Зинаида Гиппиус читала ему свои стихи

Валентина Томашевская
Зинаида Гиппиус читала ему свои стихи...

О своем замечательном деде, Николае Львовиче Кожевникове, рассказывает Наталия Васильева, художник и педагог, выпускница факультета искусствознания Киевского художественного института. Дедушка закончил Учительскую семинарию,затем математический и агрономический факультеты (учился параллельно) в Петербурге, в Сельско- хозяйственной академии.
Преподавал математику и агрономию. Занимал в дальнейшем по службе руководящие посты.
Книгу любил с юности, читал запоем. Любил находиться в окружении поэтов и художников-декадентов.
Ходил на встречи , обычно , это было в "кафе" дедушка называл ТРАКТИР,
с Есениным, Маяковским. Рассказывал, что они любили выпить. Сергей Есенин был меланхоликом, всегда плакал, напившись , и пел тоненьким тенорком.

А Владимир Маяковский басил, юморил очень остро.
И был явно заносчив, высокого мнения о себе.
Рассказывал о студенте, который обратился к Маяковскому
за автографом и подчеркнул: " Я люблю ходить под Вас!" , это в смысле моды, одежды.

А Маяковский ответил ему , стоя на столе трактира: " Вы молодой человек, ходите под себя, а под меня - не надо, увольте!" Все чрезвычайно смеялись.

Видел и Зинаиду Гиппиус. Общался с ней. Она была даже влюблена в него...
Была значительно старше его, провожала его домой до рассвета, читала навзрыд  стихи о настоящей любви. Курила.


Впервые меня познакомил с искусством хокку мой дедушка, Николай Львович Кожевников, преподаватель Рабфака** в Иркутске.

У него было немало друзей, все - интеллигентные люди, преподаватели.  Были среди них и китайцы, мастера выражать свои наблюдения кратко, в стиле хокку.

Они, профессора химии Иркутского университета, приходили в гости на квартиру
моей бабушки, Александры Яковлевны Тимониной (23.05.1902 - 15.03.1961), располагавшуюся во флигеле на территории Иркутского университета. Квартиру моей бабушке  выделили как профессору химии Иркутского университета, прямо на территории университета, во флигеле.
Это мне моя мама рассказывала подробности, и дедушка, пока был жив...

Все сидели за огромным столом красного дерева, пили чай и
вдохновляли друг друга общением, рассказами, литературными изысками и знанием философии восточной гимнастики цигун.

Цигуном дедушка занимался до конца своих дней, а прожил он  89 лет. 
Всегда был здоров и бодр.



Дед заканчивал Академию как раз в 1917 году. Я его расспрашивала про революцию. А он сказал, что совсем не знал о ней. Шла обычная жизнь.


Меня и моего брата, увлекавшегося поэзией, дедушка с детства настраивал писать кратко, выражать свои мысли лаконично и в тоже время исчерпывающе.

Он читал  хокку на память, особенно мне памятны строки об ароматных тополиных молоденьких клейких листочках весной:

Солнцу раскрылся
Тополя клейкий листок...
Запах любимый...

*Николай Львович Кожевников (26.11.1893-4.08.1982)

**Рабфаки - учебные заведения для подготовки к учебе в вузах рабочих и крестьян. Существовали в СССР в 1920—30-е гг., сыграли ведущую роль в обеспечении первоочередного права рабочих и беднейшего крестьянства на получение высшего образования. Возникли в 1919 в Москве. Первым зако­нодательным актом стал Декрет
СНК «О рабочих факультетах» (17 сентября 1920).

Продолжение здесь
http://www.proza.ru/2017/03/11/1017

На фото: Николай Львович Кожевников