Зейнеп Ибраева. Мелодия для флейты

Рена Жуманова
        У знаменитого флейтиста спросили: «Почему вы выбрали для себя именно флейту?» «А ее легко носить», - ответил музыкант. Так ли легко на самом деле «нести» по жизни этот почти невесомый инструмент и искусство владения им, судите сами. Зейнеп Ибраева, представительница старшего поколения кокшетауских духовиков, не понаслышке знает, каково это – быть флейтисткой. Почти четверть века назад приехав в Кокшетау, она целиком посвятила себя музыкальной культуре города. Работа в симфоническом, духовом и  казахском оркестрах, педагогическая деятельность в музыкальном колледже имени Биржана, неоднократное участие в работе жюри республиканских конкурсов – таков неполный послужной список этого заслуженного музыканта, недавно отметившего свой юбилей.
- Зейнеп Оразовна, расскажите, как Вы пришли в музыку?
-  Немаловажную роль здесь сыграла общая музыкальность атмосферы, в которой я росла. Моя мама-украинка хорошо играла на мандолине, папа – на баяне, все дети в нашей многодетной семье любили петь. Я всегда участвовала в художественной самодеятельности, солировала в хоре и мечтала стать певицей. Училась в Карагандинской общеобразовательной школе-интернате, на базе которой потом сформировали специализированную музыкальную школу-интернат. К тому времени я была уже  восьмиклассницей, до той поры музыкой особенно не занималась. Мне предложили класс домбры, я проучилась один год, но не почувствовала особой любви к этому инструменту – как-то не пошло у меня. Меня перевели в класс флейты, и, проучившись три года, я закончила школу.
- И Ваш дальнейший путь уже был предопределен?
- Да, и я ни разу не пожалела о своем выборе. Мне кажется, ничем, кроме музыки я не могла бы заниматься. Флейта - нежный и очень чуткий инструмент, который всегда тонко реагирует на мое настроение. После школы было Карагандинское музыкальное училище, а затем – Алматинская консерватория. Всё, как у всех, в общем-то. В 1979 году я по направлению приехала в Кокшетау и стала первым педагогом по классу флейты на духовом отделении нашего музыкального училища.
- Кто из учеников оставил самый глубокий след в вашей памяти?
- Мне кажется, невозможно забыть кого-то – у нас ведь не «поточный метод» обучения. Так что помню всех, могу рассказать о каждом. Первым моим студентом стал Мухтар Сайдалин. Сейчас это мой коллега, прекрасный педагог, преподаватель ДМШ, хороший профессионал, востребованный в оркестрах города.
         Не могу не упомянуть Сашу Оберста. Саша стал первым лауреатом республиканского конкурса в нашем молодом училище. Очень техничный был мальчик. Сейчас он живет в Германии, его сын тоже стал флейтистом. Еще одна моя ученица, Елена Горбач сейчас работает в Караганде, играет первую флейту  в симфоническом оркестре. Марат Жакупов стал художественным руководителем  филармонии в Петропавловске. Юля Косарева закончила тамбовскую консерваторию, учится в аспирантуре. В настоящее время в нашем городе во всех оркестрах работают мои «дети», и даже есть «внучка» - Аня Новицкая, ученица Лены Горбач.
 - И, конечно, славные традиции Вашего класса продолжаются и сегодня?
-  Не хочется хвалиться, но и нынешний  ученик – это мой «творческий внук». Сын Мухтара Сайдалина,  Гумир учится у меня два года. Его первым педагогом стал отец, уроки которого заложили необходимую базу. Весной этого года Гумир принял участие в Фестивале «Созвездие надежд», организованном фондом образования Нурсултана Назарбаева. Фестиваль проходил в Алматы, среди участников почти не было представителей региональных колледжей, в основном – учащиеся алматинских спецшкол. Все отметили хорошее техничное исполнение Гумира.  Большой радостью для него стал цветной телевизор, врученный ему в качестве приза. Это только начало, в 2006 году мы обязательно примем участие в республиканском конкурсе.
- От чего зависит успех подготовки флейтиста-лауреата?
- Знаете, можно подготовить сложнейшую программу на уровне учащихся старших классов спецшкол, но без хорошего инструмента на конкурсе делать нечего. Поэтому, прежде всего, необходимо приобрести новый инструмент. Гумир –  в техническом отношении очень продвинутый студент, а над качеством звука нам еще предстоит поработать.
- Какие проблемы Вам приходится решать, возглавляя работу духового отделения колледжа?
- Нужно идти в ногу со временем. Сейчас, например, очень востребован саксофон, а у нас нет возможности для подготовки  саксофонистов. Всё упирается в средства. Саксофонисту нужно часто менять трости, по две в месяц, а они стоят денег. И вообще, нужно учиться на хороших инструментах. Зачастую педагогам приходится предоставлять свой инструмент, но это – не выход из положения. 
- И в какую же сумму обойдется родителям приобретение инструмента?
- Если говорить о флейте, то можно приобрести инструмент и за триста долларов, но это – лишь на начальный период. Можно купить флейту и за тысячу. Ученическая флейта Yamaha – где-то в районе пятисот долларов.  Конечно, не каждый родитель сможет позволить себе такую «роскошь».
- Много ли желающих обучаться именно на духовых инструментах?
- Как ни странно, довольно мало. Большинство привлекает возможность поступления в колледж без начального музыкального образования, выпускники музыкальных школ по классу духовых инструментов – это, так сказать, штучный товар. Многое зависит от какого-то предубеждения. А ведь медиками доказано, что игра именно на духовых инструментах укрепляет легкие и является прекрасной профилактикой туберкулеза. Вообще, рекомендуется любого ребенка с пяти лет обучать игре на блок-флейте, это очень полезно.
- Но ведь существуют и определенные ограничения для желающих освоить вашу специальность?
- Конечно, прежде всего, мы смотрим на физические данные. Строение зубов, плотность сжатия губ здесь играют не последнюю роль. Например, на широкомензурных инструментах нельзя обучаться людям с узкими губами. Низкорослый с короткими руками никогда не будет тромбонистом – некрасиво, да и с кулисой справляться просто  неудобно.
- Известно, что флейта – один из самых сложных инструментов…
- Да, семьдесят процентов  воздуха уходит за пределы инструмента. Также большая проблема у нас возникает с дыханием. Так, например, девочек приходится обучать смешанному типу дыхания, несмотря на то, что от природы «женский» тип дыхания – грудной.
- С чем еще, на Ваш взгляд, связано малое количество поступающих?
- С предубеждением, о котором я уже говорила. Вероятно, многие считают, что бухгалтером стать выгоднее, чем музыкантом. Но ведь если ты – хороший духовик, тебе цены не будет. Многие наши выпускники с успехом работают в России, в Германии… Хорошему специалисту нечего бояться и в Казахстане. В Астане, к примеру, очень высокие ставки. Да и вообще.… Сейчас много богатых людей, которым хочется окружить себя атмосферой утонченности и элитарности. Они готовы заплатить большие деньги за звучание живой музыки.
- Каковы ближайшие перспективы духового отделения?
- В целом, отдавая предпочтение классическим традициям, любя музыку Баха и Вивальди, я давно мечтаю об открытии эстрадно-духового отделения и сейчас работаю над программой. Сказываются более чем двадцать лет, отданные духовому оркестру. Сейчас это эстрадно-духовой оркестр ДК «Кокшетау», в котором я продолжаю работать. Мне хочется передать опыт начинающим педагогам, поставить работу на хорошую основу, помочь с оформлением документации. А нам пора уступать дорогу молодым.
- Мне вспоминаются Ваши слова о пенсионном возрасте духовиков в зарубежных странах….
- Да, в некоторых странах духовики уходят на пенсию в тридцать шесть лет. Но это спорный вопрос. Что же касается педагогики, то здесь – всё наоборот. Иногда думаешь: вот если бы вернуть студентов, которых учила лет двадцать назад, какими бы замечательными могли быть результаты…
- Будущее Вашего сына тоже видите в музыке?
- Нет, проучившись немного, Тимур отказался продолжать. Хотя он очень музыкален, дома часто играет для себя, поет, всегда с интересом слушает серьезную музыку. Как и многие четырнадцатилетние ребята, Тимур мечтает стать программистом, успешно учится в казахско-турецком лицее. Я думаю, заставлять и принуждать ребенка не стоит, пусть сам выбирает свою дорогу. Если в человеке заложено что-то, он, так или иначе, придет к музыке. И расстаться с ней уже не сможет.


«Курс», №34 (326), 25.08.05.