Путешественница

Виктор Мясников
                Памяти Ф.Кафки

Давно это было…
Тёплым весенним вечером в старом берлинском парке было малолюдно и по-домашнему уютно. Прихотливо изогнутые дорожки, аккуратно посыпанные кирпичной крошкой, заманивали редких прохожих заглянуть за поворот и оценить строгую опрятность подстриженных кустов и свежий вид недавно окрашенных садовых скамеек. Фонари ещё не горели, а просто стояли ровными шеренгами в полупоклоне, словно лакеи на светском рауте, готовые услужить по первому зову.
 
По одной из пустынных дорожек парка шёл старик. Он глядел прямо перед собой, но не замечал окружающего пейзажа. Он мерно шагал, опираясь на трость, держа в другой руке свёрнутый сюртук – было действительно тепло, и он, по-видимому, напрасно надел его, выходя из дому. Старик не выглядел усталым, наоборот, было похоже, что он доволен прогулкой, и мысли его тоже были приятными – на лице старика то и дело угадывалась лёгкая улыбка.
Где-то вдали играла негромкая музыка, она то замирала, то звучала вновь, но постепенно на её фоне старик начал различать посторонние звуки. Очень скоро он узнал их. Это был детский плач.

За очередным поворотом старик увидел скамейку, на которой сидела пожилая женщина. В сумке рядом с ней виднелись клубки вязания и потрепанная книжка. Перед женщиной стояла маленькая девочка и горько плакала. Женщина держала её за руку и что-то тихо говорила, пытаясь успокоить ребёнка.

Старик поравнялся со скамейкой и, приподняв шляпу, поздоровался:
- Добрый день! – Он присел возле девочки и спросил:
- Что случилось, малышка?
- Она куклу потеряла! – ответила за неё женщина.
Девочка ничего не сказала, только шмыгнула носом и кивнула. Глаза у неё были заплаканы, нос мокрый, и всё личико выражало безутешное горе. Между тем женщина продолжала:
- Мы тут гуляем почти каждый день. А вот сегодня не повезло. Выронили где-то куклу и не можем найти. А нам домой уже пора.
- Не выронили! – махнула рукой девочка, – она просто спряталась! Мы в прятки играли… А я найти её не могу!
- Понятно, малышка, – сказал, усмехаясь, старик. А как тебя зовут?
- Грета. А тебя как?
- А я просто старый волшебник! – старик пожевал губами, – На пенсии…
- Волшебник!? – заплаканные глаза широко распахнулись, – А что значит, на пенсии? Ты уже, значит, не колдуешь?
- А я и раньше не колдовал! – старик слегка нахмурился. – Я не колдун, а волшебник. Просто я иногда делаю чудеса.
Он помолчал и добавил:
- Когда дети просят!

Женщина на скамейке молча смотрела на старика, а девочка просто не сводила с него глаз.
- Я помогу тебе, Грета! – сказал старик. – Мы найдём твою куклу. Кстати, как её зовут? Не могу же я ходить по кустам и кричать «Эй, где ты там! Выходи!»
- Ой, правда, так будет некрасиво! Её зовут Линда.
- Красивое имя! Значит, Линда.
Девочка потупилась и добавила:
- Но я звала её, звала, а она не идёт. Наверное, далеко убежала.
- Ничего, я найду… Скажи, а ты не обижала её?
- Нет-нет! Мы с ней всё время дружим. – Девочка даже замахала руками. Глаза её уже высохли. – Пойдём же скорей искать её.
- Нет-нет, Грета, так не годится. Тебе уже пора домой, ты разве не слышала, что мама сказала?
- Я не мама! – промолвила женщина. Я няня. А наша мама скоро придёт с работы и будет волноваться.
- Вот! Я и говорю, что мама будет волноваться. Ведь детям уже пора домой!
Девочка подняла голову и посмотрела на старика.
- А как же…?
- А взрослым ещё можно гулять! – хитро улыбнулся старик. – Поэтому сделаем так:
- Ты завтра будешь здесь гулять? Скажем, э-э, после обеда?
- Да! – кивнули обе.
- Вот завтра мы здесь и встретимся. На этой скамейке. Я найду куклу, и мы оба будем тебя здесь ждать. Договорились?
- Хорошо! – улыбнулась Грета.
- Спасибо вам! – искренне воскликнула женщина.
- Ну, я пошёл дальше гулять! – старик приподнял шляпу, – Буду искать вашу беглянку. До свиданья, Грета, до завтра!
И ушёл по тропинке, постукивая тростью и иногда шевеля ею придорожные кусты.

Следующий день выдался таким же тихим и тёплым. Во второй половине дня по знакомой дорожке возле вчерашней скамейки бегала Грета с пустой кукольной коляской. Няня сидела на скамейке и вязала. Обе иногда посматривали на поворот дорожки, из-за которого вчера так неожиданно появился добрый волшебник. Нетерпеливая Грета иногда добегала до поворота, но няня строгим голосом возвращала её к скамейке.

И старик появился. Как и вчера он вышел из-за поворота аллеи. Так же как и вчера, с тростью и свёрнутым сюртуком в руке,  он приблизился к скамейке мерным шагом, улыбаясь чему-то своему едва заметной улыбкой.
Старик подошёл к скамейке и приподнял шляпу.
- Добрый день! – как и вчера, сказал он, – Позвольте присесть?
- Здравствуй, добрый волшебник! – звонко ответила Грета, а няня кивнула и тоже поздоровалась.

Старик присел на скамейку, снял шляпу и положил её рядом. Грета нетерпеливо заглянула ему в глаза и схватила за палец.
- Ну, что, ты нашёл Линду? – и затаила дыхание в ожидании ответа.
- Нашёл!
- Правда!? – Грета захлопала в ладоши. – А где же она.
- Сейчас узнаешь! – ответил старик и вытащил из кармана маленький конверт. – Вот тебе письмо!
- Мне?
- Да, Линда просила тебе передать.
- А где она?
- Тут всё написано, прочти.
- Но я не умею читать! – В глазах Греты уже были готовы заблестеть слёзы. – Я только буквы учу.
- Ничего, я прочту тебе вслух. А ты возьмёшь его с собой, и всегда сможешь попросить кого-нибудь из взрослых перечитать его, когда захочешь.
И он вынул из конверта маленький листок бумаги.

«Здравствуй, Грета! – зачитал вслух старик, – Пишет тебе твоя лучшая подруга Линда. Пожалуйста, не огорчайся моему отсутствию. Я уехала в путешествие, чтобы повидать мир. Буду писать тебе обо всех своих приключениях. А когда приеду, всё тебе расскажу».

- Так она уехала? – грустно проговорила Грета.
- Да! – с улыбкой начал старик, – уехала! Ты знаешь, когда я нашёл её и познакомился, она много мне рассказала о тебе. Она сказала, что вы давно дружите, ей нравится с тобой играть и гулять. Но последнее время она стала замечать, что ты часто играешь с другими куклами, а её оставляешь на полке…
- В коробке…
- Ну, да, в коробке. А ещё ты недавно забыла её…
- В саду?
- Да, в саду. И она чуть не попала под дождь. Было такое?
- Было… – тихо ответила Грета, опустив голову.
- И она говорит, что, наверное, Грете стало скучно со мной, она такая умная девочка, а я…  Ничего не видела, ничего не знаю.
- Нет-нет, не скучно…
- И потому она решила ненадолго уехать… В отпуск, что ли.
- В отпуск?
- Ну, да, в отпуск. Так что скоро приедет, жди. А пока читай письма, она обещала часто писать.
- А куда она вчера поехала?
- Не знаю, давай подождём письма.
- Хорошо, давай!
- Договорились! Как только я получу письмо, я сразу же передам его тебе. Так что приходи на это место, гуляй, играй, а мне пора!
С этими словами старик медленно поднялся, и, прощаясь, церемонно приподнял шляпу:
- До свиданья, Грета! До свидания, фрау!
И ушёл, не оглядываясь, постукивая тростью. Но в этот раз он уже не отвлекался и кусты ею не шевелил.

Дома Грета всем рассказала о встрече с добрым волшебником и о том, что она ждёт письма от Линды. Две знакомые девочки, живущие в их дворе, не поверили Грете, сказали, что так не бывает, а мама, наоборот, очень обрадовалась и сказала, что нужно обязательно дождаться письма. Линда всегда была очень послушной и воспитанной куклой, и если обещала написать, то обязательно пришлёт письмо. И как интересно будет узнать, куда же отправилась эта отважная кукла.

Прошло три дня. Погода оставалась прекрасной, почти летней. Каждый день после обеда Грета с няней гуляли в парке, стараясь не уходить далеко от знакомой скамейки. На четвёртый день, наконец, появился долгожданный волшебник.

- Здравствуй, Грета! Добрый день, фрау! – церемонно поздоровался старик, присаживаясь на край скамейки. – Что, заждались своего почтальона?
- Здравствуй, добрый волшебник! – радостно защебетала Грета, – А ты что, правда принёс письмо?
- Принёс, принёс! И сейчас тебе его прочитаю.
Старик надел старомодные круглые очки, достал из кармана маленький конверт, распечатал его и вынул листок розовой бумаги.
- Слушай! – сказал он и начал медленно читать, словно с трудом разбирал маленькие буквы.

«Здравствуй, Грета! Это твоя подруга Линда. Ты знаешь, я только что была во Франции. Познакомилась здесь с куклой по имени Марианна. Очень интересная и воспитанная девочка. Мы гуляли по большому городу Парижу, поднимались на лифте на высокую башню и смотрели на город с высоты облаков. И птицы летали рядом с нами и просили хлебные крошки. Мы бросили им кусочек булочки. А внизу спешили маленькие люди, и машинки были как игрушечные. Потом мы пили очень вкусный кофе, а я ела пирожное со взбитыми сливками и земляникой. Я думаю, что когда ты подрастёшь, то обязательно съездишь в этот красивый город. Не скучай!
Твоя Линда».

Старик сложил листок и положил его в конверт.
- Возьми! – сказал он Грете, отдавая ей конверт, – Сохрани его. Когда Линда вернётся, вместе перечитаете его, и она расскажет тебе про Париж.
- Как здорово! – воскликнула Грета. А наверно вкусные пирожные были там, в Париже. Со взбитыми сливками…
- И с земляникой!
- Да, и с земляникой!
- Завидую я твоей Линде! – сказал старик, улыбаясь, – Побывать в таком красивом городе! Я был там очень давно, но до сих пор помню его. Прекрасный город! – повторил он.
- И я туда поеду… когда вырасту! – сказала Грета мечтательно. – И тоже буду кормить птиц под облаками.
- Конечно, съездишь! Я в этом уверен! А если волшебник уверен, то… – Старик подмигнул девочке, поднялся и приподнял шляпу, прощаясь.
- До свиданья, Грета! До свиданья, фрау! До новых писем!
И резко повернувшись, он зашагал прочь знакомой размеренной походкой.

Следующее письмо пришло через четыре дня. Но всё равно, Грета успела соскучиться. Детям ведь так трудно ждать! «Но если долго ждёшь, то обязательно дождёшься чуда, которое произойдёт» – именно так сказал Грете старик-волшебник, появившись в тот день из-за знакомого поворота и присев на их скамейку. Он улыбался хитрой улыбкой и щурил глаза, пока девочка прыгала от нетерпения, заглядывала ему в глаза, теребила за руку и просила скорей показать письмо. Фрау няня молча улыбалась, глядя на эту потешную сцену.

Старик надел очки, достал конверт и распечатал его. Потом пошевелил губами, прищурился, пытаясь разглядеть маленькие буквы и начал медленно читать, делая значительные паузы после каждого предложения:

«Здравствуй, Грета! Пишет тебе твоя Линда. Недавно я побывала в Испании. Там я познакомилась с куклой, которую зовут Кармен. Она очень умная девочка и умеет танцевать испанский танец фламенко. Она танцует и при этом щёлкает маленькими камушками в ладонях. Эти камушки сделаны специально для танцев и называются кастаньеты. Получается очень красиво. Я тоже обязательно научусь так танцевать. Ещё Кармен водила меня на большой стадион, где мы смотрели корриду. Это такие бои, когда люди дерутся с большими быками. Было много народу, все кричали и радовались, а мне не понравилось. Было очень жалко глупых и толстых быков, которых кололи острыми палками. Я думаю, что когда ты подрастёшь и решишь поехать в Испанию, то тебе не нужно будет идти на корриду. Тебе точно не понравится. Лучше купаться в тёплом море и есть мороженое с ананасами.
До свидания. Твоя Линда».

Старик сложил письмо и отдал его девочке.
- Вот, Грета, сохрани и это письмо. Вам будет интересно перечитывать его с Линдой, когда она вернётся. А потом, когда ты подрастёшь, ты обязательно съездишь в эту прекрасную страну. И научишься танцевать фламенко.
- Так же, как Кармен? С камушками?
- Да! С кастаньетами. Это так красиво! Стучат в такт кастаньеты и каблучки! – старик задумался о чём-то и замолчал.
- И ещё там очень тепло! – добавил он через некоторое время, – Поэтому люди меньше болеют!
- Как интересно! – проговорила Грета, – Я тоже завидую ей. Она столько увидит!
- Не завидуй, у тебя всё впереди, ты в жизни увидишь гораздо больше. Это я тебе как волшебник обещаю! – Старик помолчал, – Ну, мне пора!

Он поднялся и попрощался всё с той же учтивостью, что и всегда:
- До свиданья, Грета, до новых писем! До свиданья, фрау!
И ушёл, как всегда постукивая тростью.

Следующее письмо пришло через неделю. И когда старик распечатал его, стало понятно, почему оно шло так долго. Ведь ему пришлось пересечь океан, как объяснил он. Вот что было в этом письме:

«Здравствуй, Грета! Ты знаешь, я была в Америке. Летела туда на настоящем самолёте. Мы летели выше облаков, но я почти не боялась и смотрела в окно. А под нами был большой океан. В Америке интересно. Я познакомилась там с куклой Барби. Она хорошая девочка, только немного задавака. Хвасталась мне, что у неё много платьев и туфелек. И ещё говорила, что когда подрастёт, то выйдет замуж за своего дружка, которого зовут Кен. Смешное имя, правда! И все уши мне прожужжала про своего Кена. Какой у него красивый домик, да какая у него красивая машина. А я чувствую, что не очень-то она его любит. В общем, задавака. Но она водила меня в Диснейленд. Это такой детский город-парк. Там было очень интересно, много игрушек, карусели и качели. И много детей, которые там веселились. Я думаю, что когда ты вырастешь, то обязательно съездишь в Америку и сама всё увидишь. Не скучай!
Твоя Линда».

Старик сложил письмо и посмотрел на Грету. Девочка сидела молча, лишь губы её шевелились, а широко раскрытые серые глаза смотрели вдаль. Наверно, она представляла перед собой океан и далёкую незнакомую страну.

- Как интересно! – сказала она тихо, почти прошептала, – Целый город для детей! А у нас такого нет.
- Да, у нас такого нет! – согласился старик, – Зато у нас есть много чудес, которые случаются с детьми. Наши куклы много путешествуют и потом рассказывают детям о своих приключениях. А иногда даже привозят подарки.
- Подарки?
- Да, подарки из далёких стран.
- И Линда тоже привезёт мне подарок?
- Не знаю, Грета, нужно дождаться её возвращения. А пока нужно хранить её письма и учить буквы. Ты учишь?
- Учу! – девочка замялась, – Только… я почти все буквы знаю, а слова пока у меня не получаются. Мне мама и няня помогают.
- Вот и хорошо! – улыбнулся старик, – скоро начнёт получаться. Ты письма от Линды перечитывай иногда, и дело быстрее пойдёт. Ну, а мне уже пора. Я хоть и на пенсии, но мне ещё много нужно сделать.
Старик отдал письмо Грете, поднялся и откланялся.

Он шёл через парк своим обычным маршрутом из дома в больницу и размышлял о том, что врач последнее время всё чаще хмурится и бормочет про себя что-то неодобрительное. А в последнее время он завёл разговор о венском санатории, о том, что там творят чудеса и вылечивают практически все формы туберкулёза. «Чудеса! – думал старик, – Наверно там тоже работают добрые волшебники!» А доктор продолжал уговаривать, добавляя, что стоить лечение будет не так уж дорого, если он позвонит туда своему знакомому хирургу и даст свои рекомендации.
Сегодня предстояло дать согласие. Или отказаться от санатория и продолжить лечение в Берлине.

Через час с небольшим старик вышел из больницы и отправился по магазинам. Доктор убедил его, что лучше поехать в Вену, где его будут ждать. Помимо звонка доктор написал подробное письмо своему венскому коллеге, в котором высказал свои рекомендации по лечению пациента, и вложил это письмо в объёмистый пакет с историей болезни. Ехать предстояло через две недели.

Шли дни, весна разгулялась вовсю, а писем от Линды всё не было. Маленькая Грета почти каждый день ходила гулять в парк, но добрый волшебник не появлялся. Девочка очень волновалась, что она пропустила его приход, когда провела дома два дня, не выходя на улицу. Бегая без пальто по двору, она немного простудилась. Мама обнаружила у неё покрасневшее горло и запретила выходить на улицу. А для лечения Грете три раза в день давали противное горячее молоко. С пенкой! Грета мужественно пила его, терпела его противный вкус и даже не капризничала. И, видно, ей так хотелось в парк, что уже через два дня горло перестало болеть, и ей разрешили гулять.

Ещё два дня прошли в ожидании. Грета считала дни, и у неё получалось, что уже десять дней от Линды не было писем. «Наверно, он приходил, когда я сидела дома!» – думала она, и её сердечко сжималось от страха потери. «Нет, он придёт, обязательно придёт, ведь когда ждёшь, чудо и происходит!» - вспоминала она слова волшебника. И вот…

Грета сразу заметила волшебника, как только он появился из-за поворота. Он выглядел всё так же, как и в первый раз, только сюртука у него не было – стало по-настоящему тепло.

- Здравствуй, Грета! Добрый день, фрау! – Со знакомой учтивостью поздоровался старик, – А у меня хорошие новости!
- Письмо!? – захлопала в ладоши Грета.
- Не только письмо! – хитро улыбнулся старик – Ещё кое-что! Но об этом потом.
С этими словами он достал из кармана конверт, потом очки, распечатал письмо и начал читать:

«Добрый день, Грета! Пишет тебе твоя подруга кукла Линда. Хочу рассказать тебе, как я ездила в Россию. Там я познакомилась со смешной толстой куклой, которую зовут Матрёшка. Она такая круглая, но очень симпатичная. У неё много сестёр, похожих друг на друга, разного возраста и роста. Мы всей гурьбой много ездили по России, которая очень большая. Поэтому мы катались на поездах. Иногда летали на самолётах. Я уже научилась совсем не бояться летать. Мы видели много разных рек и гор, красивых озёр и больших городов. Везде было очень красиво и интересно. Мы видели живых медведей и других животных, ели вкусные блины и пирожки, и я даже ела икру и пила медовый напиток. Я думаю, что когда ты вырастешь, то обязательно съездишь в Россию, и тебе там обязательно понравится. Не скучай! Я скоро вернусь, и мы снова будем вместе. Я приготовила тебе подарок!
Твоя Линда».

Старик сложил письмо и молча отдал его девочке. Грета тоже сидела молча. Она просто не могла справиться со своими мыслями о настоящем чуде, которое происходит с ней. Она так и не успела ничего сказать, а старик уже достал из кармана маленький листок без конверта и развернул его.

- Телеграмма! – торжественно произнёс он.
- Телеграмма!? Мне!? – воскликнула Грета.
- Да, тебе! От Линды. Вот, слушай!

И так же торжественно старик зачитал:
«Дорогая Грета! Я скоро приеду в Берлин. Жди меня в парке через два дня на известной скамейке. Твоя Линда».

- Через два дня! – воскликнула Грета.
- Через два дня! – как эхо повторил старик – Как всегда, после обеда! – Он подал девочке маленький листок с печатными, как в газете, буквами. – Вот, возьми на память.

- Через два дня! – словно не веря, повторила Грета, – Моя Линда вернётся! И она мне всё расскажет.
- Она долго будет тебе рассказывать. Всё-всё! Ты будешь с ней играть, а она – рассказывать. Как летала на самолётах и плыла через океан, как каталась на каруселях и ездила на поездах, как кормила птичек крошками и танцевала фламенко с кастаньетами… Обо всём!

- И она привезёт мне подарок!
- Обязательно привезёт! Ведь она же обещала.
- Как интересно! Настоящее чудо! Чудо!
Грета не могла усидеть на месте. Она вскочила со скамейки и закружилась в воображаемом танце. Няня нахмурилась, но ничего не сказала, а старик поднялся и искренне рассмеялся, глядя на радостные пируэты, которые выписывала маленькая танцорка. Он даже похлопал в ладоши несколько раз, отбивая ритм неслышимой музыки, которая играла внутри.

- Мне пора, Грета! – сказал он, улыбаясь. Встречай послезавтра после обеда свою куклу. Я думаю, что она тоже соскучилась и ждёт-не дождётся встречи с тобой.
- До свиданья, добрый волшебник! – звонко откликнулась Грета, – Как хорошо, что я встретила тебя! Я буду ждать сильно-сильно!
- Спасибо вам! – сказала няня, – Вы, действительно, настоящий добрый волшебник. Я тоже раньше таких никогда не встречала!
- Я на пенсии! – усмехнулся старик, – Но иногда дети просят…
Он церемонно поклонился.
- Моё почтение, дамы! – Старик приподнял шляпу, – До послезавтра!
И зашагал прочь, как всегда постукивая тростью.

Два дня тянулись бесконечно долго. Грета, по совету няни, даже ложилась спать пораньше, чтобы быстрее наступало утро. «Как же медленно тянется время! - думала она, засыпая, – Скорей бы завтра!»

«Как быстро всё пролетело!» – думал старик, сидя в кресле и глядя на фотографию в чёрной рамке, стоящую на каминной полке. «Ещё вчера мы стояли на балконе Эйфелевой башни и кормили нахальных птиц кусочками круасанов. А дежурная хмурилась, но молчала. Видно, не хотела портить нам настроение. А мы смеялись, такие глупые и беззаботные. Счастливые!»

Старик отпил из чашки и снова задумался.
«А фламенко! И как у неё всё сразу получилось! Только ритм, звуки болеро и кастаньеты. И точёная фигурка в длинной юбке, с поднятой гибкой рукой, словно язык пламени свечи – такой же лёгкий и колеблющийся. А потом злые толстые быки на арене. И кровь, и её «Давай уйдём!».

«Или океан в иллюминаторе. Разве забудешь это запах – водоросли и рыба, этот звук – музыка и шум винтов за кормой. И соль на губах. Её губах! А перед форштевнем в бурунах зеленоватой воды стайки летучих рыб. И, кажется, что в шуме ветра слышишь периодическое «Ф-рр!», которое издают их трепещущие крылья-плавники.
Как вчера…»

Старик взял фотографию и аккуратно положил ее между рубашками в потёртый кожаный чемодан. На его боках ещё сохранились кое-где старые наклейки. Многое повидал этот чемодан, но всё меньше мог рассказать – время стирало свои же следы, заменяя яркие наклейки молодости грубыми шрамами и царапинами прожитой жизни. Старик разгладил верхний слой одежды и закрыл чемодан.

Пора было уезжать. Завтра вечером поезд повезёт его в Вену. Он поставил чемодан у двери и взял в руки маленькую коробку. Ещё раз перебрал её содержимое и, закрыв крышку, перевязал коробку розовой лентой. Потом взял старую почтовую открытку и принялся выводить маленькие буквы, щуря глаза за толстыми стёклами очков.

«Если ждёшь достаточно долго – чудо всегда произойдёт!» – так сказал добрый волшебник. И Грета повторяла эти слова, ёрзая возле няни на «своей» скамейке. У её ног стояла маленькая пустая кукольная коляска.

«И всё-таки как долго тянется время, кажется иногда, что оно стоит!» – была следующая мысль. А няня молча вязала рядом, иногда косясь на нетерпеливую девчонку и улыбаясь чему-то своему.

Наконец, из-за поворота показался человек. Это был волшебник, но Грета не сразу его узнала – вид его был непривычен: человек нёс в одной руке чемодан, а в другой трость и небольшой саквояж.

Волшебник подошёл к скамейке и поклонился.
- Добрый день, дамы! – как всегда несколько церемонно поздоровался он.
- Здравствуй, добрый волшебник! – ответила Грета, затаив дыхание.
- Добрый день! – улыбнулась няня.
- Ну, вот, ты и дождалась свою беглянку! – обращаясь к девочке, сказал старик, – Она по тебе тоже очень соскучилась. Сама мне призналась по секрету!
С этими словами старик открыл саквояж и достал из него куклу в ярком платье. Он разгладил складки на платье, поднял с земли коляску и посадил куклу в неё.

- Поздоровайся с ней, Грета! – сказал старик, подавая коляску девочке.
- Но это не Линда! – звонко вскрикнула Грета, – она не похожа на неё!
- Ну, как же не Линда! – возразил старик, – Я помню её с первого дня знакомства, это она. Да, я совсем забыл, она просила передать тебе записку. Ведь куклы не могут сами разговаривать с детьми, только с волшебниками.
И он достал из саквояжа маленькую открытку. Надел свои круглые очки и прочитал:

«Здравствуй, Грета! Я очень рада снова видеть тебя. Я так скучала, пока ездила по разным странам. Не удивляйся, что я стала немного не такой, как раньше. Путешествия изменили меня. Да и ты тоже изменилась, стала старше и красивее. Волшебник передаст тебе мои подарки. Я очень благодарна ему за то, что он научил меня путешествовать.
Твоя подруга кукла Линда».

Грета слушала и смотрела на куклу. Она вынула её из коляски и взяла на руки, как ребёнка. Когда старик закончил читать, маленькие пальчики осторожно гладили куклу по волосам. И могло показаться, что кукле это нравилось.

- Мне пора! – внезапно сказал старик, заглядывая в саквояж, – Скоро вечер, а у меня ещё столько дел!
И он достал из саквояжа небольшую коробку, перевязанную розовой лентой.
- Это тебе, Грета! Подарки от Линды. Помнишь, она обещала?
- Подарки? Так много? И всё мне? – затараторила девочка.
- Да-да! Только есть одно условие.
- Какое?
- Меня Линда попросила передать, чтобы ты не открывала коробку здесь. Только дома. Договорились?
- Хорошо! – воскликнула Грета, – А можно я уже побегу домой?
- Ну, конечно, можно! Если няня не возражает.
- Она не возражает! – сказала няня, забирая подарочную коробку в сумку, – Спасибо вам за всё! И до свиданья!
- Моё почтение, фрау! – старик встал и приподнял шляпу – До свидания, Грета, будь счастлива!

Он снова опустился на скамейку, провожая взглядом женщину с ребёнком. Девочка держала няню за руку, другой прижимая к себе коляску с новой куклой. Она что-то быстро говорила няне, а та кивала головой и улыбалась. Перед поворотом девочка оглянулась – на её скамейке сидел старик с чемоданом у ног и смотрел ей вслед. Он казался совсем старым, но девочка знала, что это добрый волшебник, который, если что случится, всегда поможет ей. И она была совершенно счастлива. Наконец они скрылись за поворотом. Старик подумал, что первый раз не он, а они ушли первыми. Теперь можно было идти на вокзал.

Прошло много времени. Годы бежали наперегонки, путаясь сезонами. Иногда тёплую зиму дополняло холодное лето, иногда наоборот. Жизнь набирала скорость, почувствовав свободу. Но старый парк оставался всё таким же ухоженным и уютным. Правда, скамейки заменили, поставили более удобные. А фонари выпрямились, стали более надменными и уже не старались услужить.

И вот как-то очередной весной Грета сидела в парке с книгой в руках. Но она не читала, а просто наслаждалась тёплой погодой и нежным весенним солнцем. Книга так и не была раскрыта, очки лежали рядом. Её внучка играла возле скамейки – возила по дорожке детскую коляску, в которой сидела старая кукла.

Грета краем глаза заметила, как из-за поворота показался человек, и вдруг давно забытое чувство шевельнулось у неё в душе. Сердце прыгнуло куда-то и замерло. Это был старик в шляпе и в старомодном сюртуке. Он шёл мерным шагом, слегка постукивая тростью, и глядел прямо перед собой, думая о чём-то своём.

Приблизившись к скамейке, он взглянул на Грету, молча приподнял шляпу и проследовал дальше такой знакомой походкой. И Грета глубоко вздохнула – это был совершенно незнакомый старик. Того доброго волшебника она никогда и нигде больше не встречала, хотя часто бывала в этом парке.

Грета закрыла глаза, и в её памяти ярко возник тот счастливейший в её жизни вечер, когда она получила подарок от своей любимой куклы. Перед глазами снова появилась небольшая коробка. Розовая лента легко развязалась, а под  крышкой оказались диковинные игрушки: маленькие кастаньеты для девочек, статуэтка Эйфелевой башни, весёлый плюшевый Микки-маус и несколько кукольных платьев, а ещё странная деревянная кукла, у которой внутри была такая же, а в той – ещё одна – всего пять штук. В общем, целое сокровище! И она сидела среди этого богатства, держала на руках старую, но изменившуюся куклу, гладила её и повторяла про себя: «Спасибо, Линда!»

Конец

Обнинск, февраль 2016г.