Многогранность романа Анна Каренина...

Анжелика Бакулина
"Многогранность романа Анна Каренина в свете отечественного кинематографа."
 

 Русская литература подарила нам великое множество героев и историй, основанных на фактах, взятых из жизни. Подобные ситуации мы можем наблюдать, окунаясь в мир кинолент.
  Кто не читал роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина?» А еще более важно узнать: кто смотрел художественный фильм, снятый по этой книге.
  «Анна Каренина» - одно из крупнейших творений великого мастера русской литературы Льва Николаевича Толстого, где обоюдоостро обозначены проблемы семейной жизни дворянского общества.  Совершенно очевидно, что писатель разворачивает в основе сюжета конфликт между бездушностью и человечностью, искренностью и лицемерием. Закрыв глаза и немного подумав,  можно смело заявить, что проблематика этого произведения актуальна и по сей день. История, рассказанная на страницах данной  книги, живет вне времени, сторонясь всяких изменений в жизни.
  Неувядающая классика. Показанная трагедия молодой, полной жизненных сил женщины, чья трепещущая душа столкнулась с ложью и коварством представителей светского общества, завораживает нас, читателей, и приглашает к долгому разговору.
  Все мы хорошо знаем, что главной задачей любого писателя является мысль, построенная на диалог, рассуждение и анализ. Творчество Льва Николаевича Толстого всегда удивляет нас, поражает свои откровением , прямолинейностью и простотой мысли. Обращаясь к роману «Анна Каренина», можно с уверенностью отметить что центральным звеном представляется,  злободневная и необходимая каждому человеку  семейная жизнь. Именно эту мысль горячо воспел Лев Толстой в своем романе. Ни одно литературное произведение не смогло выносить и обхватить столь масштабную проблему в полном социальном объеме и значимости ее в жизни людей. Писатель задает серьезные вопросы,  поднимаясь все выше и выше в художественной силе, раскрывая новые яркие образы, обогащая красками человеческие судьбы и утверждая суровую правду быта. Недаром книги Льва Толстого занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе.
  Нельзя не отметить значимость романа в жизни людей. Читатели с легкостью могут встретиться с самим собой на страницах произведения. Яркие образы героев помогают людям избавиться от плотной пелены собственной слепоты перед коварными недостатками, прячущимися больными язвами на душе человека.  И лишь  посмотрев им в глаза, мы можем разорвать эту связь со своими пороками. Роман Толстого позволяет осознать  семейные ценности и смысл житейского благополучия, как отдельной социальной сплоченности. Важно отметить, что острота семейной мысли не является одинокой по своей восприимчивости среди людей. Вся человеческая сущность невольно стремится к образу одаренной и светлой души,  к потрясающей  ее обладательнице -  Анне Карениной. 
  Главная героиня романа, поражает своей искренностью и восполнявшимися жизненными силами, она, как лампочка, которая освещает всю темноту и смрадность бытия, преследующие высокое общество. Будучи замужем, она встречает настоящую, взрывающую сердце, любовь. Отдаваясь власти Вронского, Анна полностью утопает в его любви, прикосновениях и сладостных речах, забывая о той придуманной форме жизни, которой все привыкли жить. Анна бежит от всего, как запуганное животное, загнанное в самый угол. Она делает шаг навстречу вечности, встречающей ее своими цепкими и ледяными руками у самых рельс, проезжающего поезда. Столь трагичный конец склоняет наши головы перед этим произведениям, показывая нам людское пренебрежение к искренним чувствам и эмоциям, бесчеловечность и бездушность, овладевших душами людей, которые придумали себе удобные формы любви, семьи и верности.
  Вызвав такое волнение среди людей,  роман Льва Толстого «Анна Каренина», быстро пришелся по вкусу режиссерам и сценаристам разных стран. Но только русский народ сможет почувствовать и понять глубину проблемы, поставленной писателем в своем романе. Первая экранизация одноименной картины вышла в свет в 1967 году. Авторами сценария являются Василий Катанян и Александр Зархи. Несомненно, они гениально передали, копируя каждую деталь, штрих и слог романа. Ярким противопоставлением  отношений Кити и Левина, выступает страсть Карениной и Вронского, предоставляет зрителям истинные ценности семейной жизни. Велика роль и актеров в фильме. Татьяна Самойлова, сыгравшая великолепную Анну Каренину, идеально подошла на эту роль. Настоящая русская красавица с игривым взглядом и нежными руками смогла точно и всецело передать состояние главной героини. И конечно же, отдельного внимание .заслуживает Василий Лановой, исполнивший роль Алексея Вронского. Красивый и статный мужчина, так точно передавший, аристократизм и пестрящую смелость героя. Нет никаких сомнений, что актерский состав подобран по всем канонам романа. Но главное в этом фильме то, что атмосфера времени, в котором жила Анна,  весьма ощутима. И это ощущение, протянувшееся сквозь призму времени, нашло понимание у зрителей светского общества. Поэтому экранизация романа 1967 года заслуживает щедрые дифирамбы.
  Время шло. Началась новая эпоха, новые лица, новые книги. Но о великом достоянии России никогда никто не забывал. В 2008 году в свет выходит фильм Сергея Соловьева, вторая киноверсия данного произведения.  На этот раз образ Анны Карениной играет обаятельная и неугомонная – Татьяна Друбич. Вживаясь в роль, она легко поддается искрящейся волне,  уносящей ее грациозной походкой в вихрь накрахмаленных платьев и припудренных беленьких личиков юных смоковниц.  Роль, блещущего мужественностью, офицера Вронского исполнил – Ярослав Бойко. По-особенному переняв образ молодого человека, актер блестяще справляется со своей задачей. Вступая в гармонию с Друбич, Ярослав мастерски  показывает огненную страсть, описанную в книге.
   Сопоставив две эти гениальные картины, мы убеждаемся, что, несмотря  на временный разрыв, образы главных героев по-прежнему вызывают чувство радости и гордости за отечественный кинематограф.
    Многогранность образа Анны Карениной восхищает своим колоритом и разнообразностью. В каждой девушке живет чувство отчаяния и безнадежности, которое испытала Анна, оставшись наедине со своей трагедией. Разумеется, зритель находит в этом образе что-то свое. Приближаясь к главной героине, мы ставим себя на ее место, ощущая то страшное состояние неврастении, которому подверглась женщина в конце своей жизни, но искрящийся поток счастья так же вливается в нас со свойственной ему силой, как и ворвался когда-то в Каренину вместе с прикосновением взгляда Алексея Вронсокого. Лично я могу сказать одно, образ Анны Карениной – один из самых красивых женских образов в мировой литературе.  Великолепие ее, так же, как и Вронского, одурманило мою юную душу. Жизненный оптимизм заразил своей легкостью и ненавязчивостью. Хотя, я считаю, что излишне превышать столь волнующую личность, не стоит. Ведь она нарушила священный союз брака, а этот поступок, все же, достоин осуждения.
  Анализируя роман и его отражение в отечественном кинематографе, необходимо отметить, что многогранность образа Анны Карениной магически воплощает себя в жизнь, преодолевая временные барьеры и радикальности культуры.  Сколько бы столетий не миновало, история о безнадежности и истощенности женского сердца, принадлежавшего яркой  и тонкой особе, будет волновать сердца людей сквозь вечность.
   Безусловно, Лев Николаевич Толстой с большим психологизмом отразил семейную мысль своего произведения, наделив главною героиню  способностью существовать в каждом образе и в каждом мгновении женского счастья и женской драмы.