Кто защитит малого предпринимателя?

Пюрвя Мендяев
Сегодня едва ли можно сомневаться в том, что одним из самых важных факторов, который должен обеспечить успех экономического развития в Республике Калмыкия является развитие предпринимательства, в первую очередь малого предпринимательства. Нельзя, конечно, сказать, что руководством республике вовсе не уделяется внимание этой проблематике. Работа кое-какая, безусловно, проводится.

К примеру. Принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ от 14 мая 2015 года № 116-V-3 «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Республики Калмыкия». Данным законом определены виды предпринимательской деятельности в производственной и социальной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Калмыкия.

Всё вроде бы хорошо сделали. Приняли законодательный акт в поддержку предпринимательства, как почти все регионы страны. Однако, на мой взгляд, у данного закона есть серьезные недостатки. Главным недостатком закона является то, что в нем виды предпринимательской деятельности, подлежащие льготированию, искусственно сужены. В первую очередь, потому что при определении этих видов применяется разрешительный принцип, что резко ограничивает круг предпринимателей, которые могли бы воспользоваться льготой.

Поясняю. В законе нашей республики льгота предоставляется, к примеру, такому виду предпринимательства, как производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах. Или же виду предпринимательства обозначенному, как производство деревянных рам для картин, фотографий, зеркал или аналогичных предметов и прочих изделий из дерева. Еще льгота предоставляется производителям деревянных статуэток и производителям чемоданов. Это далеко не все виды предпринимательства, упомянутые в законе. Но все, кто не подпадает под точную категорию предпринимательства, описанную в законе, на налоговые каникулы права не имеют. То есть принцип следующий - разрешено, только то, что разрешено.
 
А к примеру, в соседнем Дагестане, как и в подавляющем большинстве регионов, налоговые каникулы в соответствии с аналогичным законом предоставляются, к примеру, всей отрасли сельского хозяйства, пищевого производства и т.д. и в законе их упоминаются не те виды предпринимательства, кто может получить льготу, а те кто получить не могут. К примеру, льгота дается всем видам пищевых производств, за исключение производства спирта и т.д.. Здесь действует принцип – разрешено, то что не запрещено. И в данном случае это явно более правильный подход.

Кроме того. Целые отрасли вообще остались обойденными нашими законодателями. Научно-производственная деятельность вообще никаким образом в законе не упоминается. Это вообще нонсенс! Предпринимательство в сфере СМИ тоже осталось без налоговых каникул. Книгоиздание. И много других важных отраслей экономики не получило поддержки.      

 В результате мы и имеем соответствующие неудовлетворительные результаты в области развития экономики республики.

Одной из важнейших причин такого положения дел в том, что в республике уже практически два года пустует место уполномоченного по делам предпринимателей при Народном Хурале РК. Не удивительно, что некому сегодня при проведении работы по улучшению законодательства республики отстаивать права предпринимателей.

Честно говоря, данную ситуацию вообще невозможно понять. Назначить человека на данный пост, это ведь не какой-нибудь строительный объект, освоить, на который нужны были бы большие деньги, это не пробить финансирование или компенсации, которые нужно отстаивать в федеральном центре. Это обычная государственная рутинная работа. Если такие элементарные вопросы не решать то, что там, в государственном управлении вообще делать?