Высшее звание

Дмитрий Кульпин
   Попробуем вспомнить те титулы, звания, которыми Новый Завет наделяет последователей Иисуса Христа. Как бы мы себя назвали? К примеру: святые, дети Божьи, царственное священство, сыны света, кому что нравится. А вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-либо из апостолов себя так называл? Да,  они употребляли эти термины, но лишь по отношению к местоимению – вы, когда обращались к церкви. Все же апостолы в большинстве своих посланий, называют себя – я раб...  пример: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию»( Рим 1:1) Как вам такое звание – рабы? Сегодня это, как то не популярно, нас с детства учили: «Мы не рабы, рабы не мы». Мы хотим быть господами, в лучшем случае товарищами, а тут рабами обзывают. Раб нечто подневольное, а как же свобода к которой нас призывает Писание?  И в самом деле, так ли унизительно это звание? Попробуем разобраться. Однажды сын с мамой поспорили кто из них раб. В понимании сына свобода, это когда делаю всё, что захочу. Захотел поднял руку, захотел опустил, свистнул, плюнул – Свобода! Так понял это сын, он прав? Вроде бы да, так мы обычно и понимаем свободу. А мама говорит: «Сынок,  круг твоей свободы ограничен, системой твоих привычек и привязанностей. Дай тебе полную свободу, то все твои действия будут предсказуемы..., съешь 10 порций мороженого, по нажимаешь на все кнопки, проторчишь 15 часов у компьютера за играми. А вот свободен ли ты не делать это?» Вот поэтому мама и говорит сыну, ты раб своих привязанностей. Давайте вспомним себя, к примеру  Катя, она любит сладкое. Однажды Катя осталась один на один с пирожным она свободна его съесть? Да. А не съесть, это уже сложнее? А вот Клава услышала классную сплетню про Катю, что, где, когда, с кем. Она может не рассказать это подругам? Или пикнул айфон, СМС, в не подходящее время, вы можете не ответить тут же. Скажу по секрету, есть люди для которых это практически невозможно. В чайниз зашёл, не могу не объестся, девушка прошла, не могу не поглядеть ей вслед. Висит табличка не нажимать и тут какая та сила поднимает руку..., знакомо? Рабы своим привычкам.
В этом может и есть видимость свободы, но какой, как у животных, собачек и кошек. Они тоже делают что захотят и где захотят.  Человек устроен более сложно. В 7-ой главе Павел раскрывает эту проблему. Прочитаем один стих: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу то, делаю». Не будем разбирать дробно всю диалектику человеческой души, это отдельная тема упомянем лишь главное, человек состоит из тела, второй уровень это наши чувства, эмоции, ощущения, третий уровень наша ментальность, разум. Другими словами душа наша делится на подсознательную, слепую часть, что по словам Павла называется – плоть и сознательную, которая им определяется, как – ум. Низшие силы определяются одним словом – хочу, а ум задаёт вопрос, а зачем тебе это, полезно ли именно сейчас? А вот наше я решает поступить разумно, или пойти на поводу у плоти.  По замыслу Творца, человек должен с помощью разума победить в себе животное начало, чтобы уподобиться  Создателю. В результате грехопадения воля человека оказалась карумпирована грехом. Ведь наши желания не плохи сами по себе, они естественны. Грех рождается тогда, когда то или иное желание начинает выпирать, как раковая опухоль, занимать главное место в жизни. Грех рождается тогда, когда я начинаю осуществлять свои физиологические потребности не вовремя и не к месту. С.  Фудель, так говорил: «Собака на цепи это хорошо, но когда этот же пёс забирается на стол всеми четырьмя лапами и пожирает мой ужин, это не нормально». В христианской аскетике «плоть» сравнивается с вьючным животным, которого нужно обуздывать, если разум не обуздает его, то сам станет влачится вслед за ним, куда не обузданная плоть поведёт.  Писание говорит: «Всё мне позволительно, но ни что не должно обладать мною». А происходит с малого посеял мысль, породил поступок, посеял поступок, породил привычку, посеял привычку, породил характер. Подведём итог, когда человек делает то,  что он хочет и при этом не обладает полной возможностью этого не делать и есть рабство.  Вот поэтому мама и говорит сыну: «Ты раб своих привычек?» А что думает мама о свободе?  О! сынок, свобода это послушание, надо слушать маму вопреки желаниям сделать по другому.  Мама права? Отчасти, действительно, говоря, нет, сын освобождается от сиюминутных желаний своих и..., попадает под контроль маминых желаний.
«Сынок вынеси мусор, сядь поешь, сходи в магазин». Сынок: «Мама, сколько можно, мне уже 36 лет, двое детей , я занимаю большую должность, я что раб?» Они были оба правы,человек раб по своей сути, даже если он себя таковым не считает. Выходя из рабства своих желаний он попадает под влияние желаний чужих. Так можно попасть не только под маму, но и... под моду, молодёжь, особенно девушки , свободны одеваться так, как они хотят? Так попадают под пропаганду, под влияние политических партий, под промывку мозгов СМИ, человек что-то начинает доказывать, отстаивать якобы своё мнение, не замечая, что он лишь цитирует навязанное ему из ящика. Мама мне говорила в детстве: «Учись сынок, будешь неучем, станешь, как батька твой трактористом, будешь грязный ходить и ничего иметь не будешь». Я выучился и выбрал чистую и хорошо оплачиваемую профессию, так скажите,  мой выбор был свободный, или мотивирован наставлениями мамы? Свобода человека, лишь в тот момент, когда он решает чему себя подчинить, желанием своим,  или чужим. Цепи не на наших руках, они у нас в голове, если нет чёткой цели, для чего тебе выходить из рабства, ты снова там окажешься. Вспомним народ израильский, или житейский пример, почему бывшие заключённые вновь попадают в тюрьму, или наркоман прошедший реабилитацию, вновь садится на иглу? Нет цели, нет нового жизненного сценария, как можно жить по другому. Человек должен иметь цель в своей жизни, а  эта цель определяет смысл его жизни. Но, как только находит ради чего ему жить, он автоматически  становится рабом этой цели, или  идеи. Возьмём простой пример, человек решил похудеть, свободен ли он съесть то, что хочет и когда захочет?  Или студенту нужно сдать экзамен, волен ли он над распорядком своего дня, если он не хочет его провалить? И чем выше цель тем более серьёзные требования она к себе требует.  Итак человеку крайне необходимо выбрать главную цель его жизнь, вопрос какую? Может марки собирать будем? Вот тут возникает новая опасность, можно выбрать то, что не заслуживает быть главным жизненным критерием, есть вещи которые ниже человеческого достоинства. Есть вещи за которые стыдно умирать, а если за них не стоит умирать, то ради них не стоит и жить. Сколько людей полегло в борьбе во имя революций, за иллюзорное светлое будущее. Это говорит о том, что сама идея, чему то посвятить себя, потребность в смысле жизни, глубоко заложена в сознание человека, что Достоевский называл: «Человек ищет, чему поклониться». Вопрос чему? Ответ знает только тот, кто сотворил человека и определил цель и смысл. Мы часто слышали, что покаяние и есть перемена образа мыслей, освобождение из мира тлена и теней, обретение иной цели, иной реальности. Христос есть истинная цель и нельзя идти по этому пути не став частью Его. Необходимо поработить себя этой цели, которая не утратит своей ценности и в вечности, Павел пишет: «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаёте себя для послушания, того вы и рабы, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим 6:16) А дальше следует вывод: «Достоинство человека измеряется достоинством той святыни, которой он себя посвящает». Чем выше цель, идея, которой я отдаю свою жизнь, тем выше мой собственный статус. Тогда мы обнаруживаем что словосочетание – раб Божий, не унижающее, не закабаляющее, а освобождающее. Вспомните принципы феодального права, чем выше статус  господина, тем выше статус его слуги. Или пьесу Гоголя, почему этот ревизор произвёл такой фурор в городе, чин его в табельном ранге ничтожный, но он представился, как уполномоченный императора. Поэтому если я раб Божий, то я уже ни кому больше не раб. Во первых, я не раб своим страстям и привычкам . Во вторых, я не раб общественных мнений, я не раб СМИ, я из других источников черпаю информацию, не этим питаю душу. Я не раб политических партий, не раб мод, если я действительно раб Божий, не на словах, а на деле. Если называем себя рабы Божьи, то тем самым желаем подчеркнуть, чью и только чью волю мы исполняем и тогда мы поистине являемся его послами в мире.