Спас и мухи

Сусанна Арутюнян 2
Ноябрь. Кто любит ноябрь? Никто!.. Вязкие, погруженные в холод и быстро сокращающиеся дни, – мрачный месяц. Но только не в Ереване. Там в ноябре пронзительно светит солнце, воздух ослепительно чист, на вершине благородного Арарата искрится свежевыпавший снег… Вид с разных точек города исключительный. Слов не хватает, надо приезжать и смотреть.
Здесь нет депрессивно-упадочнических настроений. Избавившись от химических заводов и всевозможных производств, Ереван превратился в экологически безупречно чистый город. Горожане снуют по уютным улочкам, гуляем и мы с мужем. Настало обеденное время, решаем зайти в ресторан и перекусить. Съесть восхитительный чудо-суп спас, простой и при этом неповторимый. От него с ума сходят московские вегетарианцы со стажем (вроде Ниночки, если кто читал мой рассказ о ней).
Ресторан пафосный, судя по интерьеру. Выбираем самый теплый уголок. Усаживаемся за залитый солнцем стол и утопаем в мягких креслах. Подходит очень услужливый официант. Мы заказываем спас, овечий сыр, толму, зелень – все натуральное. На столе весело копошится стайка мух… Нам приносят дымящийся спас; любые попытки отогнать мух ни к чему не приводят. Они с кавказским рвением продолжают группироваться на столе.
Начинаем есть. Спас вкусный до невозможности – от запахов заметались и мухи. Мы не можем остановиться, так разыгрался аппетит; приходится есть правой рукой и одновременно, не отрываясь от еды, махать левой, отгоняя назойливых насекомых. Мухи продолжают бороться за свое место под солнцем, иногда производя несанкционированную посадку на наши лица... Прием пищи усложняется, я не выдерживаю первая. Прошу подойти менеджера зала, худощавую девушку с трагическим лицом.
– Сделайте, пожалуйста, что-нибудь, – жалостливо прошу я.
– А что я могу сделать? – искренне удивляется девушка.
– Как что – отогнать мух! – уже возмущаюсь я.
Девушка спокойно отвечает:
– Мухи залетают в открытое окно, не буду же я говорить им «сюда нельзя»?
От очевидной абсурдности ответа я на минуту замолкаю, потом парирую в том же духе:
– Вступите с ними в переговоры, примените основные принципы, регламентирующие переговорный процесс, убедите их не влетать.
На мой саркастический ответ девушка лишь равнодушно пожимает плечами.
Хочется какого-то решения вопроса, невозмутимость менеджера поражает.
– Купите средства от насекомых, спреи, пульверизаторы, липкие ленты, мухобойку, в конце концов!!! – пытаюсь подсказать я уже раздраженно.
Девушка с сочувствием смотрит на меня:
– Ну что вы, не буду же я при вас махать мухобойкой.
Сильно повысив голос, я начинаю беспомощно выкрикивать слова, которые обычно производят впечатление на московских менеджеров: «Ваше заведение с претензией на высокий класс, а кругом антисанитария!»
Девушка смотрит на меня уже как на инопланетянку…
К тому времени солнце начинается садиться, мухи куда-то улетучиваются, я замолкаю.
Ничего не добившись, мы мирно расплачиваемся и выходим из ресторана. Сраженная, говорю мужу: «Да, в Ереване всегда были, есть и будут восхитительный спас с мухами. Так же как пронзительное солнце в ноябре и невозмутимая девушка-менеджер в очень черных колготках».