Последний автопортрет Крамского

Алина Алексеева-Маркезин
 Крамской И. Н. "Крамской, пишущий портрет своей дочери"

     В 1884 году Крамской, страдая «сердечной и грудною болезнью» по совету доктора С.П. Боткина совершает ставшую последней свою заграничную поездку на юг Франции вместе со своей дочерью Софией, впоследствии ставшей художницей.
Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал ее первым учителем. В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности похорошела.

        Будучи проездом в Париже, Крамской останавливается у художника-пейзажиста А.П. Боголюбова, который оставил интересные воспоминания о своих встречах с Крамским. «Скажу здесь про наружность Крамского, — пишет Боголюбов.

 " Он был роста среднего, на вид крепкого сложения. Маленькие серые глаза блестели у него как угли. Лицо его было приятно, хотя не было красиво и правильно. Когда он улыбался или смеялся, то все оживлялось в нем, намного добавляя общую прелесть.

      Он никогда не был франтом или щеголем, но всегда был свежо одет и умыт. Волосы на голове его были стоячие, а борода редкая, с проседью». Живя в маленьком французском городке Ментона на берегу Средиземноморья, Крамской проходил лечение под наблюдением русских врачей, а в свободное время давал уроки рисования своей дочери. Там был написан на небольшом кусочке картона последний автопортрет художники."

           Споенный трепетным светом, он привлекает изысканностью и тонкостью письма. А в сопоставлении стареющего художника, обремененного опытом и знаниями, за плечами которого многотрудная жизнь, и юного существа, стоящего на пороге жизни, полного силы, надежды, молодости, видится глубокий философский смысл — осознание неумолимого движения жизни.

http://www.kramskoy.info/content/blogcategory/50/30/