Макарьевское чудо

Ольга Северина
Не зря говорят, что крест указывает правильный путь.
… В начале октября, доехав до села Малое Садовое в Бахчисарайском районе Крыма, шла я с Еленой Купиной, к   мысу Куле - бурун   сфотографировать остатки разрушенной   Сюйренской  крепости.
 Небольшие группы людей, так же как и мы поднимались вверх, тихо переговариваясь и следуя указателям. В кизиловой роще многие задерживались,    срывая и пробуя на вкус сочную, достигшую тёмно-спелой зрелости ягоду.
Идти было сложно ещё и потому, что опавшая листва закрыла   протоптанную дорожку.
Мой гид по Крыму, Елена Купина, краевед и путешественник, покорившая немало вершин и труднодоступных крымских плато, рассказывала  мне о  Феодоровом княжестве, а я шутила, что она имеет непосредственное отношение к   Белгородчине, так как она, её дети и внуки носят фамилию идентичную с названием села Купино Шебекинского района.
Так не спеша,  мы подошли к развилке, где стоял простой деревянный крест.
 Не сговариваясь, мы свернули на тропинку, и вскоре доносившиеся громкие голоса стали тише, а мы, пройдя по тенистой аллейке, подошли к выступу скалы.   Где-то вверху, над отвесным обрывом мыса Ай-Тодор, виднелась деревянная часть постройки,   и как глазницы, зияющие тёмнотой пещеры-кельи.
Взобравшись по лесенке вверх, мы увидели послушника и надпись, что здесь находится мужской монастырь в честь святого великомученика Феодора Стратилата. Он и подсказал нам  имя настоятеля, без благословения которого я не могла фотографировать.
Отец Даниил был занят изготовлением ладана, но к нашему появлению отнёсся благожелательно, и,  спросил кто мы и откуда? Узнав, что я приехала из Белгорода по благословению о.Владимира (Мироненко) настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица», улыбнулся:
- Что нового у вас в Белгороде?
Меня поразило слово «нового». Значит то, что было старого, ему знакомо? А так как для меня были свежи в памяти празднества в честь 200-летия со дня рождения митрополита Макария в Белгороде и Сурково, стала рассказывать   всё, что знала. Всю  биографию Миши Булгакова, и то, что родился он у нас, в селе  Сурково Шебекинского района, гда теперь построена красивая церковь. Не забыла добавить, что у Белгородской духовной семинарии  стоит памятник митрополиту Макарию. Что в с.Белянка Шебекинского района вот уже 12 лет существует     Центр Макария, и создан музей с уникальными экспонатами. И что во всё это внёс неоценимую лепту настоятель храма в с.Зимовеньки  священник  Александр  (Деревянко), 
 Не передать, с каким вниманием слушал меня отец Даниил. 
И когда я завершила рассказ сожалением о том, что была приглашена на  макарьевские чтения,  а, вместо них,   нахожусь здесь, он успокоил:
-Это Божья милость и ваша миссия. Митрополит Макарий мой духовный наставник. Его двухтомник  «Православно-догматическое Богословие»   моя настольная книга. Был очень рад слышать о том, какие почести воздаются ему на родине. Передайте, пожалуйста, что и мы, здесь, не только знаем, помним, чтим и почитаем митрополита Макария, но и любим его…
Обычно я всегда беру в дорогу иконки святителя Иоасафа и магниты с видами Белгорода на сувениры, но кто мог подумать, что они могут мне понадобиться  в горах?  Поэтому, мысленно даю себе слово с Божией помощью,   при следующем посещении Крыма, прийти сюда ещё раз с подарками.
 Но, как говорят, человек предполагает, а Бог располагает.  А тогда, закончив фотосъёмку келий и пещер, алтаря и икон, грота и купели, подошла проститься с о.Даниилом.
-Вот, возьмите. –  он протянул мне пакет,   с ладаном, сделанным его собственными руками.
- Передайте в митрополию,  о.Александру,  о.Владимиру, и обязательно   на родину Макария…
 - Спаси Господи. -  Поблагодарив и поклонившись, мы пошли   дальше. 
Уже вернувшись домой, нашла в интернете, что Великомученик Феодор Стратилат почитается как  покровитель христианского воинства,   Что  был он наделен многими дарованиями, милосердием, благочестием и прекрасной внешностью  Жизнь  его полна чудес и мужественных поступков, а смерть достойна преклонения перед его храбростью и стойкостью. Что сочетал он в себе силу воина и дух подвижника.  Что монастырь Челтер – коба (скала - решетка) был основан иконопочитателями в VIII-IX веке и существовал до 1475 года, пока турецкая армия не вторглась в Крым и не захватила княжество Феодоро.    И о том, сколько усилий пришлось приложить отцу Даниилу, чтобы возобновить богослужение в заброшенном храме.  И что в этом помогали  ему твёрдая вера   и горячая молитва
 …Вернувшись в Белгород, первым делом,   выполнила поручение иеромонаха Даниила. Передала ладан о.Олегу (Кобец) и о.Владимиру (Миронеко). А вот  встретиться с  отцом Александром (Деревянко), никак не получалось. 
   Только накануне праздника Казанской Божией Матери    я с Натальей Логвиновой приехала в Сурково. И так радостно было нам узнать, что отец Александр (Деревянко) служит теперь на родине митрополита Макария в новом храме.   И подумалось, как мудро и справедливо, что именно ему оказана такая честь.
 После окончания службы, передав ладан, получаю  от о.Александра в подарок для отца Даниила книги о митрополите Макарии. И задаюсь вопросом, как выполнить новое поручение? 
Узнав, что автобус в Крым отправляется по пятницам, звоню  Елене Купиной.  Спрашиваю,- Можешь  в субботу  приехать из Кировского в Феодосию, чтобы забрать посылку? 
-Нет,- говорит Елена,- в субботу еду к родителям, обещала маме. Никак не могу. Давай, на следующую.
-Давай.
Потом не могла я, вновь она, и наконец, Елена сообщает, что из-за погодных условий   дальше откладывать  нельзя, и  она, чтобы к обеду встретить автобус в Феодосии,  выедет из Кировского в субботу рано утром.   
 Из-за шторма   переправа может быть закрыта, и тогда,    одному Богу известно когда прибудет автобус .. .
 Я понимаю, что для того, чтобы передать книги о.Даниилу, ей придётся потратить ещё один выходной, чтобы      доехать до Симферополя, переехать на другой вокзал,    и добравшись до    села Малое Садовое Бахчисарайского района,   подняться в монастырь. Что книг много и они тяжелые.   Что световой день короткий.   И что неизвестно ещё, сколько времени займёт дорога обратно …
Понимаю, но ничего поделать не могу.   Еду   к месту отправления автобуса, передаю водителю книги. Строгий, интересуется, не запрещенная ли литература? Узнав, что для православного монастыря, Александр наотрез отказывается брать   деньги за посылку. Даю ему контактный телефон Елены, отдаю книги, желаю Ангела Хранителя, стою до самого отправления, и трижды осеняю крестным знаменем отъезжающий автобус.
  На следующий день с нетерпением жду   сообщения, что книги получены. А его нет и  нет. Только к вечеру, раздаётся долгожданный звонок:
- Не волнуйся, автобус не встретила, но книги у меня, -радостно сообщает Елена.
- Как???
- Я ещё не успела выехать с Кировского, а водитель позвонил, что  уже в Керчи.   Сказал, что идёт с опережением графика, и дорога на удивление, лёгкая. Никаких проблем на переправе, никаких задержек в пути.
 Я  расстроилась, что не усеваю   добраться до Феодосии, а он успокоил. Сказал, что отвезёт людей в Симферополь и заберёт книги домой. И что я смогу приехать и забрать их у него в любое удобное время. Спрашиваю:
 - А где вы живёте?
-В Кировском,  - отвечает. - Представляешь? Оказалось, на соседней улице. Поэтому, я спокойно поехала к маме, а вечером забрала книги.
И, слышу, плачет. Она себе, а я, себе.  От радости.  Значит, это Макарий помог именно в этот день и именно Александру   передать посылку.
…А  в воскресенье, в день архангела Михаила,  Елена позвонила и сообщила, что   книги  передала   лично в руки отцу Даниилу. Что в тот день был густой туман. Но на подъезде     к   селу Малое Садовое,  тучи разошлись и выглянуло солнце, которое  ярко светило всё то время, пока она  шла к монастырю  Феодора Стратилата.  Что приняв подарок,  отец Даниил произнёс:
- Какая благодать, какое чудо...