Гордыня

Александр Чмелык
Гордость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки (например, «этот студент — гордость всего института»).
У В. Василенко, "Краткий религиозно-философский словарь" (1996), отмечается: "Восточная аскетика отождествляет гордость и гордыню, что отразилось в практике русского языка. В западной традиции гордость отличают от гордыни и трактуют в нравственно нейтральном или положительном смысле - как естественное чувство самоуважения, знание себе цены, как творческое дерзновение, как сознание усыновленности Богом".
Ничего греховного в гордыне нет, потому что нет ничего плохого в том, что человек гордится своей личностью, какими-то своими качествами характера, какими-то отличительными чертами, какими-то выдающимися свойствами, это его приободряет, воодушевляет, он чувствует своё достоинство, свою значимость, у него от этого лучше на душе, он себя правильно оценивает на том должном уровне и в том качестве, на котором он и находится и каким является. Гордыня вредна в том случае, когда человек надменен, чванлив, высокомерен в том смысле, что он с брезгливостью смотрит на всех, кого считает ниже в чем-то себя, когда он отвергает кого-то, отворачивается от кого-то, потому что мнит себе, что никто не достоин его внимания, принятия, его доброты, его понимания, его приятия и тому подобного, когда человек себя настолько превозносит, что считает всех полным ничтожеством в сравнении с собой, которых и в грош не ставит, когда человек считает достойным всего только самого себя, а на всех остальных ему плевать, он абсолютно к ним равнодушен и считает, что с ними считаться вообще никак не стоит, то есть гордыня является грехом в том случае, когда человек любит и боготворит только себя одного, а всех остальных он клянёт и ненавидит, все остальные для него пустое место, все остальные не достойны от него ничего, ни внимания, ни любви, ни помощи, ни уважения, ни снисхождения, вобщем ничего, он к ним абсолютно равнодушен и ни во что ни ставит, достоин всего только он один и больше никто другой, нет места больше никому, кроме него, нет больше почтения никого, кроме него, нет лучше него больше никого, ну и так далее.