1. Детство

Анатолий Марасов
Вспоминаем детское время к случаю, иногда, но вот сейчас, собирая детские эпизоды в какое-то продолжающееся целое, вдруг начинаешь «видеть» что-то важное – в  собственном, почти нереальном далеке.
И выхватываются разные ситуации, разные возрасты, разные времена…года, всё – как тени, бесшумно, всё – как сновидения…
И словно вижу улицы, дома, рощу, окрестности Ундор – ведь был всюду! Играл, знал подробности, смотрел… Видел! Чувствовал! Ведь всё же было!
Ответ на вопрос, что детство нам, есть ответ на вопрос, что вообще мы есть или кто мы есть.
Любим!  страдаем, смотрим, чувствуем…Защищаемся, оберегаем!
Но вот – ушло детство: что оно нам?
Какой это университет – детство? Университет впечатлений, игры? И какая волевая рука вела тебя в те долгие дни и годы? И не задумывался ты, лишь иногда, может быть, лишь сейчас оценивая те впечатления, те игры.
Это первый круг жизни твоей на Земле, круг, в котором ослепительно влияние  рождения твоего неизвестного импульса, этот круг из кругов – что он нам? мчится круг тот, заявляя о себе, и не «задумываясь» о себе! а десятилетия спустя ты будешь силы черпать в той инерции полёта,  которая для тебя до сих пор остаётся самой яркой, сильной, новой (!)… ты будешь буквально припадать к собственному источнику жизни
А что сейчас забыл ты? в чём забылся? Какие привычки, какая усталость лишают смысла существование твоё? И орбиты жизни твоей сейчас столь далеки от детских, что при нечаянном воспоминании с тобой – даже неверие: ты удивляешься себе как чужому!
Детство как университет – самое великое время учения: ведь ты так близок был к тайнам человека! В тебе рождалось человеческое, но ты не только не осознавал этого, но тебе и словно дарили это рождение…
Какие возвышенные смыслы окружали тебя и Учителей твоих, и сохранились ли они?
Даётся человеку шанс – детство, дарится детство: успевает ли детство поднять нас на достойные орбиты? И всё бесшумно, невидимо: умирает детство, исчезает что-то светлое, волнующее в тебе….а ты и не замечаешь. Как манекен можешь быть ты, живя по инерции, и жизнь – затихает твоя, не преодолевая сейчас преграды, когда-то кажущиеся незначительными.
Но сколько раз повторяется Детство, и столько же раз это звонкое и таинственное пронзает нас недосягаемо возвышенным смыслом: в чём оно повторяется? Как оно напоминает о себе? Великое время детства словно узлы оставляет, в которых и спрятаны все Начала наши…
*                *                *
До тайн человека – как до кричащем о себе расстоянии, которое мы чувствуем: тайны в ощущениях дали, неба, поверхности; тайны наши в оценках детства, в оценках жизни…
в протяжённости чего-то простого, в соотношении совсем простых вещей
Детство – приближает к целостным смыслам, возвращает гармонию знания и веры. Детство, может быть, дарит вновь уже потерянный смысл жизни…
Детство – велико
*
Л. Толстой в «Анне Карениной» написал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость….»
И это «страшное расстояние» в цепи неизвестных масштабов Бытия преодолевает уже человек в детстве своём! сам человек или ему помогает «пучина» и «непостижимость»?