Урагша! Истории Бурятии

Соловьев Мо Хара
Рассказ вошел в сборник "Пока они шалят" на:
literator-online.ru (смотреть по ссылке).
Впервые публиковался в газете "Бурятия" 2018г.

УРАГША! (вперед)


- У нас, у Бурятов, слова назад нету! – гордился как-то однокурсник после очередной драки с местными ещё в период СССР, - Только Урагша! Вперед! В стенку уперся? Разворачивайся и снова Урагша!
Настырность – по-другому, такую черту характера не назовешь…
 В ту давнюю пору борьба «Классическая» почему-то не называлась еще «Греко-Римской», а боролся я с детских лет.  Хорошо помню, как в далеком колхозе «на абитуре» (от словечка абитуриент) позвал меня собутыльник-сокурсник забороться… Мол, говорили ты в зал ходишь…
А я чё? Я готов. Водка почти выпита – кровь гуляет…
Кто боролся с бурятами, понимает – схватка у парней в крови. Что уж там за стиль получился в той схватке – не соображу даже сейчас, но советы тренера (из недалекого ещё тогда детства)  все-таки реализовал…
«Работай на левую руку, - поучал он когда-то меня двенадцатилетнего, - Такого не ждут…»
Схватились мы тогда на траве, рядом с импровизированным столом.
Азарт противника подогревал и борцовский «клинч» надолго не затянулся. Наработано медленно тяну правую руку противника на перевод (прием). Соскальзываю, как только «партнер» уперся и беру левую.
Разворот.
Теперь на колено (тренер учил не калечить и не бросать с размаху, когда не на ковре).  Встряхнуть-наклониться и простонародная «кочерга» заставляет противника мягко катиться в траву.
Одобрительный гул сокурсников пьянит, а мой «партнер» явно жаждет продолжения.
На советы, что кричат ему от костра на бурятском, внимания не обращаю, хотя «урагша» помню именно с тех пор…
Не знаю, что уж он там хотел сделать, но ярость во все времена не лучший советчик. Парень он был, конечно, крепкий, но торопливость сработала на меня.
Опять его левая в захвате. Да плотно так – прям под «вертушку». Ухожу под прихваченную руку вдоль туловища противника со скручиванием. Теперь моя левая замыкает объятия, плечо на месте, бац! и мы еще раз мягко валимся на траву.
Поднимаюсь и чую – обстановка неуловимо меняется. Ловлю от пары сокурсников бурят молчаливое ожидание.
Ожидание чего?
Пока разбирался, прозевал первый удар. Хорошо в лоб прилетело, а так ходить бы мне с фингалом до конца заезда.
Вечер  испорчен (по крайней мере для меня). Слава Богу, додраться нам не дали и растащили сразу же после моей оборотки.
Кто знает, в драке победителей нет и морды разбиты у всех… Рубашке после валяний на траве – капут, лоб саднит. Хотя «партнеру» не лучше – вон нянчит руку, видать свернул себе палец-другой о мою голову…
Стаканы. Водка. Сокурсники нас мирят. А я что – я за! Жаргал тоже. Жмем руки… Не, ну что у меня за натура – нет чтобы сжать подлецу до боли подкалеченную правую, так опять жалеючи давлю…
Вторая схватка состоялась через неделю. Нас командировали в соседнее отделение, а знакомиться с будущими сокурсниками (такими же абитуриентами) лучше всего в застолье.
Вызов побороться бросила принимающая сторона, мол, кто у вас тут способен?
Наши буряты во главе с Жаргалом, что-то гыркнули им и мне гутарят – давай, мол, Миха – Урагша!
А я что? Я готов… Водка в крови, да и противник не знает про «тайну» работы на левую…
Пацан оказался чутка слабее Жаргала… Ненамного, но перевода на правую не разгадал и оказался в позорном партере (на четвереньках). Накатывать (переворачивать) его не стал – так никаких рубашек не хватит, если по траве елозить раз в неделю …
Поднялись и началось. Хотя этот бурятский парень дрался явно лучше, чем боролся… но как же не хотелось тогда синяков – нужна мне эта борьба пусть и с умением работать на левую?
Скользом все-таки я получил, но додраться опять не дали. Растащили. Помирили. Опять водка-стаканы-рукопожатия.
И ведь никто-ничего не подскажет… Впереди еще месяц-полтора колхозов – так что ж теперь каждую неделю биться?
Нужно было что-то придумывать, потому как я теперь «знамя» нашего колхозного отделения, а гладиаторские бои ценились во все времена…
А спустя неделю, у нас гости – девчонки экономистки на танцах, и то самое отделение пацанов, где вторая схватка была. И новые лица… Вот этого крепкого бурята, что с интересом меня рассматривает почему-то не помню, а у него явный замысел…
- Поборемся?
Так и знал… Очередной «Гладиатор», а «римлянам» уже и танцы – не танцы…
Иду обреченно и прибрасываю, может сразу же драку начать? Ну, типа не понял я, зачем позвал, но решение оказалось совсем другим…
Уверенность противника радовала, да и в первом захвате почувствовал школу, причем вольную (стиль борьбы)… А как же не хотелось сдаваться, но не проиграть вольнику с его опытом работы на ноги – невозможно. А традиции Бурятии (оказывается) все-таки традиции – иначе, откуда во мне полыхнула та ярость от проигрыша?
- Урагша! – нанес я удар первым, поднимаясь на ноги в очередной раз, - Урагша! – прочуял я разом всё отчаяние, и горечь поражения, выплескивая-таки ярость проигрыша в собственных кулаках, ой как я понял тогда своего сокурсника Жаргала…

Эх, Бурятия мать Бурятия… Скольких же ты обратила в свою веру… И что такого здесь на этой земле? Воздух? Белая пища? А может быть, руки язычников меняют тебя, коснувшись лишь раз, в далекой студенческой схватке?
Много воды утекло, и «кочевал» я в другие места в поисках лучших «пастбищ»...
 Москва. Владивосток. Кемерово. Хабаровск.
И много раз уезжал и столько же возвращался, пока не сообразил, что Бурятия с тобой навсегда, а бег твой лишь движение вперед, что на Бурятском, во все времена, звучит как – Урагша!

Февраль 2016 г.Иркутск.