Гори, гори, моя звезда. Жанна Бичевская

Любовь Кирсанова
Народная артистка РСФСР Жанна Владимировна Бичевская родилась в Москве 17-го июня 1944-го года в семье Владимира Константиновича Бичевского и Лидии Гавриловны Кошелевой. В детстве Жанна мечтала стать балериной, как её мать, но потом передумала и решила стать клоунессой.

Окончила музыкальную школу по классу гитары. В 1966—1971 годах училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства вместе с Еленой Камбуровой, Геннадием Хазановым, Аллой Пугачевой, Юрием Куклачевым.

Своим главным кумиром Бичевская считает Булата Окуджаву, с которым познакомилась в 1970-ом году в Центральном доме литератора. Позже она много раз была гостем в доме Окуджавы, их связывали тёплые, дружеские отношения.

Лично я с интересом прочитала, что говорил о Жанне Бичевской сам Булат Окуджава: «Мне приятно, что Жанна Бичевская поёт мои песни, я слушаю их с интересом, хотя мне-то они давно известны. В её исполнении, в её отношении к этим песням, есть нечто такое, чего, наверное, в силу моего непрофессионализма, часто не хватает мне самому: динамизм, ритмическое разнообразие, акцент в главных смысловых частях».

Дружеские отношения установились у Жанны и с Владимиром Высоцким.
После его смерти она записала песню-посвящение «О Володе Высоцком…».

Позже Жанна рассказывала:
«Я могу смело сказать, что училась у таких, как Булат Окуджава и Владимир Высоцкий. Их песни — это наша боль, наша жизнь, вся наша сущность... Эти песни настолько про нас, они настолько наши, что жизнь представить без них просто невозможно! Я благодарна судьбе за то, что эти песни стали моими друзьями с ранних лет. С их помощью у меня сложилось своё отношение к вещам, к явлениям жизни, к человеческим характерам, поступкам, сложилась определённая жизненная философия, потому что эти песни глубоко философские, духовные».

Ещё во время учёбы в училище Жанна начала собирать и записывать русские народные песни. Чего только не было в этих фольклорных экспедициях. Приходилось путешествовать на грузовиках, в автофургонах, ночевать в крестьянских домах. Сколько интересных встреч, сколько неожиданных открытий ждали молодую певицу за поворотами запылённых дорог.

Позже она рассказывала: «Многие песни, которые потом издавались миллионными тиражами на моих пластинках, найдены в поездках по России. Одна из бабушек рассказала мне текст старой песни. Мелодию она не помнила, я записала лишь текст и позже сама написала музыку... Так песня «Ой, да не вечер» считается народной, хотя музыка в ней моя, авторская».

Бичевская собрала несколько сотен народных песен. Каждая из них тема для отдельного разговора. Жанна пела песни и рассказывала о них слушателям. Все эти старые русские народные песни она исполняла по-своему. Выходила на сцену в тёмном строгом платье с гитарой в руках. И никому не подражала. И ни на кого не была похожа.

Когда Жанну спросили: - Почему вы поете эти песни? Она ответила:
- Потому что это мои песни. В народном творчестве я нахожу столько созвучного моей душе, столько глубокого, истинного, что и всей жизни не хватит, чтобы поведать людям об этом, рассказать обо всем, чем сердце живо.

В 1973-ем году Бичевская приняла участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады и стала его лауреатом. После этого гастролировала во многих городах СССР, в Польше, в Венгрии, в Румынии, в Чехословакии, в Германии, в Югославии, в Финляндии... Несколько раз с аншлагом собирала парижский зал «Олимпия». Пластинки с её записями народных песен расходились миллионными тиражами в более чем 40 странах мира.

В 1990-е годы Бичевская начала исполнять песни, в которых звучали и другие мотивы. Певица записала два диска романсов: «Я расскажу тебе» и «Гори гори моя звезда». Позже в репертуаре певицы появились религиозные песни. C декабря 1999 по 2008 год Жанна Бичевская вела авторскую духовную передачу «От сердца к сердцу» на международной радиостанции «Голос России».

В процессе написания рассказа я прочитала много материалов о жизни и творчестве певицы. К творчеству и жизненной позиции Жанны Бичевской многие люди относятся по-разному. Лично я считаю, что эту певицу отличает от многих других певцов яркая индивидуальность, неповторимость, требовательность к себе, творческий подход к исполнению каждой песни. Всё это делает встречу с ней и её песнями интересной и увлекательной. А жизнь течёт своим чередом, певица и сегодня продолжает давать концерты.

Хочется закончить рассказ о Жанне Бичевской её словами: «Каждая песня долго вынашивается, продумывается и появляется на свет в муках, как ребенок. Я вкладываю в нее частицу своего сердца».

P.S. К моему сожалению дать ссылку на романс "Гори, гори, моя звезда" в исполнении Жанны Бичевской не получается по каким-то техническим причинам. Попробуйте найти его в интернете. Это легко сделать.

P.P.S. В мои планы не входит просветительская деятельность. Уверена, что на сайте "Проза.ру" есть те, кто знает о Жанне Бичевской и о её творчестве намного больше, чем я. Просто хотелось рассказать о своих личных впечатлениях. Конечно, мне будет очень приятно, если читатели найдут для себя в моём рассказе что-то новое и интересное.