕГДА будет иметь доход от прибавочного труда наёмных работников и всегда будет иметь СВОИ буржуазные привилегии!

      А здоровая конкуренция в виде соревновательности должна быть только вне социально-коммуникационной сферы и только на основе роста квалификацию труда населения, если выполняется правильно нормированное задание за относительно равное для всех рабочее время в общественно необходимом труде! И пусть люди честно зарабатывают деньги в свободное от необходимого труда время, если ему на что-то не хватает, но сделать надо так, чтобы его деньги не ущемляли социальные права других людей! Ведь деньги всегда формировали и всегда будут формировать ЧАСТНЫЙ характер приобретения средств для жизни теми, у кого достаточно денег для такого приобретения в ущерб тех, у кого на это денег не хватает! А ведь именно эта власть денег вместе с наёмным трудом и лежит в основе буржуазной справедливости! Если право на труд не гарантирует право на жизнь достойную труда, а только на зарплату пропорционально труду, то о какой социальной справедливости может идти речь???

      А теперь задумаемся, друзья, не это ли постоянное ощущение несправедливости, накапливаясь годами, разъедает наш мозг и душу?  Становится сущностью и основой нарушения человеком законов, толкает его на преступления? Разве не ощущение несправедливости, терзая душу, ведёт людей к бунтам и восстаниям, к гражданским и мировым войнам, когда что-то одним можно, а другим нельзя???  И разве не ощущение несправедливости становится основой появления новых народных объединений и партий, и эта борьба противоположностей в конечном итоге становится основой развития человечества, основой его эволюционного развития???

      И эти мысли приходят на примере развития только одного народа, который, развиваясь тысячелетиями, претерпевает такие метаморфозы своего развития, что кровь этого народа можно найти почти во всех уголках мира, который всего несколько десятилетий назад получил возможность развиваться на СВОЁМ участке земли и все этапы своего развития этот народ повторяет на своей, отвоёванной у других народов,  земле, от первобытной общины до мощного и признанного во всём мире государства?  Разве это не удивительно???  И это заслуга в изобретательности ума и в силе национального объединения этого народа!

      И разве русским людям нечему учиться у этого народа???


      P.S.  Зная о том, что человечество развивается не менее пяти миллионов лет, что стремления и способности к обучению у всех разные, то можно сделать вывод, что независимо от расы, национальности и социального происхождения социальная отсталость разных народов определяется прежде всего нежеланием объединяться и овладевать мировыми знаниями необходимыми для своего социально-экономического развития!  Что нельзя поддаваться демагогическим измышлениям власть и богатство имущих, что, якобы, в силу законов природы  по развитию человечества равноправие и социальную справедливость для всех установить в обществе невозможно. А ведь для этого достаточно взглянуть на жизнь социально развитых народов других стран мира и увидеть, что там уже давно люди живут не по законам стихии рынка и монополии капитала, а по монополии законов на социальные гарантии населения от количества и квалификации своего общественно необходимого труда на благо общества, чтобы иметь производимые обществом все необходимые блага для своего морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития достойно своего труда и осознать всю нелепость демагогии правительства России. А установили эти законы наиболее мудрые и хорошо организованные в свою партия члены этого общества!!! Так почему же в России до сих пор выбирают вожаков, как в стаде, а не справедливые законы мудрецов, как это должно быть у народов, которые действительно стремятся к равноправию и социальной справедливости?  Или ещё не насытились капитализмом?


      Основной закон социально справедливой экономики гласит, что равномерное удовлетворение всё возрастающих потребностей всех членов общества в средствах для жизни необходимых для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития каждого возможно не столько на основе соответствия развития производительных сил и их потребностей росту производства необходимых каждому средств для жизни, сколько необходимость обязательной ликвидации посредничества рынка и товарно-денежных отношений с внедрением прямого распределения для удовлетворения потребностей населения от общей массы производимых средств для жизни по количеству и квалификации труда каждого.  В противном случае сохранение свободного рынка и монополии денег в социально-экономическом процессе общества без внедрения законов о социальных гарантиях на определённые нормы средств для жизни является такой же нелепостью, как пытаться вести при товарно-денежном распределении плановое и справедливое удовлетворение потребностей населения.  Если всё распределять на основе неизвестно как добытых денег, то стихийность обязательно подомнёт под себя планомерность и возврат всех язв капитализма станет неизбежным, что и произошло в СССР и в других, якобы, социалистических странах. А сохранение рынка до определённого момента развития экономики в некоторой степени буде полезно лишь вне её социально-коммуникационной сферы.

      Развитие такой экономики возможно только при соответствии общественного способа производства общественному характеру потребления производимой в обществе общей массы средств для жизни по количеству и квалификации труда каждого от относительного равенства рабочего времени как количества труда, а качество необходимого должно быть от результатов его квалификации для нормального морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития.  Что и определяется провозглашением равенства прав всех граждан как на необходимый обществу труд, так и на необходимые каждому человеку  продукты труда в виде необходимых им средств для жизни достойно их труда, а не только зарплаты пропорционально труду без всяких социальных гарантий.  А ведь именно это является условием для развития социально справедливого общества, чтобы каждому жить и развиваться достойно своего труда и никому не позволять паразитировать на теле такого общества!

       Может быть покажете человека, которому для своего морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития не нужно есть, пить, иметь жилище и одеваться? Или может быть вы не согласны с тем, что не должно быть никакой уравниловки, кроме равенства прав Человека перед ЗАКОНОМ провозглашённого абсолютным большинством общества? В нормальном обществе не могут быть большинство идиотами! А уравнивание людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по трудолюбию, по бережливости в производственных отношениях и в быту, а также в духовно-нравственных качествах абсолютно разных людей есть условие вопиющей несправедливости, является концом  совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом морального уродства членов общества. Закон суров, но это закон! Но справедлив он только тогда, когда защищает право КАЖДОГО Человека на жизнь достойную труда от его количества и квалификации направленного на благополучие общества! Когда торжествует Золотое Правило Нравственности, которое гласит, что нельзя делать другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!


       P.S. Сегодня в связи с мировым продовольственным кризисом и экологическими проблемами, огромный интерес в мире вызывает израильский опыт успешного развития сельскохозяйственного производства в условиях жаркого климата и дефицита водных ресурсов.

       Израиль, чья площадь меньше Калужской области, половину которой занимает пустыня, является одним из ведущих мировых экспортеров сельскохозяйственных продуктов в десятки стран. Общая площадь культивируемых земель составляет 450 тыс.га, в т.ч. 250 тыс.га орошаемых земель. 15 тысяч израильских фермеров на своих относительно небольших участках обеспечивают продовольственное изобилие у себя в стране и поставляют за границу сельхозпродукты почти на 4 миллиарда долларов в год. Всего в сельском хозяйстве Израиля работает 170 тысяч человек и каждый из них кормит 100 потребителей. В России, например, этот показатель равен 1:14.7

       Основной принцип израильских фермеров – вырастить можно всё и где угодно. В горной Галилее и в пустыне Негев, где температура летом превышает 50 градусов, выращивается более 600 тысяч тонн картофеля, более 2 миллионов тонн экологически чистых овощей, арбузов и дынь, винограда, экзотические сорта фруктов – манго, гранаты, хурма, авокадо, декоративные растения, цитрусовые - апельсины, мандарины, грейпфруты, семена и саженцы, цветы, зелень 36-ти наименований. Общий урожай плодовых составляет почти 1.5 миллион тонн, из которых приблизительно две третьих - цитрусовое. Урожайность зерновых, в частности пшеницы, в Израиле в среднем составляет 50 центнеров с гектара. Около 25 процентов выращенных в Израиле сельхозпродуктов идет на экспорт в государства Европы и другие страны, особенно в межсезонный период, когда цены весьма благоприятны для экспортеров

       В Израиле, несмотря на жару, интенсивно развивается животноводство и птицеводство: поголовье дойных коров составляет более 130 тыс. голов, средний надой с одной коровы на израильских молочных фермах составляет 11 400 килограммов молока. Израильским буренкам принадлежит мировой рекорд – более 15 тысяч килограмм молока от одной коровы. На птицефермах в промышленных масштабах разводятся гуси, куры, страусы, индейки, утки. Израильские несушки относятся к числу лучших в мире - каждая из них в среднем дает 280 яиц в год. Ежегодно производится более 200 тысяч тонн куриного и до 150 тысяч тонн индюшачьего мяса.

       Интенсивно развивается рыбоводство в бассейнах, садках и прудах, годовой объем производства достигает 500 кг рыбы на 1 куб. м воды. Ежегодно израильские фермеры, специализирующиеся на рыбоводстве, производят до 30 тысяч тонн пресноводной и морской рыбы. В последние годы к форели и карпу, традиционно популярным в Израиле, добавились осетровые. После десяти лет научных исследований разработаны новые технологии разведения осетровых и производится несколько тонн черной икры в год, которая экспортируется на многие миллионы долларов. Дефицит водных ресурсов стимулировал развитие рыбного хозяйства в наиболее интенсивных его формах. В израильском рыбном хозяйстве широко применяется морская вода, а передовые технологии делают возможным максимальное использование каждого кубометра воды.

      В условиях жаркого климата залогом успеха является рациональное и экономичное использование водных ресурсов. Одним из важнейших достижений в области рационального использования воды следует назвать созданную в Израиле систему капельного орошения. В настоящее время тысячи километров пластиковых труб, снабженных небольшими отверстиями для орошения каждого отдельного дерева или растения, покрывает все сельскохозяйственные угодья страны. Эта технология позволяет эффективно использовать до 95% воды, подаваемой на орошение. Существует возможность подвода через эти системы орошения строго дозированного количества удобрений к каждому растению - система, известная как удобрительное орошение.

      В Израиле применяется также полив водой под давлением и подпочвенное орошение (препятствующее всасыванию воды поверхностными корнями) Все эти системы используют компьютерной технологии, позволяющей учитывать такие показатели, как уровень влажности почвы, ежедневное увеличение диаметра стебля или плода и т.п. Разработан целый ряд специальных методов орошения, рассчитанных на предельно малый расход воды.

      Еще одно израильское достижение – создание компьютеризированных теплиц, что позволяет эффективно выращивать овощи и фрукты в условиях убийственно жаркого и засушливого климата. Так, если средняя урожайность помидоров на открытом грунте составляет 60-80 тонн с гектара, то в теплицах с климатом, контролируемым компьютером, - 500 тонн. Сегодня такие теплицы занимают в Израиле тысячи гектаров там, где почва совсем непригодна для земледелия.

      В тепличных хозяйствах Израиля осуществляется компьютерное управление положением солнцезащитных штор и теплосохраняющих экранов, которые автоматически перемещается в зависимости от интенсивности солнечной радиации. Пластиковые покрытия обеспечивают термальную дезинфекцию почвы перед посадкой и аккумуляцию тепла в припочвенном слое, а также предотвращает развитие сорняков и вредителей, испарение влаги и утечку удобрений, а также уменьшают потребность в химических обработках. Они фильтруют и преобразовывают вредное ультрафиолетовое излучение в инфракрасное и увеличивают фотосинтез. Сетчатое покрытие ограждает растения от вредителей, а специальные сетчатые покрытия к тому же выполняют роль термального экрана, охлаждая растения днем и сохраняя тепло ночью.

     В Израиле решена и такая проблема, как высокопродуктивное животноводство в условиях жаркого климата. Если израильская корова в среднем дает 11.381 кг молока в год, то американская – 9.331 кг, японская – 7.49, российская – 3.698, китайская – 2.832, австралийская – 5.601, европейская – 6.139. Израильские промышленники также отмечают, что молоко отечественных буренок по многим показателям более качественное, чем молоко коров европейских или американских.

     На душу населения в Израиле производится 170 литров молока в год. По данным статистического управления, в 2010 году, совокупный объем молочной продукции составил 1,304 миллиарда литров. По данным статистического управления, в прошлом году в Израиле было произведено 2,500 тонн меда
     Израильские ученые вывели корову черно-пестрой породы, которая в максимальной степени приспособлена к местным климатическим условиям. Содержатся животные беспривязно в помещениях без стен, где через определенное время принимают душ, после чего включаются вентиляторы, которые позволяют им обсыхать.

     Компьютерное оборудование, установленное на молочных фермах, обеспечивает комплексное управление фермой, основанное на применении самых передовых методов принятия решений. Эти системы во время дойки анализирует для каждой коровы такие параметры, как удой молока, его электрическую проводимость, наличие соматических клеток и антибиотиков, количество шагов животного в единицу времени и его вес, выявляет мастит на ранней стадии, а также автоматическое кормление в соответствии с удоем молока. На каждой корове закреплен браслет-педометр. Этот браслет, наряду с идентификацией коровы, подсчетом удоя и других данных, передает в компьютерную систему и число шагов, сделанных коровой за день, что позволяет своевременно диагностировать болезни. В результате до минимума сокращается число работников на ферме, осуществляется полная роботизация всего технологического процесса производства молока.



                В Израиле есть и анархический кибуц!

     Кибуц Самар был основан в 1976 году группой энтузиастов под предводительством Яир Селы. В группе было 25 человек, которых сегодня бы назвали утопистами и мечтателями. В своем проекте они стремились избежать характерной для остальных кибуцов бюрократии и вертикали власти. «Мы не хотели коммунизма, вместо этого мы хотели самоорганизующуюся анархию», — заявит позже Яир.

     Государство поддержало такую идею и выделило для нового кибуца землю в долине Арава. Даже сегодня это место выглядит сурово и неприглядно, а в далекие 1970-е его считали настоящей дырой на краю пустыни. Молодые первопроходцы жили там без каких-либо удобств, в бараках со скудным питанием и ограниченными запасами воды. Но упорство и фанатизм группы делали свое дело. Год за годом кибуцники перекапывали и удобряли бесплодную пустыню, пока она не начала давать плоды. Спустя годы количество жителей Самар выросло с 25 до трех сотен, а сам кибуц стал почти образцовым.

     По состоянию на 2018 год в Самар жили 282 человека, среди них 78 детей возрастом до 18 лет. Кроме коренных жителей туда регулярно приезжают волонтеры со всего мира – из Франции, Эфиопии, Швеции, Германии, Бельгии, Аргентины, США и Британии. 14 жителей кибуца служат в Армии обороны Израиля, 2 жителя кибуца имеют докторскую степень, 8 человек – высшее профессиональное образование. Прирост населения от рождаемости – 2,2% в год.

         ЭКОНОМИКА.

     Живет кибуц в основном за счет финиковых плантаций. В Самар есть около 10 000 пальм, которые дают до 50% дохода. Финики из Самар продаются в Израиле и в Европе. Есть в кибуце еще 300 коров. Это более 3,2 миллиона литров молока в год.

     Жители Самар также создали несколько предприятий, как например CrystalVision и Samar desert adventure. Первая специализируется на производстве точного и сложного оборудования для кибуцев и поселений, а вторая зарабатывает на велотуризме по пустыне. Есть также фирмы по производству живой травы для озеленения пустыни, частные практики художников, музыкантов, физиотерапевтов.

     Наемного труда в Самар нет. Ну, почти. В кибуце работают 8 наемных рабочих — секретарь-администратор, который сам тут не проживает, и водители грузовиков для перевозки товара.

          ПОЛИТИКА.

     Самар является анархистским кибуцем. Главный лозунг кибуца — «от каждого по способностям и каждому по его потребностям». В Самар нет ни мэрии, ни совета, ни постоянной администрации. Работать не обязательно, потому что никто к этому не принуждает. Каждый житель сам решает, сколько часов в день, где и как ему работать. Например, в коровнике работают 10 человек, и они сами определяют свой распорядок дня. Единственным органом управления является утреннее собрание в столовой, где распределяются дежурства на «неприятных» работах и обсуждают идеи по поводу развития кибуца. В Самар нет должностной иерархии. И так уже почти полвека.

     Как-то в Самар приехали панки, которые искали настоящий «анархистский рай», с музыкой, наркотиками и угаром. Однако увидев мирных кибуцников, тихо и методично работающих на плантациях, панки остались разочарованы и быстро уехали.

          ФИНАНСЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА.

     Самар является процветающим кибуцем, бюджет которого насчитывает миллионы шекелей. 46% дохода идет от фиников, 18% — от продажи молока, 8% — от продажи технологий, 6% — другие товары, 4% — туризм и наконец еще 18% от стороннего индивидуального заработка. Если член кибуца работает «на стороне», то весь свой доход от этой работы он отдает в казну кибуца, из которой потом берут все нуждающиеся. У каждого члена кибуца есть банковская карточка с доступом ко всей казне кибуца. Каждый может снимать с общего счета любую сумму под честное слово и без какого-либо мониторинга и контроля.

     Членам кибуца и волонтерам предоставляется жилье и питание в столовой, которая работает 24 часа в сутки, большой открытый бассейн, больница, библиотека, музыкальная комната, слесарная и столярная мастерская и всё это за счёт доходов кибуца. В Самар постоянно работают три врача, но сложное медицинское обслуживание и образование жители кибуца получают за его пределами и тоже за счёт доходов кибуца.

     Стать членом общины можно, но сложно — нужно два года прожить там на испытательном сроке, а потом пройти через всеобщее голосование. Если хотя бы один житель кибуца голосует против, то вас не возьмут. Конечно, прежде всего нужно быть израильтянином. А вот волонтером может стать любой человек. Волонтер работает и получает полное социальное обеспечение, кроме банковской карты, и не голосует на общих собраниях.

          ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ.

     Самар в нулевых смог полностью перейти на самообеспечение электричеством и перестал закупать его у государства. Это удалось за счет солнечной вышки, которая собирает солнечную энергию и перерабатывает ее в электроэнергию. Вышка состоит из 30 зеркал и башни высотой в 30 метров. Она обеспечивает энергией 70 семей и инфраструктуру кибуца. При этом в случаи непогоды, вышка в экстренном порядке может работать на газу или дизельном топливе. Зелёная, экологически чистая энергия является одной из визитных карточек Самар. Не просто так, о солнечной энергии там заговорили еще в 80-е годы прошлого века. Первопроходцем был инженер Бриян Медведь, житель Самар погибший при несчастном случае на производстве в 2002 году. Именно Медведь стал первым пионером в зеленой энергии долины Арава.

          ЛОЖКА ДЕГТЯ.

     Самар не идеален, как и все созданное человеком. Это не коммунистическая утопия, а поселение со своими проблемами и правилами общежития. Самар, как и другие кибуцы, создавался евреями и только для евреев. Кроме того, в Самар относительно других кибуцев, грязно и не так уютно, как в других кибуцах. Сами кибуцники рассказывают, что половина из всего задуманного так и осталась нереализованными идеями. Это связано с тем, что решения в Самар принимаются консенсусом, то есть для того, чтобы изменить что-то в кибуце нужно согласие ВСЕХ жителей. Тем не менее, Самар смог пройти испытание временем. 44 года для такой коммуны с таким укладом — это тоже успех и история кибуца продолжается.

          ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ  ПОСЕТИВШЕГО ЭТОТ КИБУЦ.

     «В 2012 году я побывал в Самар. Я увидел, как работает собрание, пообедал в их столовой, пообщался с жителями, поработал на конвейере сортировки фиников, посмотрел на библиотеку и другие социальные помещения. Любопытно было узнать, что четверть населения не пугается слова «анархизм» и открыто признает кибуц анархистским, хотя другая часть жителей старается избегать идеологических маркеров, во многом из-за политики СССР и негативных ассоциаций со словом «коммунизм» у многих людей.

     Я спросил двух молодых девушек, похожих на городских тусовщиц, а не на стереотипных селянок из постсоветских стран, почему они не покидают кибуц, ведь в городах все радости жизни. Они мне ответили: «А зачем? Нам здесь хорошо, а в городах эгоизм, жажда наживы и погоня за прибылью».

     Я убежден, что кибуц Самар вполне жизнеспособен, а изучая его опыт брать из него все самое правильное и работающее, пытаясь внедрять в других уголках Земного шара.»

     Военный аналитик и социальный активист, офицер Армии обороны Израиля Игаль Левин побывал в Самар и поделился  своими впечатлениями.


    По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь что-то понравилось, и у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!