Чудо на Гудзоне - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Страна: США, 2016
Режиссёр: Клинт Иствуд
В главных ролях: Том Хэнкс и Аарон Экхарт
Жанр: биография, драма
____________________________

В основу фильма Клинта Иствуда легли события, случившиеся в нью-йоркском небе 15 января 2009 года. В этот день американский авиалайнер Airbus A320 со 155 пассажирами и членами экипажа на борту взлетел из аэропорта и на высоте меньше километра столкнулся со стаей птиц. В результате этого столкновения оба двигателя самолёта вышли из строя, а пилот Чесли Салленбергер (Том Хэнкс), чьё прозвище «Салли» является оригинальным названием фильма, вопреки указаниям диспетчеров, совершил посадку прямо на воды Гудзона. Из 155 человек все выжили. Пока пресса и общественность пели Салленбергеру дифирамбы, страховая компания собрала комиссию по проверке действий членов экипажа. Начав расследование, комиссия подвергла Салли и его напарника Джеффри Скайлза (Аарон Экхарт) жёсткому прессингу, настаивая на том, что согласно компьютерному моделированию, пилоты совершили ошибку – они, дескать, могли посадить самолёт на двух близлежащих аэродромах, не рискуя жизнями пассажиров.

Именно это расследование Иствуд и превращает в стержень фильма – для комиссии не столь важно благополучное завершение полёта, сколько оправданность почти беспрецедентного решения пилота. Для членов комиссии произошла катастрофа, а Салленбергер будет настаивать, что это была посадка, которая не привела к жертвам. И пробиться к истине ему будет непросто.

Хэнкс перед съёмками пересмотрел множество видеозаписей работы комиссии, пообщался с самим пилотом. Его Салли внешне мало похож на своего прототипа, и трудно сказать, насколько он соответствует ему внутренне. В фильме это глубоко положительный, рассудительный ответственный немолодой человек, с невыразительной внешностью, который едва ли будет заметен в толпе. По ночам его мучают кошмары, а днём – сомнения в том, что он принял единственно верное решение.

Несмотря на то, что основная часть фильма посвящена расследованию происшествия, само оно, продлившееся в реальности всего 3,5 минуты, занимает на экране добрых полчаса. Иствуд мудро решил для достижения наибольшего эффекта достоверности происходящего привлечь к съёмкам живых участников тех событий – пассажиров лайнера, капитана парома, первым начавшего эвакуацию спасшихся, спасателей. Их попросили не играть, а воспроизвести то, что они делали до этого во время реальных событий.

«Чудо на Гудзоне», как и почти все фильмы Иствуда, цепляет. Есть человек, есть работа, есть долг, есть живые люди. Всё это вместе и приводит к тому, что люди называют подвигом. Всё это важно, в отличие от мусора в СМИ и от нападок членов комиссии. Чётко выраженная гражданская позиция режиссёра глубоко им выношена и пережита, а потому выглядит не пафосной, а выстраданной и личной.

Стоит отметить, что в августе 1963 года похожий случай был в Ленинграде, когда пассажирский самолёт, летевший из Таллина в Москву, из-за неисправностей вынужден был приводниться на Неву. Утверждают, что на этом рейсе летел и будущий патриарх Алексий II, судя по рассказанным в интернете историям, это возможно, хотя сведения об этом официально не подтверждены. Именно после ленинградской посадки на Неву, где управление взял на себя 2-й пилот, летавший до этого на гидроплане, во многих авиакомпаниях мира стали отрабатывать на тренажёрах аварийную посадку на воду. Возможно, благодаря этому и состоялось чудо на Гудзоне.

9 из 11