На выставке cовременного искусства

Сусанна Арутюнян 2
Оговорюсь сразу: я не против современного искусства, даже пытаюсь его полюбить, понять и простить...
Нас пригласили на мероприятие. В стильно-модном арт-пространстве открылась выставка. Ожидался показ новых средств и материалов выражения, перформансов. Богато отделанное помещение, роскошные высоченные потолки, дорогой гранитный пол придавали особый шик и значимость происходящему.
Установленные арт-объекты сопровождались подписями в целую страницу. Конструкции нуждались в разъяснениях: что означает долго и мучительно выношенный креатив художника, каков истинный смысл произведения, имманентно присущий ему? И все-таки сложность сопроводительного текста никак не убеждала, что пять одинаковых хромированных баков для мусора – непременный атрибут экспозиции. Повешенный на веревке под потолком красный стул был как-то ближе и понятней. Трудно было определить художественную ценность желтой детской пластмассовой машинки, выставленной в качестве отдельного экспоната, но напрягаться не хотелось…
Атмосфера была праздничной, настроение – приподнятым. Мы прошли к замыкающей инсталляции – то была гора сваленных в кучу огромных клетчатых баулов, незаменимых для «челноков» продолговатых дорожных сумок. Вокруг сновали ценители, критики, царила атмосфера воодушевления. На нас нахлынуло ощущение причастности к чему-то супермодному, непонятно-сложно-высокохудожественному. Тут мы заметили прикрытую темной занавеской комнату. Разъяснений читать не стали, с интересом прошли внутрь. Вокруг была кромешная тьма.
– Это особая, специальная комната, – шепнул муж.
Я с готовностью подтвердила:
– Надо закрыть глаза и, как бы оторвавшись от внешнего мира, шума, света, попробовать почувствовать волшебство самопознания…
– …Самосознания, самосозерцания, – глубокомысленно продолжил муж.
Так, зажмурившись, в полной темноте, тишине и ожидании мы простояли несколько минут. Свершилось. Вышли, очень довольные. Оглянулись. Около комнаты стояла корзина с 3D-очками. Чуть выше располагалась кнопка – при нажатии на нее в темной комнате засветился экран, дальше последовали сменяющиеся кадры накатывающих морских волн… На самом деле это было помещение для просмотра стереоскопических фильмов.
Идя на поводу общей концепции выставки, мы, пытаясь додумать, доглядеть и домыслить, не поняли простоты замысла. Приступ безудержного смеха охватил нас. Оглушительные раскаты хохота сотрясали стены арт-пространства.