Поселок Веселенькое,

Светлана Тишкина
Поселок Веселенькое, Свято-Трифоновский храм и люди добрые


А по другому и не скажешь – ЛЮДИ ДОБРЫЕ! – и только добрые встретились мне в этот декабрьский предновогодний день. Любая поездка начинается с дороги. Еще на автобусной остановке, пока ждали маршрутное такси на Веселенькое разговорилась с жителями. На вопрос «Как живется?» отвечали не жалобами на многие трудности, а присутствием духа и житейским юмором, присущими нашему славному народу.


– Терпимо, – с улыбкой ответила женщина. – Ничего другого и не остается, как терпеть. Огороды и под бомбежками не бросили, урожай собрали. Потому, голодать – не голодаем… пока.

– Да и стрелять – не стреляют… пока, – доложил обстановку средних лет мужчина – а вот танки недавно по улицам катались. Один как развернулся, чуть дулом своим мне окно не разбил. Я кулаком погрозил – так быстренько уехали.

– Танки? Чьи? ВСУ или наши? – Всполошилась я.

– Та не дрейфь, наши. Заблудились наверное. Чего им в поселке делать? За гору поехали.

В пос. Веселенькое я ехала не одна. Меня сопровождал протоиерей Александр Кобзев, в октябре владыкой Луганским и Алчевским митрополитом Митрофаном назначенный настоятелем Свято-Трифоновского храма. Он то и дело указывал через окно на сухостой в лесополосе, заросли кустарника, камыша, нескошенный бурьян и все сетовал:

– Сюда бы безработных наших привезти. Работы – непочатый край. Одних дров сколько можно заготовить! Эти места хорошо бы облагородить, в черте города же находятся. Когда не было возможности мусор возить на Александровскую свалку, то свозили сюда, на неприспособленную для этого территорию. Замусорили все тут. Теперь расчищать надо.             

– Веселенькое находится на берегу Лугани, где она впадает в Северский Донец. Между Станицей Луганской и Красным Яром. Пейзажи – живописнейшие! Когда-то это были любимые места для летнего отдыха. Здесь были и профилакторий, и турбаза, и пионерлагерь. Теперь же – одни асфальтированные дорожки остались от былой роскоши. А после осады и вовсе опасно стало за пределы поселка выходить: минные поля, растяжки – повсюду, особенно со стороны Станицы.


            Когда въехали в сам поселок, стали видны последствия обстрелов. Окна многих домов затянуты и забиты «подручными средствами», не пропускающими свет. Два дома в поселке были полностью разрушены. Другие – ремонту подлежат. Как объяснил батюшка Александр, по сравнению с близлежащим Вергунским Разъездом, наполовину ставший руинами, Веселенькое пострадало на много меньше.

Было приятно узнать, что украинские батальоны так и не вошли в Веселенькое. Местные жители обстрелы называли «бадминтоном»: обстрел – ответка, обстрел – ответка. И все это над головой летало: туда-сюда, туда-сюда. Но случались и недолеты, и прицельно били по поселку из Красного Яра, особенно когда ополченцы стали выбивать оттуда ВСУ. Сразу за поселковым кладбищем, на пригорке стояли грады и минометы армии ЛНР. Стены дрожали и штукатурка сыпалась от одних только исходящих, не говоря о приходящих.

В те дни, когда в аэропорту Луганска был сбит транспортный самолет ВСУ, был случай, рыбак из местных заметил семерых украинских разведчиков, сообщил об этом знакомому ополченцу. После этого в Веселеньком появился первый блокпост. Ополченцам пришлось взорвать мост через Лугань, чтобы не допустить продвижения вражеской бронетехники. Стояли здесь разные подразделения армии ЛНР, одни сменяли другие. С уважением люди вспоминают комбата с позывным «Леший». В самое горячее время, когда в город можно было добраться только пешком, народ боялся лишний раз выходить из подвалов, он отдал приказ ополченцам обеспечивать жителей поселка хлебом. Машина целый месяц под обстрелами бесплатно возила хлеб, пока не спала напряженность и не открылся магазин.

Тем временем автобус привез нас в центр поселка Веселенькое. Поблагодарив водителя, благожелательного человека, который оказался еще и поэтом, пассажиры вышли из автобуса. Мы оказались на круглой площади. С ее ладошки великолепно просматривались Свято-Трифоновский храм и яркая детская площадка с качелями и горками-лесенками-перекладинами. Мирный зимний ландшафт охранял вполне мирный ополченец. Вид прибывших пассажиров не вызвал у него подозрений, поэтому он продолжил свой одинокий променад с автоматом.


Отец Александр обратил мое внимание на довольно большое здание с мансардой через дорогу от храма. С него, оказывается, началась история всего поселка:

– Не задумывались? Поселок называется не Радостное, не Благодатное, а именно Веселенькое. «Радуйтесь и веселитесь» - эти слова каждый православный христианин часто повторяет и поет, но и знает слова из Евангелия, что вино веселит человека. Сюда приезжали весело провести время, совершить торговые сделки, скрепить договоры. Именно питейное заведение, которое находится сегодня совсем рядом с храмом, положило название поселку. До начала войны 2014 года в этом отдаленном уголке Жовтневого района проживало более 400 человек: компактный такой микрорайон.




– О. Александр, расскажите немного о себе.

 – Я родился в Харькове и жил там до 40 лет. Работал преподавателем истории. В Луганске нахожусь 10-й год. Рукоположил меня в священники владыка митрополит Иоанникий (Кобзев). Это было в августе 2005 года. Тогда в Луганской епархии было 2 духовных училища: Свердловское и Алчевское. И был проект создать основательный учебный центр в самом Луганске: объединив эти училища, совместить все фазы становления духовного образования – училище, семинария, академия. Мне было предложено преподавать историю в этом учебном заведении и, тем временем, самому получить богословское образование. Потом планы изменились и в Луганске был открыт духовный университет (ЛДУ).






– Читатели наверняка обратят внимание на то, что у вас и у нашего почетного владыки, который так много сделал для духовного становления Луганской епархии, одна фамилия. Кем вы доводитесь митрополиту Иоанникию (Кобзеву)?

– Владыка Иоанникий старший брат моего папы, а я его племянник. С детства я владыку помню. Общались мы не очень часто. Очень уж напряженная духовная и организационная жизнь у него была. Владыка Иоанникий в те далекие годы был экономом и преподавателем в Одесской семинарии. Когда я общался с ним, это были знаменательные встречи для меня, потому что владыка Иоанникий был не только опытным духовником, он еще был мудрым преподавателем. От Бога у него был талант этот. И когда я еще в детский сад ходил, в школе учился он всегда интересовался какие книжки я читаю, выяснял что мне понравилось, а что – нет, сам рекомендовал книги и наставления давал. У него была обширнейшая библиотека детской и подростковой литературы. Бывало, по нескольку месяцев, а то и по году мы не виделись, потом дядя приезжал и мы беседовали. Он расспрашивал какие действующие лица, какие события, какая главная мысль, что понравилось в произведениях, которые я прочитал. Рекомендованная им литература зачастую была не религиозного характера, а русская и советская классика: и поэзия, и проза. Также владыка уделял внимание сказкам, легендам, былинам. Очень интересно и познавательно было с ним общаться. Владыка благословил меня пойти в армию, затем получить светское высшее образование, а затем уже думать о духовном служении, хотя я с детства был приобщен к Церкви, знал Закон Божий и порядок богослужений.




До того, как я был назначен настоятелем Свято-Трифоновского храма, я служил и в Благовещенском, и в Казанском храмах, а до этого – в селе Каменка в храме преподобного Александра Свирского. У меня было желание навсегда остаться в Каменке, потому что это был храм моего небесного покровителя. Но жизнь распорядилась иначе. Я получил благословение принять приход в пос. Веселенькое. Только-только мы с моим помощником и другом Александром взялись за облагораживание церковной территории: решили избавиться от курятника, расчистить хоздвор, на освободившуюся территорию поставить беседку, а вместо огорода посадить розовые кусты и разбить виноградник.


– А кто до вас был настоятелем этого прихода?

– Протоиерей Димитрий Иванников. Он с двумя детьми школьного возраста, женой и пожилой мамой уехал в июле 2014 г. под Черкассы. Инициатором моего перевода сюда был архимандрит Тихон (Ильгов) – настоятель Свято-Казанского храма и благочинный 2-го Луганского округа, к которому относятся и п. Веселенькое и Вергунский Разъезд. О. Димитрий Иванников оставил о себе добрую память. Его любят, за ним очень скучают прихожане, особенно те, кто ему помогал на службах и по хозяйству.


– А какова история прихода? Вы говорили, был еще и старый храм?

– На месте нового здания храма раньше находилась почта. Ее снесли, а на ее фундаменте была построена Свято-Трифоновская церковь. Строительство было начато в 1997 г., после того, как была зарегистрирована община. До этого в поселке не было православного прихода.

А старым местные жители называют временный храм. В том же 1997 г. община поставила два вагончика, обшила их и пока шло строительство, проводила там службы. Теснота была такая, что людям во время воскресных служб приходилось стоять на улице. Люди возносили молитвы к Господу, чтобы он послал им возможность осуществить мечту – построить настоящий храм. 90-е годы были очень тяжелые в материальном плане. Храм строили всем миром. Начинали фактически с нуля. Искали благотворителей, по крохам собирали пожертвования. У истоков всей этой деятельности стоял первый настоятель прихода – о. Димитрий. Его мать первой пожертвовала 500 долларов на строительство и наблюдала, как ее сын-священник собственноручно заливал фундамент храма. Господь послал ему и спонсоров, и строителей, помог с постройкой не только самого храма, но и дома для священника, где сейчас находится трапезная, где свободно можно проводить духовные беседы с населением. Освящение Свято-Трифоновского храма состоялось в 2008 году. Одиннадцать лет о. Димитрий шел к своей цели. А еще 6 лет спустя из-за начала братоубийственной войны, с которой он не мог смириться, ему пришлось покинуть Луганщину.




При нашей беседе с о. Александром присутствовали житель п. Веселенькое пономарь Сергей Фомин и псаломщица баба Рая. Именно баба Рая была с о. Дмитрием с самого начала строительства. Вместе начинали, Богослужения проводили, вместе храм в порядок приводили. В ее альбоме хранятся исторические фотографии – все этапы возведения храма и другие торжественные моменты. Вот только плачет баба Рая, когда вспоминает день отъезда о. Димитрия. Все, кто был в храме, плакали. И сам настоятель плакал, слез не скрывал. А все равно уехал. Незаменимой помощницей во всех делах была баба Рая для о. Димитрия, а теперь вот незаменимой стала и для о. Александра.

Пономарю Сергею довелось участвовать уже на финише строительных работ, наводить порядок, ставить образа в храме. С любовью он рассказывал об особо чтимых иконах, о том, что в храме находится много мощей святых Угодников Божиих. Большой мощевик в виде креста находится на аналое возле амвона. Место другого мощевика, включающего в себя также немало частиц святых, в алтаре.

Поведал он и о том, как переживал о. Димитрий, когда к нему 2 апреля пришли из СБУ и принуждали переходить на их сторону, то есть из Московского переходить в Киевский патриархат, значит напрямую работать на Киев и на раскольников. О. Димитрий отверг предложение, но очень боялся за последствия, за жизнь своих детей и жены. А ведь, наверняка, не к одному ему приходили, святое в грязи пытались извалять. И если бы луганчане не восстали, не захватили бы 6 апреля здание СБУ, у этих предателей-путчистов все бы получилось. Ведь поодиночке, под угрозой смерти легче заставить что-то сделать, что-то подписать. И командовал бы сейчас нашими батюшками раскольник Филарет. Но Господь не допустил непоправимого.


Вскоре после этого, в мае 2014 года, здесь произошло удивительное событие! В храме на иконостасе находится большая икона Пресвятой Матери Божией. Вроде и икона не старинная, не отличается дороговизной исполнения, а вот в награду за молитвенные труды во славу Божию или еще за что-то явила Божия Мать чудо в мир наш грешный – замироточила Ее икона. Вся покрылась капельками-росинками. Сначала не верилось в происходящее. Позвали комиссию из епархии. Удивились и духовные отцы. Все иконы сухие, а эта – вся в капельках, да еще и два ручейка по ней потекло. Чтобы исключить подвох, с молитвами собрали всю влагу, осушили слезы Пресвятой Богородицы, заступницы нашей. Да только вновь чудо было явлено. Вновь икона покрылась капельками. Мироточение иконы было подтверждено. Капельки оказались не простой водой.




Я обошла все иконы храма. Есть среди них и новые, и старинные в окладах и ризах, и маленькие, и большие.





Обращают на себя внимание янтарная икона Святителю Николаю, большая искусно вышитая икона «Тайная вечеря», и написанная под старину икона св. мученика Трифона с частицами мощей. С нее бы надо было начинать рассказ, ведь св. мученик Трифон – небесный покровитель этого храма, да и всего поселка, но получилось иначе. Молитвой к нему заканчиваю повествование о светских и духовных делах п. Веселенькое: СВЯТОЙ МУЧЕНИК ТРИФОН, МОЛИ БОГА О НАС! НЕ ОСТАВЬ В БЕДЕ, ПОМОГИ ВЫЙТИ ИЗ БРАТОУБИЙСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В МИР ЛЮБВИ И ПРОЦВЕТАНИЯ!


                Светлана ТИШКИНА