Далеко-далеко...

Дана Дрон
И разделённые огромными расстояниями люди находят способы общения, если хотят общаться.

Интернет давно позволил быть в контакте всем, кто этого хочет… И скайп стал бесплатным  видеотелефоном в любой точке земного шара, если, конечно, технически всё налажено с обеих сторон, как минимум…

(Недавно узнала про эстонских парней, разработчиков скайпа, что они создали, но от этого не разбогатели...)

Но в ситуации Натальи и её мамы, в отсутствии интернета у Мамы, общение принимало формы писем и звонков, а также просто сигналов от набора номера...

...Набор не требует оплаты. Они договорились с мамой, что перед сном та будет набирать номер Натальи со своего домашнего телефона, и просто сигналить, как бы сообщая, что она в своей квартире и ложится спать …, а Наталья, видя на экране своего мобильного фото и номер телефона мамы, будет успокаиваться, что всё – в порядке.

Такие сигналы не предполагают разговора, но позволяют через все дали быть в контакте... Ведь если один человек набирает твой номер, посылая в пространство только гудки, а ты их слышишь и понимешь конкретно, от кого они, то даже без принятия звонка для ответа, начнёшь в ответ тоже набирать его номер в ответ..., то получается некая идиллия перезвона, означающая :

– Привет! – Привет!

Наталья писала много писем. Это был регулярный процесс своеобразных разговоров на бумаге…

Она подробно описывала своей маме многое, рисуя картинки своей жизни. Причём, происходящее было датировано по-разному…  – Своебразный дневник  содержал в себе записи о разных событиях и в разные дни. И в них было много зарисовок своих впечатлений, мыслей и чувств.

По её письмам можно было представить всё, что происходит и как при этом чувствуют все персонажи её будней и праздников. Она рассказывала и рассказывала своей маме обо всём…, чтобы приблизить свою маму к своей действительности на таком огромном расстоянии от неё...

Ей хотелось посвятить свою маму в жизнь её родных детей и внуков, находящихся далеко-далеко от неё… К тому же, она считала, что это полезное упражнение – читать и писать в пожилом возрасте. Иной раз, мама и сама писала письмо и присылала в ответ. Но больше писем, конечно, было со стороны Натальи. Это был нескончаемый поток писем, без ожидания ответа на них. Наталья пиСала, сообщала маме и таким образом, приобщала свою маму ко всему, что проиходит очень далеко от Алматы.

На почте двух стран такая переписка не оставалась незамеченной. Адресатов знали в лицо и удивлялись тому, что ещё кто-то пишет письма…

Да, можно было бы и не писать, и ничего не отправлять по почте, если бы было налажено меж ними интернет-общение. Но увы, технически этого не получалось, ведь на восьмом-девятом десятках жизни матери Натальи, проживающей в одиночестве, без чьей-то помощи было не обойтись, а потому ноутбука с подключением к интернету она не имела. Хотя научиться пользоваться смогла бы! В этом даже не сомневалась Наталья. Её мама была открыта ко всему новому и хорошо умела печатать в молодости до пенсии... Но факт оставался фактом, что их общение – иное, чем интернетовское…

И могли бы они разговаривать по скайпу. Но такое удалось только один раз, когда Наталья в скайпе вышла на своего кузена Женю, а в тот момент её мама находилась у них там в гостях… И состоялся разговор …  Но такое было только раз! Ведь мама Натальи и её племянник жили в разных частях города, виделись редко, а передвижение для маиери Натальи становилось проблемнее и проблемнее из года в год… То она могла сесть на автобус и приехать к племяннику, а то полгода не выходила из квартиры, не в силах спуститься без лифта с четвёртого этажа... И все её прогулки заключались в походе в лоджию и вдыхание воздуха из раскрытого окна…

Поэтому речь шла только о почтовых отправлениях, магически приближающих их друг к другу через повествование о рутине или новостях их жизни в разных частях света...

И пОчтой каждую неделю письма отправлялись Натальей в больших конвертах форматом A5. Такой формат был выбран не случайно, потому что отправлялись и  такого же формата цветные фотографии, отпринтованные на обычной канцелярской бумаге,а чтобы положить их было туда, как можно больше, и при этом бы, вложиться в установленный стандарт - до 50 г по обычному тарифу, то должно быть соответствие и размеров, и веса... Часто эти фото иллюстрировали тексты писем. Это были и фото самой Натальи, и фото её детей и внуков, а соответственно,  –  фото внуков и правнуков её матери.

Звонки с мобильного на настольный были не по карману Наталье, и позвонив, она старалась послушать голос матери, а все свои рассказы были позже в письмах…

О чём говорила её мама? Всегда о  своих диагнозах и выписанных ей препаратах. А по получении письма, всегда находила повод для своей критики.

Наталья  в очередной раз выслушала критику своей матери, позвонив ей за тридевядь земель.

 – Мама, я выслушала Твою критику … Но уже мне смешно и грустно, конечно… Хорошо делает мой братик Серёжа!  Никогда ничего не присылает! – Нечего  критиковать!

Она хотела бы в ответ многое сказать, но не скажешь!  – Не оплатить  тогда будет огромный счёт за долгий разговор! И она оставляла все свои доводы себе, иной раз перенося их в свои письма.

ЧТО Наталье хотелось сказать по поводу всегда меткой критики своей мамы..?

Да, она твёрдо знала, что на такую критику в адрес своих детей, лично она сама бы даже не осмелилась! А её мама могла себе это позволить...

И мысленно Наталья рассуждала и не озвучивала то, что хотела бы сказать:

– Как бы я ни старалась, всё равно, нарвусь на Твою нескончаемую и даже убийственную критику. И часто даже не могу предугадать, какой повод для неё дам…

И дальше мог быть такой монолог:

– Я к своим годам поняла, что мы не можем указать рамки, в которых кому-то что излагать, ЧТО делать и КАК делать, что именно посылать, и как оценивать то или другое. Всю жизнь каждый должен работать над своим ОТНОШЕНИЕМ ко всему...

Подруга Натальи из Омска однажды разослала своим подругам и ей, на какие темы можно ей писать… Потом, правда, извинялась...

ЩАС! Будет кто-то по списку сверять, ЧТО писать, О ЧЁМ говорить! , а  о чём –  нет!

Прочитав тогда перлы её подружки Нины, которая решила регламентировать всем темы общения, Наталья со всплеском эмоций сразу подумала:

 – Хочешь – читай! Не хочешь – не читай! Хочешь пропускай через себя, не хочешь – отфильтровывай! Отфутболивай! Ишь придумала, что кто-то будет поступать так, как ей хочется! И исполнять ею декларируемый протокол – ЩАС!

Точно так же Наталья могла бы сказать своей маме в ответ на : “Не присылай мне такие фото! “:

 – А что с фото не то!?  Да, не супер-качества, просто видОчки на простой бумаге, но иллюстрируют события…, и причём, радостные события, не жуткие печальные…!

Что можно было бы ответить?

 –  Какие есть, такие и посылаю, хотя тоже выбирала! Трудно печатать их! И времени много занимает. И денег стОят краски в катридже для принтера!
Ты даже не хочешь понять, что это лучше, чем ничего!

Во-1х, это не те фото, которые поставить в рамочку! Просто дополнение к рассказу … Ну и посмотрела! Что-то увидела … Например, внук во время лекции в Учебном центре … Сплошного чёрного пятна нет! Не надо сочинять! Значит, очки Тебе уже менять надо!

То, что внучка Елена делает трюк на улице … – этому только порадоваться можно, что есть гибкость у неё! Если не радует, а нервирует, значит, щитовидка даёт такой эмоциональный сбой…, что всё – раздражает! Только и всего!

Просто у нас с ней был разговор, что когда мне было 28 лет, то в лаборатории мы обсуждали комплекс упражнений, напечатанный в журнале “Работница”, который каждая из женщин тогда выписывала... Коллега Лариса, листая журнал, тогда сказала:

 – Напечатают всякого, и вдобавок ещё нарисуют упражнения, как надо выполнять, а выполнить такое невозможно!

Наталья уточнила, о каком упражнении идёт речь… Ей показали схему выполнения упражнения в журнале,  нарисованную фигурку, выполняющую упражнение, где одна нога касалась головы в положении стОя...

Коллеги-женщины выразили своё мнение:

 –  Нарисовать можно всё, что угодно! Это даже не фото гимнастки …, а просто схематичный рисунок. Но это просто не выполнимо!

Тогда Наталья слегка парировала:

 –  А почему нельзя выполнить!?

И как она стояла в белом халате, даже в туфлях на каблуке, подняла  правую ногу до уха, стОя на левой... А вот левую поднять до самой головы ей не удалось... Сантиметров пять, чтобы коснуться ногой головы, – не доставало! А вот правую ногу поднять  было – легко! И она с лёгкостью, даже без разминки, выполнила нарисованное упражнение...

Все были поражены гибкости Натальи, лёгкому выполнению упражнения! И потом ещё много дней подряд шли разговоры про “трюк” Натальи, удививший всех видивших его тогда, и доказавший, что такое вообще возможно…

Наталья как-то разговориала со своей дочерью Еленой о разминке и о гибкости и она ей поведала ту давнюю историю... А дочь попробовала сделать растяжку и такое упражнение... Засняла планшетом и прислала через интернет. Наталья распечатала на принтере такое фото и отправила своей мамочке, чтобы порадовать её, какая у неё гибкая внучка... Причём, чтобы фото было цветным ей пришлось идти в фирму, где производят разные типы печати, уплатить за них, а потом уже фото приобщить к своему очередному письму. Она всегда печатала два снимка на листе форматом А4, разрезала лист пополам,образуя две картинки форматом А5, один снимок оставляла у себя, а другой посылала матери.

 – Ну что в этом плохого! Чем там не понравился сюжет!? Почему такое фото вызвало критику со стороны её матери?!

Наталье хотелось в ответ сказать:

 –  Это замечательно!  Необычный снимок. На нём видно умение поставить  поднятую ногу к голове… Но если считаешь иначе – это Твоё право! Если Тебе не интересно это, ну, посмотрела... и можно вообще без реплик...!

Можно думать, что все сошли с ума, весь мир сошёл с ума... Но лучше так не думать! Потому что это не в Твою пользу … Шутить надо! И забыть бы Тебе про критику такого рода, когда Ты выставляешь напоказ  свои оголённые нервы, в чем мало смысла и философии … А в голосе – нервозность... Но со мной Ты всегда только так разговариваешь! Я к этому, в принципе, привыкла! И в этом момент Ты совершенно не задумываешься, какой осадок остаётся … – такие мысли роились в голове Натальи..

У матери Натальи был всё время протест! И она в лоб говорила правду-матку. Это было в её стиле жизни, но не со всеми людьми, и не во всех случаях, а только с дочерью… Наталью она не щадила и считала, что она должна сказать ей прямо то, что ей не нравится...

Наталье хотелось убедить свою мать оставить критику и искать хоть какой-то малюсенький позитив:

 –  Это же замечательно, что мы можем общаться! И фото смотришь каждую неделю. И всех по фото представить можешь... А ведь  наше "далеко-далеко" никогда не сделает возможным общую встречу с внуками и правнуками... А так хоть можно увидеть и порадоваться!

Да письма шли чередой, с максимальной паузой в две недели, а практически, каждую неделю, каждые три дня...

Да, Наталья, проживая вдали от матери, с помощью писем и звонков насыщенно общалась с нею.

Такого даже трудно представить, СКОЛЬКО было написано-напечатано писем и сколько отправлено было их, и с фотографиями, и без них...! (Но тогда звучал вопрос её мамочки, почему нет фото...)

Если было задаться целью, то можно было попасть в книгу рекордов Гиннесса…, предъявив мешки писем от дочери своей матери... за полвека...

Наталья интересовалась жизнью ровесниц её матери в своей другой стране, видела и слышала их, анализировала,  как они себя ведут … Это все были дети войны, рождённые в тридцатых годах прошлого века...

И понимала, раз они стоЯт на позиции долгожителей, то у них искорки в глазах и слова – с юмором, а не со скорбью, и не с вечной критикой и раздражением …

Бабульки отметают всё ненужное, и стараются на поверхности держать только самое приятное… У них установка – ПОЖИТЬ... до ста двадцати..., а значит, хотят вкусить радости от жизни и не превратиться в источников раздражения для окружающих... А это всё влияет и на самого человека, и на всех вокруг...

Мамуля Натальи любила рассказать, КАК другие дети-внуки уважают и любят своих матерей-бабушек, при этом сразу критически принижая своих собственных... И критерием для этого было "поздравили-не поздравили!"... Она с гордостью рассказывала, сколько чужих людей ей выразили уважение …, или позвонив просто поговорить за жизнь, или поздравив в чем-то...

Хотелось крикнуть:

 –  Ну чего хвастать уважением Тебя кем-то со стороны! Это всё – чужие люди, думающие только о себе, но они держат марку... и говорят формулами вежливости, поддерживая приятное общение в своём кругу…

Наталья от души писАла письма своей матери, но так как писем было много, то её мать этого не ценила. И вдруг Наталья решила не писать больше ни о чём!

Видно, испила той критической реакции своей матери с лихвой!

Да и было понятно, что при проблемах с ногами её мама уже не сможет прогуляться до почты за письмом от дочери, как она это всегда делала многие годы...

На почте её знали и, завидя в дверях почтового отделения связи, выходили ей навстречу с очередными письмами…

Ещё стало понятно Наталье, что в 83 года физиологически уже было трудно  её матери и читать. Ну конечно, надев очки, её мама бы поперебирала фото…, если бы такие прибыли, но доставка писем по адресу не была там организована, а почтовые ящики в домах были только, как небольшие наклонные полочки для коммунальных счетов и извещений … Долгие годы все письма отправлялись “до востребования” и получались только на почте.

Но нет писем, нет фото и –  нет критики!

Наталья уже удивлялась тому, что как долгие годы она писала и писала письма своей маме, вкладывая в них свою душу, затрачивая время на их написание. Но делала она это потому, что иного способа общения в их ситуации не было, а хотелось общения... И письма соединяли, приближали и насыщали информацией.

Когда этого не стало, то мать Натальи спросила почему нет писем, что она пришла на почту и ей сказали, что ничего нет… Но тогда она ещё передвигалась бодро.  И тогда Наталья возобновила переписку... Но когда возникли проблемы с передвижением её стареющей матери, то вопрос о письмах как-то сам и отпал…

Как хотелось Наталье быть в контакте с Мамой, с теми, кто родной и дорог …! И даже всю критику можно принимать … , просто не внедряя её в себя всецело!

Но остались только мобильные сигналы и краткие разговоры по телефону... Жизнь – без писем. Эпистолярный жанр не стал помогать им в поддержании контакта...

А жили они далеко-далеко, куда нужна и виза, и немалые деньги, чтобы долететь... И не собраться всем ни в реалиности, ни в виртуальном пространстве (и не организовать конференцию в скайпе..), чтобы сердечно вместе пообщаться!

Такое было их "далекО-далекО" ...