1. Экономическая реформа 1965 года

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Алексей Николаевич Косыгин (1904-1980), рядом со Сталиным.


Он был единственным из высших руководителей страны, который работал при Сталине, Хрущеве и Брежневе. При Сталине А.Н. Косыгин несколько лет был заместителем председателя Совнаркома. При Хрущёве он был заместителем председателя Совета министров СССР. А при Брежневе стал Председателем Совета министров СССР и оставался им до своей кончины.

Он автор экономической реформы 1965 года. В народе о нём сохранилась добрая память. ъ

Газеты опубликовали информацию о сентябрьском пленуме ЦК КПСС. На пленуме были приняты решения, которые провозглашали существенное изменение экономической политики КПСС. По сути, была объявлена экономическая реформа. Были произнесены такие слова, которые раньше были запретными и объявлены такие меры, которые казались невозможными.

Если суммировать вкратце концепцию реформ, которые были объявлены, то главными были три пункта.

Это, во-первых, повышение материальной заинтересованности коллективов предприятий в росте производства и улучшения качества продукции.

Во-вторых,- совершенствование планирования, так, чтобы оно обеспечило пропорциональность развития отраслей народного хозяйства и рост технического уровня производства.

В-третьих, возврат к отраслевому принципу руководства народным хозяйством - ликвидации совнархозов и создание министерств, как общесоюзных, так и союзно-республиканских.

Причем эти принципы не только провозглашались, но и подкреплялись определёнными мерами, которые тоже были объявлены.

И что было весьма удивительно, ключевой задачей экономической реформы был переход от административных методов управления народным хозяйством к экономическим.

Предлагалось усилить воздействие и роль факторов, которые считались присущими не социалистической, а капиталистической экономике: цены, прибыли, кредитов, процентов, премий и пр. При этом под эти реформаторские преобразования подводилась теоретическая база, смысл которой состоял в признании товарной природы социалистического производства.

Когда я изучал в институте политэкономию социализма, мне бы за такие высказывания поставили бы двойку и объявили бы комсомольское взыскание, а то бы и вовсе исключили бы из комсомола.

И провозглашалась б;льшая самостоятельность предприятия. Это тоже было необычным. До сих пор в СССР была командная экономика, а тут вдруг предприятия объявлялись основным звеном социалистической экономики.

Усиление самостоятельности предприятий подкреплялось тем, что им резко сокращали число плановых показателей. Плановые показатели оставались, но их было уже не 30, а только 9. Среди тех показателей, которые планировались предприятию, остались: объем реализации продукции, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность.

А выполнение плана теперь стало выражаться не в валовых показателях того, что произведено, а в объеме реализованной продукции, т. е учитывалось только то, что действительно было продано.

Предприятия получили такую свободу, которой у них никогда не было. Они могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, устанавливать снижение себестоимости, даже определять самостоятельно величину средней заработной платы. Все меры были направлены на то, чтобы предприятие было заинтересовано в рентабельной работе и в улучшении экономических показателей.

Теперь известно, что эта реформа была задумана председателем Совета министров СССР А.Н. Косыгиным, и впоследствии её стали называть косыгинской реформой.

По мнению академика Л. И. Абалкина, в целом по стране по всем важнейшим социально-экономическим показателям период 1966-1970-х годов оказался лучшим за все годы советской власти. Частичная реализация реформы дала заметный толчок буксовавшему народному хозяйству.

За годы 8-й пятилетки (1965—1970) объем промышленного производства в СССР вырос в полтора раза, а производительность труда — на одну треть. В эти же годы темпы роста производства товаров широкого потребления впервые сравнялись с аналогичными показателями роста средств производства, что тоже нарушало один из главных постулатов сталинской экономической политики.

Но сегодня нам известно, что реформа проводилась непоследовательно, стала набором разрозненных и противоречивых шагов и тормозилась местными властями. А расширение самостоятельности сочеталось с усилением административных и экономических полномочий министерств.

Это было вызвано тем, что руководители партии почувствовали, что безграничная власть уходит из их рук. Поэтому к середине 1970-х годов реформа была свернута, хотя цели её достигнуты не были, и начался период застоя.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/12/423