о хорошем вкусе. заметки на полях

Ив Жовайр
13.03.2017


        Однажды в разговоре со своим племянником, молодым человеком лет двадцати пяти, мне никак не удавалось доказать ему, что, если речь идет об искусстве, - о литературе, музыке, о кино, -  то вкус, которым руководствуется человек, может быть хорошим, а может быть и плохим. Он запальчиво вопрошал меня, с чего это я и мне подобные присвоили право считать именно свой вкус хорошим.  Горячась и путаясь в противоречиях, он чуть ли не кричал, что если фильм нравится огромному большинству людей, а мне не нравится, то с чего это я выдумал, что прав я, а не это большинство!
        И мне не удавалось найти довод, который был бы достаточно убедительным. По-видимому, тут и в самом деле не все так ясно и очевидно. Я был уверен только в том, что «хороший вкус» - дело «наживное» и формируется с годами…  Но четкого определения понятия я дать затруднялся. И своему собеседнику только сказал: «Хороший вкус – это, по-моему, способность распознать в человеческом творении присутствие или отсутствие таланта».
        Мой оппонент и тут не сдался и, насмешливо улыбаясь, сказал:
        - Талантливо … не талантливо, – передразнил он меня. – А кто это решает? Опять вы?
        - В некоторых случаях различие между талантливым и бездарным бросается в глаза. Ты ведь не станешь отрицать, – возразил я – что вещь, сработанную хорошо, ты отличишь от сработанной бездарно и неумело? Вот, хотя бы эти щипцы …
        Я взял в руки щипцы для колки орехов.
        - Представь на их месте два грубо обработанных металлических стержня, сцепленных болтом. Тебе они так же понравятся, как и эти?
        - Это не украшение! С чего это они должны мне нравиться! Если они так же колют орехи, как и эти, то я не вижу преимущества ….
        - Эти щипцы удобнее держать в руке, и уже поэтому, – удобнее колоть орехи, т.е. использовать их по прямому назначению.
        Он приготовился снова возражать, но я его перебил:
        - И не станешь же ты утверждать, наконец, что разницы между плохим кино и хорошим нет никакой? Что нет разницы между хорошим стихотворением поэта и неумелыми строчками влюбленного подростка! Не городи чепухи!
        Так мы ни до чего  и не договорились …