I. 5. 2. 1- Вольтер

Евгений Говсиевич
I.5.2.1. Вольтер

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (Франция, 1694-1778 гг.) – крупнейший представитель французского Просвещения, выдающийся мыслитель, писатель, поэт, драматург, историк, публицист.

За вольнодумство был сослан в провинцию (1717 г.), затем заключён в Бастилию (1726 г.), после чего был на три года выслан из Франции и жил в Лондоне. Позднее получил прощение короля и был назначен историографом Франции. В 1746 г. избран во французскую Академию. Работал в «Энциклопедии» Дидро.

В 1758 г. поселился в Швейцарии в своём поместье Ферней, где прожил почти 20 лет. За три месяца до смерти возвращается в Париж, где ему устраивают восторженную встречу. Незадолго до смерти он был принят в масонскую ложу «Девяти сестёр». Перед смертью сделал заявление о примирении с церковью, но церковники отказались его хоронить и предали земле без церковных обрядов.
В 1791 г. его прах был перенесён в Пантеон – национальную усыпальницу Великих людей Франции.

Был деистом: «Мир похож на грандиозный часовой механизм и его целесообразное устройство свидетельствует о наличии «часовщика», т. е. Бога, создавшего его». Признавая существование Бога – Творца мира, считал, что мы не в состоянии судить о деятельности Бога и его вмешательстве в дела мира. Полагал, что человеческая история – это дело рук самих людей и утверждал, что источником зла являются сами люди.

Критиковал дуализм, отвергая представление о душе как об особом роде субстанции. Высоко ценил взгляды Локка, Ньютона, Бейля, признавая чувственный опыт источником знаний.

Выступал против атеизма и религиозного фанатизма. Считал, что религия на три четверти выдуманная (см. Раздел II.1). Во множестве преступлений обвинял церковь, считая её врагом прогресса. Изобличал несостоятельность религии. Его борьба с Католической церковью велась под лозунгом «Раздавить гадину!» Несмотря на критику, считал, что религию необходимо сохранить для идеологического обуздания народа: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

Выступал против взглядов Руссо, принимая сторону «образованных богатых».  Концепция «естественного человека» стала источником споров с Руссо. Вольтер с позиций рационализма утверждал, что «естественное» начало в человеке – основа современных социальных бедствий.

Основные труды: «Эдип» (трагедия); «Философские письма»; «Основы философии Ньютона». Его философская повесть «Кандид», отнесенная к Великим книгам, содержит критику одновременно и теории Руссо о Провидении, и доктрины Лейбница  о  предустановленной гармонии. Доктрина Лейбница утверждает, что при сотворении мира Бог заложил в него минимальное количество зла, которое компенсируется великими благами. Руссо, споря с Вольтером, выдвинул идею божества бесконечно справедливого и всепрощающего, воздающего каждому – в этом или ином мире – по заслугам его. Вольтер, потрясённый собственными неудачами и панорамой мира, полного несправедливости, отвечает повестью, знаменующей полный триумф иронического духа. В «Кандиде» представлены описания ужасных приключений и бедствий. Мудрость состоит в  действии, работе, позволяющей человеку забыть о своём жалком положении, избавившись от «трёх великих зол: скуки, порока и нужды».

Основной вопрос, занимающий Кандида и его спутников, – что лучше: испытывать все превратности судьбы или существовать, ничего не делая и ничем не рискуя. Кандид отвечает на него призывом:  «Надо возделывать свой сад!»  В этом афоризме на все времена – ключ ко всему творчеству Вольтера. В нём сконцентрирован социальный оптимизм автора, его вера в «вечное древо жизни», олицетворяющее прогресс человечества.

Вольтеру принадлежит ещё один афоризм на все времена: «Я могу быть несогласным с вашими суждениями, но я готов отдать жизнь за ваше право их высказывать».
Как теоретик литературы, Вольтер отстаивает преимущества «национальной драматической системы», созданной Корнелем и Расином, в противовес шекспировской трагедии. Несмотря на это, в своих драматических произведениях он использовал классицистическую форму, преобразованную под влиянием Шекспира. Вольтер написал 13 трагедий, 12 комедий, множество либретто, а всего – 54  пьесы. Как мастер он уступал Корнелю и Расину, но в XVIII в. он был единственным драматургом, способным достойно продолжать их эстетические традиции. Всего Вольтер написал более 100 книг. После появления своих основных трудов, становится Властителем дум всей просвещённой Европы.

Образцом просвещённого государя выступает у Вольтера     Петр I, в созданном им фундаментальном труде «История Российской империи при Петре Великом». К нему в Ферней отовсюду приезжали просвещённые люди. Дружбой с ним гордились Екатерина II, Фридрих II, Густав Шведский.

Вольтер не создал своего собственного оригинального учения, но, тем не менее, он оказал значительное влияние на философию, в первую очередь, благодаря пропаганде деизма и материалистического сенсуализма.

Мнение В.Аксёнова о толковании выражения Вольтера: "Раздавить гадину":

"Так у нас переводили  вольтеровское выражение, мне понятнее все же «Раздавить лицемерие».  — «Раздавить лицемерие» — намного шире, потому что направлено было не только против церковников, религиозного фанатизма, но и против сословий…"
 
    
«Я могу быть несогласным с Вашими суждениями, но я готов отдать жизнь за Ваше право их высказывать».
    
«Нет такого зла, которое не порождало бы добро».
    
«Первое обвинение не достигает цели, второе задевает, третье ранит, четвертое убивает».
    
«Традиции и привычки всегда берут верх над истиной».
    
(О христианской церкви): «Раздавите гадину!»
    
«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».
    
«Несомненно, в интересах общества, чтобы существовало некое божество, которое карает то, что не может быть пресечено человеческим правосудием».
    
«Надо возделывать свой сад!»
    
«Если люди долго спорят, то это доказывает, что то, о чем они спорят, неясно для них самих».
    
«Иной бесполезен в первом ряду, зато во втором блистает».
    
«Никогда не бывает больших дел без больших трудностей».

Фото из интернета